Остячка

Она  стояла  на  автобусной остановке  за городом.  Одна,  под моросящим  дождём,  и ночью,  когда  не  ходит  ни один  из  пригородных  автобусов.  Сергей  завидел  темную  фигурку  девушки  задолго,  подумал  было,  что  сейчас  она поднимет  руку, призывая  взять  её,  но  она  просто  стояла     и  глядела  на  его  машину.   Он  успел  увидеть  допотопное,  длинное  платье  до середины  икр,  какие носила  его  мать,  и   белый  овал  лица,  обращенный  к  нему.   Что заставило  его  остановиться,   Сергей  не  понял,  вернее,  он  не  смог  и  подумать  об  этом,  как  уже  затормозил,   вопреки  своему  принципу   не  останавливаться  в  дороге.    Она  молча  открыла  дверцу   Форда  и,  подобрав  подол,  вспорхнула    на  переднее  сидение.
  -  Куда  путь  держим?    Не  поздновато  ли ?- 
  -  Да  нет,  в  самый  раз.  Не  опоздал.- Голос  звучал  с  какой-то  детской  мелодичностью,  что  ему  сразу  понравилось. 
  -  Это  кто?  Я  не опоздал?  Вроде  не  договаривался  ни  с кем.-  Сергей  успел  подумать,  что  она  кого-то  ждала,  стоя  в  ночи,  но  она  светло  улыбнулась,  глядя  ему  в  глаза,  и у  него  потеплело  на  душе.
  -  В  самый  раз  приехал,  не  запоздал.  Домой  спешишь?-
  -  К  матери  еду,  позвала  вдруг,  как   и   ты,  также  сказала,  что,  мол,   пора,  не  опоздай.-

  Она  по-прежнему  улыбалась,  повернув  юное  лицо  к  нему.
  -  Мне  тоже  надо   домой,   ты  вовремя  подьехал.-
  -  Так  куда  ты  добираешься?  В  тайге  мало  мест,  где люди  селятся,  чтобы  ночью  путешествовать.   Да  еще  такой  молоденькой  девчушке.   Не побоялась?-
  -  Меня  мало  кто  видит,  только  ты  один и  усмотрел.  Как  мимо  Пырчино  поедешь,  так  я  и дома  буду.  А  за  матушку  не  страдай,  с ней  всё  благополучно.-
  -  Хорошо   утешаешь,  я и  вправду  беспокоюсь  о ней.  Давно  не  виделись,  полмира  исколесил,  а  она  всё  одна  в  селе  живет,  учительствует  в  школе.  Годы  не маленькие,  берут  своё.-
  -  Чего  в  миру  нашел?   Ума поднабрался,  али  ещё  чего?-
  Сергей   хмыкнул
  -  Большого  ума  отродясь  не  было,  деньги  карман  не  оттянули,  а  счастье  вообще  и  не  поблезилось  даже.  Ожесточился  только,  очерствел  душой.  Вот  и   мимо  тебя  проехал  бы,   остановился  от  удивления,  а  не  от  сострадания.  Извини,  платье  у  тебя  допотопное,  такое  в  прошлом  веке  носили.-
   - Что ж  платье!   Это  я тебя  попросила  остановиться,  мать  в   дорогу  позвала,  а  я  дождалась.-
   -  Как  странно  ты  говоришь!   Вроде  логично,  но  в целом  странно  получается.  Ты  не ведьма  случайно?-  Он  даже  засмеялся,  отгоняя   наваждение.-  Чур  меня!  Чур! -
   - Остячка  я,  из  шаманского  роду.  А  ведьмы  здесь  не  водятся,  это  за  горами  уральскими  их  пруд  пруди.   Злые  они,  против  человеческого  рода  насланы.-
  -  Знаю,  встречал  таких.  Всю  силу  у  тебя  выпьют,  да  и  душу  вдребезги  разобьют…   А  шаманы,  значит  за  людей   работают?-
  -  Не  за,  а  для  людей.  Помогают  в  бедах  и  болезнях.-
  -  Ну,  ну.  Прям  в  сказку  попал.   А  в  жизни  ты  чем  занимаешься?  Что  делаешь?  Звать –то  тебя  как?-
  - Евдоксеей   назвали. 
  - Час от часу  не  легче…   Ты  меня  не  разыгрываешь?  Хотя,  куда  тебе…  Дождь,  похоже,  уже  ливневый,  ты  не  добежишь  до  дома.-
  - Да и  тебе  лучше  переждать.   Сворачивай-ка  в  Пырчино,  переночуешь  у  меня,  а  утром    быстро  домчишься.-                -  И  где  же   дорога  на  Пырчино?-
 -  Как  согласишься,  так  и  дорога  появится.-  Она  явно  не  шутила.
  - Любопытно!  Считай,  уже  согласен-.
  -  Сворачивай  за   той  сосной.  Видишь  две  макушки?  Там  и  пойдет  дорога.-
  Темный,  деревянный  дом  стоял  первым  на  вьезде  в  село.  Впрочем ,  Сергей  и не  углядел  села – ливень  стеной  стоял  перед  темным  сосняком,  что  вдруг  появился   недалеко  от  трассы.    
 
