Cолист

           Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать солистом? (Речь будет вестись о солистах-музыкантах).


1.

          Человек, желающий стать заметной фигурой, несомненно, должен обладать выдающимися способностями в той сфере, которой он занимается (в данном случае в музыке). Какое бы богатое и глубокое нутро у человека ни было, он не сможет выразить свою душу на все сто процентов, если не будет обладать достаточными средствами (способностями) для самовыражения. Cпособности это как ключ мира внутреннего  к миру внешнему.
          В идеале уровень способностей человека должен соответствовать уровню его внутреннего, духовного мира. Чем богаче внутренний мир человека, тем бОльшими, в идеале, должными быть способности. И наоборот.
          В идеале «внешние» способности (слух, чувство ритма, моторика, крепкие нервы) должны соответствовать богатству (или пустоте) внутреннего мира.
          Иными словами, способности должны быть не ниже и не выше уровня духовности  человека.
          Но всегда ли уровень способностей человека соответствует его духовному уровню?
          Всегда ли «внешние» способности находятся в гармонии с внутренним миром?
          Всегда ли «внешние» способности  соответствуют «внутренним» способностям человека мыслить, чувствовать и сопереживать?
          Увы, не всегда.
           Иногда «внешние» способности и способности «внутренние» (духовные) находятся в состоянии вражды, не гармонируют друг с другом….
          И что из этого обычно получается?
          Если «внешние» способности человека выше, чем уровень его духовности, иными словами, если то КАК человек может сказать выше того, ЧТО он может сказать, то такой человек в музыке становится обычным технарем, обыкновенным ремесленником. Если же «внешние» способности не соответствуют уровню внутренней способности человека  глубоко чувствовать, слышать и мыслить, если эти способности ниже духовного уровня человека, то это, в общем, настоящая трагедия. Если человек сможет смириться со своим положением, сумеет привыкнуть к тому, что кто-то «менее духовный и нутром менее богатый» будет его учить искусству, он, конечно, останется в музыке, пусть и будет временами испытывать дискомфорт. Но найдется и тот, кто не согласится с тем, что какой-то человек, «разбирающийся в искусстве хуже него», будет делать ему замечания и тем самым его унижать. Тот, кто считает, что в искусстве нельзя быть ремесленником, что в искусстве нужно быть или гением или никем, тот, кто не в состоянии смириться с участью оркестранта, вынужденного подавать дирижеру ключи….тот вообще уйдет из искусства или же уйдет из сферы музыкального исполнительства в другую сферу….
        Так как музыка это не только профессия, за которую платят деньги, но и амбиции, так как люди искусства, как правило, не отличаются большим смирением, то обычно так и происходит.


2.
 
      На то, чтобы определить, есть ли у человека элементарные способности к музыке, обычно уходит несколько минут, но для того, чтобы узнать, есть ли в человеке какие-то особые, выдающиеся способности (или их нет), уходят годы. Бывает такое, что человек действительно является незаурядной личностью, только занимается не тем делом, к которому по-настоящему имеет склонность. Бывает, что какие-то особенности характера и психики, да и просто недостаточные данные мешают одаренному и глубокому человеку выразить себя на сто процентов в музыке, и тогда этот человек, если он еще не потерял в себя веру, уходит в иную сферу, где и добивается желаемых результатов. Бывает, зажатый закомплексованный человек вдруг открывает в себе дар художника, философа или поэта, в результате чего он, который вчера был просто «способным музыкантом», сегодня начинает проявлять себя как личность глубокая и смелая. И это лишь потому, что он попал в ту сферу, к которой  действительно имел склонность…. Не только в обыденной жизни, но и, в частности, в искусстве главное, чтобы человек был на своем месте, находился в своей сфере и занимался тем делом, к которому действительно имеет талант. Главное, чтобы тот, кто может стать, к примеру, талантливым художником, не тратил время на то, чтобы стать посредственным артистом.
         Но чтобы понять, кто ты и что ты, иногда уходит много-много лет….         


3.
       Какой роскошный особняк не хотел бы построить человек, вначале, конечно, следует заложить фундамент. Таким фундаментом для музыканта является техническая база. К выдающимся способностям, как к средству для достижения успеха, следует также добавить и трудолюбие, ибо хорошую техническую базу можно выработать лишь путем упорного и длительного труда.
       Итак, одним из качеств, каким должен обладать солист, является трудолюбие.
       А какими еще качествами должен обладать солист?
       Солист, несомненно, должен обладать спортивными качествами: выносливостью, выдержкой, хорошим здоровьем и крепкой нервной системой. Кроме всего вышеперечисленного солист должен иметь в своем арсенале и такие качества как стрессоустойчивость, отходчивость и умение приспособиться к обстоятельствам… 
      Солист должен уметь управлять своей психикой. Уметь справляться с волнением. Уметь управлять своими чувствами. Уметь включать нужную эмоцию в нужный момент. Уметь раскрываться всегда, везде и перед всеми. При любой погоде и при любом психофизическом состоянии. При любых условиях.
    Честно говоря, по-настоящему на это способны – единицы….


