Изба как мать. Рождение младенца

«Тепло в избе, как сам бог живет!»
(русская народная поговорка)


ИЗБА - МОДЕЛЬ КОСМОСА

Как стрелочки компаса, русские избы встарь смотрели лицом на солнце. Окна вырубались только с двух светлых сторон – лицевой (юг) и боковой (восток). Низкий широкий вход обычно вырубался посредине задней стены (противоположной лицевой) и вел в Сени.
Внутри избы были устроены почти одинаково: поперечным брусом «матицей» и продольным брусом двускатной крыши пространство делилось на четыре угла: красный угол - День, печной угол - Ночь, два другие угла - соответственно Утро и Вечер.
В красном углу (юго-восток) помещалась божница с образами (нимб - солнце, свят - свет), а под образами стоял обеденный стол с обращенной к образам солницей - это угол светлый, мужской. В печном углу (северо-запад) помещалась печь - это угол темный, женский.
(Ориентация углов по сторонам света могла иногда меняться, но оппозиция красного и печного углов сохранялась всегда).
В красном углу ставили образа, в печном справлялся культ «богов домашнего очага» (домового-"хозяина"), рядом с печью был вход в подпол («тот свет», где живет мышка-норушка), под печью в подпечке зимой часто держали домашнюю птицу и т.д.
Свет: День, добро, Бог, богатство, святость, Небо, солнце, мужик и т.д.
Тьма: Ночь, зло, бес, бедность, грех, Земля, луна, баба и т.д.
(Небеса = не беса, а Бога).
В красном углу живет Бог, в печном углу живет бес.
Во время обеда вся изба «переносилась» на стол (стол и лавки были неподвижны, т.е. в строгом смысле не были мебелью (= мобил - подвижный)) – в красном углу сидел хозяин дома, по диагонали от него (ближе к печи) - хозяйка, справа - старший сын, слева - младший и т.д.
Т.о. «картина» обедающей семьи показывает главное правило «Домостроя» - муж слушается Бога, жена - мужа, младший брат - старшего и т.д.


ИЗБА - МАТЬ

Свой символизм изба показывает через проводимые в ней обряды.
Рассмотрим избу в контексте рождения ребенка:
Рожали чаще всего в бане, иногда в печи (так что «рожала» как бы не баба, а баня или печь; в случае если ребенок родился больным его «перепекали» - сажали на хлебную лопату и заправляли обратно в истопленную, но уже наполовину остывшую печь. Так в свое время был перепечен в печи будущий великий русский поэт Г.В.Державин.
С роженицей некоторое время (3 - 9 дней) жила в бане бабушка-повитуха, кормила ее и, вероятно, учила (особенно, если ребенок у матери первый). Рождение и содержание первое время ребенка в бане делал переход его из «того» мира в «этот» постепенным и уменьшал родовую травму.
По выходе из бани, ребенка пеленали и помещали до крещения в корыто (поскольку пока что ребенок, этот выходец с «того света», считался нечистым) и только после крещения клали в зыбку (колыбель = колебал, зыбка = зябко - дрожь), подвешенной к матице в центре избы - между Небом и Землей, в самом центре Мира! Младенец, вися так некоторый срок как бы «донашивался», переходя с «того света» на «белый свет».
На сороковой день (или на 9-й или 3-й) над младенцем совершалась очистительная молитва, крестные дарили ему крест, рубашку и пояс. До этого ребенок назывался «сырым» или «парным» (т.е. «недоиспеченным») и мать ему регулярно «исправляла нос». Этот повсеместно распространенный обычай связан с верой во вселение на сороковой день в младенца души: нос - дыхание - дух, душа (сорок=срок).
Послед часто закапывали под порог (что уподобляет внутреннее пространство избы материнскому чреву, а вход отождествляет с лоном), пуповину клали в красный угол за образа.
Уходя надолго из дома, например, на заработки или в солдаты обязательно нужно было коснуться рукой родимой матицы, а ногой споткнуться о порог (чтобы вернуться). И, наоборот, девушка, уходя жить в дом мужа, перепрыгивала, как козочка, через порог (чтобы никогда уже сюда не возвращаться).
И т.д. и т.п.
 

