Французская любовь

   В семье было четверо детей.  Трое родились до войны, а он, четвёртый, появился уже после войны, когда отец вернулся с фронта. Мать, которая с трудом тащила троицу, пока муж воевал, возвращению мужа была безмерно рада. Все пять военных лет она со старшим сыном работала  в совхозе. Летом на поле: сажать, полоть, убирать урожай. Что выращивали, отправляли на фронт. Зимой на овощной базе, перебирали картошку, морковь, капусту. То, что подгнило, можно брать домой, а это хорошее подспорье, того, что выращивали на крошечном участке перед  домом, не хватало.  Младшие, дочь и сын,  этим и занимались, сажали картошку, лук, морковь, а потом охраняли, голодных во время войны было много.

   Муж вернулся физически здоровым.  Правда, дважды лежал в госпиталях, в ноге остался осколок, беспокоил на погоду. А вот психологически, тут сразу начались проблемы. Война, вернее, воспоминание о ней, не отпускали солдата. Начиналось  с фронтовых ста грамм, а заканчивалось  бутылкой,  и похмельем на следующий день.  Первые годы ждала, что отойдёт муж от военных воспоминаний, потом поняла, что лучше не будет, и теперь ей четверых тащить на своих плечах, ещё и мужа в придачу. Старший сын ушёл в армию, дочь подросла и стала помощницей. Средний сын  в ремесленное поступил, профессию получит,  да и одежда казённая  - не лишнее.

   Мать очень хотела, чтобы младший окончил десятилетку и поступил в институт. Парень учился хорошо, старшие не глупее были, но им досталось трудное время, не до учёбы. А тут и государство помогло, открыли школу – интернат, десятилетку. В первую очередь брали ребят из многодетных семей, туда и определили младшего. Парень учился на одни пятёрки, был гордостью школы.  Пришла молодая учительница, преподаватель немецкого языка. Она владела ещё  и французским. Учителей иностранных языков тогда было немного, да и квалификация ограничивалась школьным учебником. А тут молодая учительница, с  хорошим немецким, да ещё и французский в придачу. Правда, французского в учебном плане не было, организовали кружок.

   Он был самым способным учеником,  и по немецкому, и по французскому. Они часто оставались после занятий. Учительница читала стихи на французском, он слушал, восхищался и влюбился. Она тоже не устояла перед  рослым, голубоглазым десятиклассником, который не сводил с  неё глаз. Она была замужем, романтическая пора брака скоро закончилась, всё было просто и обыденно, и в быту, и в постели. А тут мальчишка, влюблённый в неё до обожания. Всё получилось само собой. Она забеременела, и, как сама думала, от ученика. Директриса, которая на всех совещаниях хвастала тем, что в её школе желающие дополнительно изучают французский язык, случайно застала  любовников в самый неподходящий момент. Сгоряча  хотела уволить развратницу и соблазнительницу в тот же час, но подумала и решила, что не будет поднимать шум. Шли последние экзамены, парень сдаёт хорошо, учительнице вот-вот рожать, скоро оба уйдут. Чтобы эта французская любовь не вылезла наружу, за такой недосмотр можно было лишиться должности и партийного билета, дала нагоняй обоим, запретила встречаться. Учительницу сразу отправила в отпуск, потом декретный отпуск, а после пусть ищет другую работу.

   Они продолжали встречаться теперь уже не в стенах школы.  Он поступил в политехнический,  её увезли в роддом.  Восьмиклассница, чтобы не остаться на второй год, решала задачи по математике в классе рядом с кабинетом директора.  В школе не должно быть второгодников, поэтому директриса сама подтягивала отстающих, она математику преподавала. Пока ученица добивала задачи, к директрисе зашла завуч.  Они были подругами. Завуч тоже была в курсе «французской любви», говорили о том, что всё благополучно, без шума закончилось. Восьмиклассница, у которой решение не сходилось с ответом, пошла к директрисе. Чтобы не мешать взрослому разговору, остановилась у приоткрытой двери кабинета и слышала весь разговор.

   Директриса вызвала мать неуспевающей ученицы, предложила девочку забрать из школы. Обещала в табеле поставить положительную оценку по математике, остальные оценки были более или менее сносными. Но мать, у которой было ещё двое детей, терять место в интернате не хотела. Семья жила в одной комнате.  Летом интернат помогает устроить детей в лагерь на льготных условиях, с началом занятий дочь всю неделю на полном обеспечении в интернате. А тут ещё старшая дочь привела мужа, теснота жуткая, на головах друг у друга живут. Дочь рассказала о романе учительницы со школьником. Это был козырь, им она и прижала директрису. Той ничего не осталась, как согласиться оставить девочку в интернате.

   Муж привёз жену и дочь из роддома. Он, конечно, хотел бы сына, но ещё всё впереди, будет и сын. Пришла мать, но вместо того, чтобы посмотреть на внучку, устроила скандал. Ей рассказала соседка о связи учительницы с мальчишкой. От кого ребёнок, от  сына, или молодого любовника, это ещё вопрос. Муж был в ярости. Учительнице с ребёнком пришлось уехать.

   Больше они не встречались. Он проучился в институте полгода, потом бросил. Пил до осени, пока не забрали в армию. Там получил права, после дембеля  устроился работать в автобусный парк. Вроде, жизнь начала налаживаться, но однажды ему показалось, что увидел её. Хотел догнать, пропал под колёса машины. Сам не очень пострадал, пострадало лицо. Швы обезобразили лицо до неузнаваемости. Ещё два года,  то пил по-чёрному, то пытался  остановиться, пока не нашли его повешенным в лесу недалеко от кладбища.

   Прошли годы. На кладбище, у могилы, у железной пирамидки с фотографией молодого, красивого человека, стоят двое. Это мать  и дочь.  Дочери лет четырнадцать-пятнадцать. Мать сказала дочери, что здесь похоронен её родной отец.


Рецензии
Какая грустная история, Лидия!

Салават Вахитов   02.06.2015 08:44     Заявить о нарушении
Да, грустная, ещё хуже, что действительная. Спасибо за внимание. С уважением!

Лидия Белоусова   02.06.2015 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.