   Девушка бесшумно  прошла  в  темноту  бревенчатого  дома,    и  зажгла  открытый  очаг  посреди    комнаты.   Дым  уходил  в  странную  трубу  из  бересты  куда-то  вверх,   от  очага  потянуло   теплом  огня,  и  Сергей   невольно  протянул  к  нему  руки.
  -  Это  не  прошлый  век,  а позапрошлый,…  электричества  нет?-
  -  Я  здесь  редко  бываю,  мне  ничего  другого   не  нужно-.            
  Глаза  привыкли к полумраку  темных,  бревенчатых  стен,  стали  различать  берестяные  куженьки  на  дощатых  полках,  развешанные  сети,  и  меховые  кухлянки  у  входа.               
  - Прям  музей  остяцкого  быта,  в  Столице  цены  бы  не  было  ему.-     -- Так  жили  мои  предки.- Она  светилась  прозрачными  глазами   остячки,  тяжелая  коса  черной  змеёй  ползла  по  спине   и поблёскивала  стеклянными  бусинками,  вплетенными  в   смоль  волос.
   « Вот  черт!  Нужно  было  весь  мир  обьездить,  чтоб  найти  такую  красоту  дома!»  Он  машинально  опустился  на  медвежью  шкуру  у  очага.
  - Мы  будем  пить  чай  с  травами,  и  есть  моченую  бруснику.  Ночь  долгой  будет,  и  жизнь  начнется  заново.-
 Её  речь  был  по-прежнему  странной,  и  попрежнему  завораживала  его.   
 
  Она  рыбкой  сновала   вокруг  него,  а  иногда  её  руки  танцевали 
птичьими  взмахами,  превращая  его  в  беззаботного    ребенка,  упивающегося  счастьем  бытия.  Когда  она  скользнула  под  него,  блестя  маслянистой,  пахучей  кожей  под  всполохи  догорающих  поленьев,    Сергей   расстворился  в  ней   как  капля  воды  в  океане.
 
   Он  не  помнил утро,  как  и  дальнейшую  дорогу  до  дома  мамы.
 -  Я  оглох  от  тишины..  или  спал…  но  я  не  помню  ничего.  Помню  лишь  сосну  с двумя  вершинками,  а  за  нею  поворот  в  Пырчино.-   
  -  Так  Пырчино  уже  лет  пятьдесят  как  не  существует.  Нет  до  неё  поворота,  и  домов  не  осталось.-
  -  Я  не сошел с  ума!  Откуда  же  я  знаю  название?  Я  там  был,  встретил  необыкновенную  девушку,  провел  с  ней  ночь,  я только  не  помню  как  уезжал  оттуда.  Ровно  в  морок  упал  -не  помню.- Он  нервничал,  и срывался  на  крик.
 - А  как же  поиски  идеала?   Ты  не  нашел  для  себя  никого,  кроме  какой-то  дикарки?   Тридцать  два  года!  Ни  жены,  ни  детей -  все  женщины  тебя  не  устраивали,  все  разочаровывали,  пропадали  на нюансах… И  вдруг!-
  - Чушь  собачья  эти  идеалы.!  Мне  всё  равно  какая  она,  она  мне  нужна  и  точка.-
  -  Ты  уже  трижды  гонял  по  дороге,  и  не  нашел  поворот.  Ты  уверен,  что  это  тебе  не  приснилось?-
  - Только в  этом  и  уверен.   Я,  с её  первых  слов,  готов  был  куда  угодно  поехать. - Сергей  полез  за  сигаретами  в  карман  куртки.  Он  застыл,  разглядывая  какую-то  вещицу. 
 -  Вот  доказательство!  Смотри,  это  было  у  неё  в  волосах..-  Он  протянул  матери  голубую  бусину.-  Здесь  нарисована  летящая  птица,  это  её  знак!  Она  положила  её  мне  в  карман,  я это  вспомнил!  Сказала,  что  бусине   сто  лет,  а  вторая   бусина   будет  у моего  сына.  Это  амулет  на  моё  счастье,  мама.-               

  -  Я  за  эти  три  дня  всю  свою  жизнь  пересмотрел.  Буквально  день  за  днем.  Пытался  понять,  что  же  сломало  меня,  где  душу  свою  потерял…  и радость  от  жизни.  Превратился  в  автомат  по  добыванию  денег  и благ.      Ничему  и  никому  не  верю,  ни  от  чего  не  плачу.  Даже  институт  выбирал  не  тот,  о  котором  мечтал  в  детстве,  а  где  более  денежная  работа  будет. Впрочем,  дело  не  в  деньгах,  я  не  жадный,   ты  же  знаешь.  Дело  во  мне  самом. Не по  той  дороге  пошел,  не  тот  свет   путь  освещал...    Ты  помнишь,  как  я  мечтал  о  самолетах?   Мои  сверстники  в  Чечне  погибали,  а  я  нефтью  карманы  набивал.  Ничего более  не  хочу,  готов  раздарить  любому  и  квартиры  и  машины,  хочу  в  старый  дом  без  электричества,  хочу  на  другую  сторону  луны,  но  только  с  ней,   Досенькой.  Очистила  она  меня,  как  коросту  содрала.    Всё  вдруг  объединилось,   стало  цельным. Это  не  жизнь  меня  разочаровала,  а  я  её.-                -  Ты  меня понимаешь...    Жить  хочу,  болеть,  плакать,  нищенствовать,  воевать…   а  не  существовать  амебой  в  луже.  Что-то  случилось  тем  вечером,  я  еще  не понял.  Может  быть  просто  полюбил ?  Что ж  я  за  болван  такой!   надо  было  её  в  охапку  и  к  тебе  привезти.-
 