ИМЯ

Изба = из-ба (из чего? - из «ба»). На «ба» начинаются «ба-ба» и «ба-ня», которые как и печь символизируют материнское чрево. Поэтому изба (= из чрева = из бабы) содержит в своем имени указание на центр, из которого начинаются люди. Как из источника начинается ток, как из раны сочится кровь. Из-ба - это место, из которого вытекают люди.
Такое понимание совпадает с официальной версией «изба = истопка» (Н.М.Карамзин, например, в  «Истории Государства Российского» древние избы называет истопками). Хотя и понимает это не столько буквально (отапливаемая часть дома), сколько символически:
Истопка = из-топка - из печка (рождение из темноты, включающее объединение баба = баня = печь = изба).
Ср.: слово «дом» также отсылает нас к дыму (издалека по дыму узнают о нахождении дома) и следовательно к печи. Но дым - это иначе говоря чад и следовательно дом отсылает и к чаду (баба = печь). Кроме того, имя «люлька» означает и трубку и зыбку младенца.
Косвенным доказательством понимания слова «изба» как роженицы является сказочная избушка бабы-яги: избушка на курьих ножках противопоставляется родимой избе. Следовательно, избушка на курьих ножках = анти-изба.
А поскольку лесная избушка без окон и дверей символизирует гроб-Смерть (баба яга в своей печи испекает детей), то изба (анти-смерть) символизирует Рождение. Взгляд на избу как на роженицу глобален и содержит в себе общинные ценности: что такое человек в сравнении с родом? что такое отдельная баба по сравнению с избой?
 

СЕНИ

Сени - промежуточное пространство между «внутри» и «снаружи и как таковое сени являются символом перехода из Тьмы на Свет (и наоборот).
Белый свет, на котором мы живем, противоположен «тому свету» - пространству после смерти, пространству внутри матери (первый дом и символ любого дома).
Белый свет = жизнь = «снаружи».
Изба = земля = мать = смерть = «внутри».
С таким пониманием хорошо согласуется распространенное мнение о том, что изба исторически изменялась в сторону увеличения окон, а древняя изба была без окон вообще. В позднейшее время по числу окон можно было судить о статусе хозяина.
Если изба - это чрево и «тот свет», то выход из избы наружу, на Белый свет, символизирует Рождение, а возвращение в избу - Смерть. Утром крестьянин выходит из избы, днем трудится, вечером возвращается в дом, ночью спит и т.д. Т.о. один день = век человека. Зоны перехода из тьмы на свет имеют в избе физический эквивалент - сени (промежуточное пространство между «внутри» и «снаружи»).
Если изба (отапливаемая часть) - это зима (ночь), то «белый свет» - это лето (день). Тогда наступление весны символически можно изобразить как выход из избы в сени, наступление лета - как выход из сеней во двор, наступление осени - заходим со двора в сени, наступление зимы - заходим из сеней в дом...
Такое понимание сеней заложено в зеркальности имен «ве-сна» и «о-сень» («Ласточка с весною в сени к нам летит»).


КРУГЛЫЙ МИР

Традиционно Мир (Белый Свет) понимается как круг, магический защитный круг вокруг «я» (аз). В центре Мира помещается печь (материнское чрево). Печь в избе. В избе живет семья (семя). Вокруг избы - соседи, в селе родственники и свойственники и т.п. В лесу живет нечистая сила (баба яга и леший).
За темными лесами, за синими морями живут иностранцы, которые в своих париках и причудливых костюмах воспринимались крестьянами на Руси как черти. Тоже самое и русские дворяне.
Т.о. Мир состоит из концентрических кругов расходящегося тепла.
Век человека можно изобразить так: утром человек выходит из избы, днем ходит по Белому Свету, вечером заходит в лес = в избушку на курьих ножках. Здесь живет Баба яга (Смерть), которая испекает в печи малых деток.
Зайти в избушку Бабы Яги = смерть и зачатие. Затем наступает Ночь-беременность и новое рождение в родной избе из печи (из матери). Т.о. испекание - это перепекание.
Избушка на курьих ножках: курочка = кора очка (кора яичка, кора очага) = кора ока = веко (век человека).
 

ВЫВОДЫ:

1. Крестьянская изба - модель Космоса.
Отношения «-» и «+» («инь-ян») подвижны и зависят от контекста: так изба является «инь» («-») по отношению к белому свету снаружи («ян», «+»), но когда мы заходим в избу, то мир сужается пространством избы, а изба (Космос) содержит в себе «+» (красный угол) и «-» (печь).
Получается, что в матери («-») содержится мать («-»)…, т.е. матрешка.
Матрёшка = мать родит мать родит мать и т.п.

2. Крестьянская изба - матрица русской крестьянской традиции
Русская изба (отапливаемая часть дома) - константа традиционной культуры (нечто наподобие библейской скинии). Традиционная крестьянская изба состоит из очень ограниченного числа символически понимаемых элементов. Эти элементы избы "канонизируются" в сказках, песнях и пр. Например, вот что важно с точки зрения колобка: печь - окошко - лавка - пол - порог («прыг через порог») - сени - крыльцо - двор - ворота - «дальше и дальше»….
Незыблемость традиционной избы веками рассматривалась как добро («дедов завет»), а отступление - как зло.
Избы стали изменяться под влиянием города примерно начиная со второй половины 19 века. Изменение избы свидетельствует о деградации традиции.

3. Описываемая выше изба - идеальная (платоническая), к которой реальные избы, сообразуясь с климатическими условиями и пр., могут только стремиться. Идеальная, понимаемая символически, изба описывается в русских сказках про животных, таких как «Зайкина избушка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.

По небесной избе ходит в лаптях русский Бог.


Рецензии