Пироги

   Утром рано я встала. Ещё и пяти часов не было. Взяла свой маленький фотоаппарат и пошла искать новые кадры. За калиткой шумела Лидина берёза. Я думаю, она моя ровесница. И плыл по деревне сладкий запах пирогов из печки.

  И стыдно мне стало. Лиде уже восемьдесят пять лет. А она блюдёт традиции. Сегодня праздник Святой Троицы. Пироги пекутся. Можно по запаху определить, с чем пироги. Видно, ягодники в печи. А шумела рябина, крутила своими резными листьями, выворачивала наизнанку пушистые белые цветы. И не хотела красоваться в кадре. Одуванчики были повёрнуты поголовно в сторону солнца. И капли росы на них уже почти высохли.
      И шмеля надо успеть поймать в кадр, пока он трудится.

 А домой пришла, замесила квашонку. Промыла в трёх водах солёные рыжики, отбросила травинки. Рыжики солятся сухим засолом, очищаются от земли и травинок, плотно укладываются слоями и круто посыпаются солью. И под гнёт. Лучше круче посолить, иначе они закиснут.

  Потом принесла мочёной брусники. Эта брусника с позапрошлого года. Ничего ей не сделалось. А в позапрошлом году её было много-премного. Собирали мы её на заросшей просеке. Она пировала красными бусинами на пеньках. ЛепИшками (местечками) пламенела вокруг них. И мы ползали вокруг, молча и сосредоточенно, брусня в ладони сладковато-кислые ягоды. И во рту уже было  терпко от брусники.

  Прибежал  какой-то дядька и с возмущением крикнул нам:
- Это моё место! Я его вчера увидел!
 Мы только усмехнулись:
- Земли не куплены, брусничка не меряна. Иди - ка от нас подальше.

И трудно же было нести корзину с пятнадцатью литрами  брусники домой! Но ягод хватило на два года.

          За луком я сходила на огород, нащипала. Сварила вкрутую четыре яйца от настоящих деревенских куриц. И стала делать начинку для пирогов, думая:
  - А кто же станет их есть?  В  доме никого. Далеко мои дети и внуки.
И вот я достаю из печи поджаренные, горячие, с хрустящими корочками пироги. Первый - с рыжиками, второй - с зелёным луком и яйцами, я третий – с брусникой. Смазываю их сливочным маслом. А на брусничник густо сыплю сахарный песок.

  Позвала за пирогами золовку, чтобы и свекровь на своём девяносто третьем году поела.
 Вот и всё.
Я сделала так, как делали до меня мои бабушки и мама.
И мне стало спокойнее и теплее на сердце.


Рецензии
Какая вкуснятина! Я чувствую запах Ваших пирогов и вспоминаю:свою юность, мамины пироги с луком и яйцом. Спасибо добрый человек.

Виктор Костылев   05.06.2015 19:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! На Урале мама пекла шаньги с картошкой. И никого не пускала на кухню. Потом приносила стопку горячих шанег на большой тарелке.Мы прилипали к ней. Замасленные щёки и руки. А мама ела только после нас.

Татьяна Пороскова   06.06.2015 16:31   Заявить о нарушении