  Сергей  метался  по  комнате.                -  Душно  мне,  мама,  душно!  Помоги  мне,  ты  всех  здесь  знаешь  на  сто  верст!  Найди  её  мне.  Околдовала  она  меня,  счастьем  опоила...-               
  - Я  тебя  таким  и не  помню,  сынок.  Но  не  ищи  её  более.  Нет  её.  Если  судьбой  намечено  -  сама  тебя  встретит,  как  той  ночью.  Ты  просто  живи.-
 -  Как это – нет  её?  Я  не понимаю  тебя,  говори,  что думаешь  или  знаешь.  Мне  сейчас  во  многом  разобраться  нужно-.
 -  Пришло,  видно,  время  с  матерью  говорить…-  Она  присела  у  окна.   

-  В  тридцатых  годах,  нкведешники  проводили  чистку  с  обскими  народностями..  Истребляли  шаманизм.  Приезжали  в  поселение  и  расстреливали  шаманские  семьи.  Здесь  этот  культ  был  родовым,  просто  так - шаманов  не  было.  Я,  в  студенчестве,  в  экспедициях по  Ваху  ходила  от  университета,   многое  узнала  об  этом.  Шаманизм  стал  тайным  повсеместно.  Извини  за  исторический  экскурс,  но  без  него  не  поймешь  меня.
    Вот  и  семья  Пырчиных  не  была  исключением.  Твоя  Евдоксея  из  шаманского  рода,  и  последняя  из  Пырчиных  вообще. Исчез  род.   Её,  в  молодости,  дед  уложил  на  сто  лет    где-то  в  тайге,  в  колдобину. Такая  легенда  по  Оби  ходит.  Она,  согласно  легенде,  проснется  тогда,  когда  появится  мужчина  из  другого  рода -  побратима,  чтобы   родить  сына  и  восстановить  род.  Твоя  бабка,  по  отцу,  кто  была?  Селькупка.  Дед  выкупил   у  семьи  за  какие-то  побрякушки  и  бутыль  водки...    Думаю,  что  с  тобой,  дело  именно  в  этом.  Тебя  она  ждала  на  дороге! Тебя!   Ты  и  катил  сюда,  как  оглашенный.  Сам  говоришь,  что  моими  словами  тебе  отвечала.  Ищи  вторую  бусину  теперь.   Я эту   легенду  лет  сорок,  как  знаю.  О  девушке,  спящей  в  тайге.  Её  еще   Синильгой   называют.   А  в  Пырчино  тебе  дорога  закрыта.  Ты не  бойся,  она  тебя  заговорила,  ишь ,  амулет  подсунула!  Ты  не  сделаешь  ошибок  в  жизни.   Просто  живи,  как  получается  жить.  Не  жди  её.  С  тобой  только  память  о ней  и  останется,  а  если  судьба  милостлива  будет,  то  и  вторую  бусину  на  шее  сына  найдешь.-
 -  Услышь  это  раньше  -  ни  одному  слову  не  поверил  бы,  а  сейчас   чувствую  сердцем,  что   это   правда.-
  -  В  Интернете  найди  Географическое  общество.  Там  есть  атлас  за  14  год.  «Азиатская  Россия».  Много  рисунков  и  дагерротипов  народностей  Сибири.  Может,  интересное  найдешь,  связанное  с  Обскими  племенами.  Более  ничем   не  помогу.-
 
   Уже  голосили  петухи  под  окном,  когда  Сергей  отошел  от  компьютера.   
  - Мама,  проснись.  Ты  посмотри,  что  я  нашел.  Дагерротип  шаманской  семьи.  Сам  шаман    и его  жена.  Атлас  вышел  в  1914 году,  значит  снимок  сделан  году  в  12-13-ом.  Женщина беременна.  Я  думаю,  что  беременна   Досенькой.  Видишь,  на  шее  у  неё  бусины  висят.  Я  увеличил.  Это  моя  бусина!  В  тридцатом  году  Досе  было  лет  семнадцать,  всё  сходится!    И  она  похожа  на  эту  женщину  овалом  лица.  Мама!   Ну,  ты  только  взглянь!   Я  нашел  её,  мою  остячку!-


Рецензии
Ольга, ты сама-то куда подевалась?

Михаил Гольдентул   20.12.2016 21:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.