4.
       Важно не только, какими качествами солист обладает, но и как эти качества друг с другом сочетаются. Если качества находятся в гармонии друг с другом, то и человек, скорее всего, будет гармоничным. А это уже половина успеха.
      Говоря о качествах человека, можно сравнить человека с мозаикой: как и мозаика, человек состоит из разных кусочков (качеств), при этом кусочки могут быть яркими, но плохо сочетаться друг с другом.
     Человека с большими задатками можно назвать одаренным, но его нельзя назвать гармоничным, если его  задатки (равно как и качества) противоречат друг другу.
     Даже человек с большими задатками и редкими качествами не сможет стать солистом, если его задатки и качества не гармонируют друг с другом.
    Можно сказать, что на сцене важно не только, насколько талантлива личность, но и насколько эта личность гармонична.
   Суммируя всё сказанное, скажу так: солист должен обладать выдающимися качествами, при этом качества  должны гармонично сочетаться друг с другом.


5.
     Такие качества как тонкость и впечатлительность могут в равной степени быть как достоинствами, так и недостатками исполнителя.
     Если тонкость и впечатлительность присутствуют у музыканта в сочетании с умением владеть своей психикой, то эти качества будут являться достоинствами.
    Если же человеку недостаёт умения управлять своими чувствами и справляться с волнением, то эти качества (тонкость и впечатлительность) будут являться недостатками, ибо они вызывают волнение, а излишнее волнение на сцене может перечеркнуть все замыслы исполнителя.
    Эти качества (тонкость, впечатлительность) могут быть обязательными достоинствами, скорее, для художника или литератора, имеющих несколько иную специфику работы, чем у исполнителя, но для солиста умение подавлять волнение важнее, нежели быть впечатлительным и тонким.
     Лучший вариант это когда солист может быть тонким и толстокожим (в смысле иметь крепкие нервы) одновременно.


6.

     В обычной жизни, как замечено многими, немалого успеха порой добиваются так называемые «середнячки». Есть анекдот, где вчерашний отличник приходит устраиваться на работу ко вчерашнему троечнику….Такое действительно случается в жизни.
     Нечто подобное бывает и в искусстве.
     Какой-нибудь краснощекий, здоровый, но бездуховный музыкант,  выспавшись и поев с аппетитом борщ, выходит на сцену и, благодаря здоровью своей нервной системы, может выступить более удачно, чем какой-нибудь бледнолицый талантливый, но нервный музыкант,  который из-за волнения не спал полночи, из-за чего и выступил хуже краснощекого.
     Да, человек менее талантливый иногда может выглядеть на сцене более убедительно лишь только потому, что обладает более крепкими нервами. На определенном этапе такие "середнячки" выигрывают, однако, лишь на определенном этапе.
     Одних способностей и крепких нервов недостаточно, чтобы стать солистом. В искусстве надо быть личностью. Поэтому человек, не являющийся личностью, не станет солистом, даже если он будет обладать хорошей техникой и на сцене будет спокоен как танк.
    Если человек отличается выносливостью, стрессоустойчивостью, хорошей техникой, но при этом пуст и бездуховен, то он становится обыкновенным спортсменом, заурядным ремесленником, но не художником.
    Есть и другой случай.
    Человека можно назвать личностью, он духовен, ему есть что сказать, однако из-за особенностей своего психического склада, из-за  излишней тонкости и впечатлительности он не может стать солистом, поэтому уходит в другие сферы: в  педагогику, в сочинительство и так далее.
    Такой человек на репетиции может играть гениально, а в самый ответственный момент растеряться и донести лишь каких-нибудь 60 процентов того, что он может донести на самом деле. Такой человек зависит от своего настроения, от своего психофизического состояния. Такому человеку нужны особые условия для самовыражения, которые на сцене, конечно, никто ему не создаст.
    В то время как "середнячок" при любых условиях, при любой погоде стабильно выдаст свой крепкий  средний уровень.
    Таким образом, на определенном этапе «середнячок» побеждает талантливого человека.
    Однако время всё расставляет на свои места.


май 2015


Рецензии