Киммерия Максимилиана Волошина
Крымский полуостров, окаймленный Черным, Азовским морями и озером Сиваш, издревле привлекал и продолжает привлекать людей творческих, любознательных, одержимых путешествиями и приключениями. После многолетних русско-турецких войн на море и суше, заключения 21 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийского мирного договора по которому полуостров был Турцией передан России в вечное владение (ныне он пребывает в составе Украины), началось паломничество на его территорию. Ученые исследовали природно-географические особенности Тавриды, ее земли и недра; историки и археологи -многовековой период жизни и развития разных этносов. Поэтов, писателей, художников, композиторов, архитекторов и скульпторов (один лишь перечень имен выдающихся творцов занял бы несколько страниц) на создание великолепных произведения, ставших шедеврами не только русской, но и мировой культуры, вдохновляли живописные пейзажи полуострова: горы, леса, моря, степи, реки и озера…
Приморский поселок Коктебель, расположенный у бухты Черного моря и горы Карадаг между Феодосией и Судаком, стал обителью творчества и вдохновения для поэта и художника Максимилиана Волошина, воспевшего и прославившего в своих литературных и живописных произведениях этот таинственно-романтичный край солнца и благодати.
Тернистый путь творца
Кто же он такой, этот талантливый, самобытный человек, оставивший яркий след в поэзии, живописи и других областях культуры? Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16 мая 1877 года. Поскольку отец рано умер, то его воспитанием занималась мать — волевая женщина. С четырех до шестнадцати лет семья жила в Москве. Здесь у Максимилиана родились первые стихи, навеянные красотами природы. Первое посещение Крыма в 1893 году произвело на юного поэта массу приятных впечатлений. Он восторгался Феодосией с ее остовами генуэзских и турецких крепостей, Коктебель: бирюзово-сиреневой дымкой моря. Таинственно-величавыми скалами древнего вулкана Карадаг. После окончания гимназии Волошин продолжил учебу на юридическом факультете университета. А в 1900 году за участие в студенческих забастовках был сослан в Среднюю Азию. Там и решил уехать за границу и посвятить себя литературе и искусству.
В Париже он предстал в роли искусствоведа и литературоведа, анархиста в политике и символиста в поэзии. «Странствую по странам, музеям, библиотекам..., — вспоминал он о тех годах. — Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша... Интерес к оккультному познанию». Этот период аккумуляции, продолжавшийся до 1912 года, Волошин определил, как «блуждания духа». Благодаря публикациям статей и стихов он стал известен в литературных кругах. В годы революция и гражданская война поэт душой и помыслами к России. И в своем творчестве неожиданно нашел столь пронзительные и точные слова о дне сегодняшнем, что они проникали в сердце каждого. «Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и мудрым словом»,— вспоминал писатель В. В. Вересаев. А критик В. Л. Львов-Рогачевский писал, о том, что Волошин «воплотил темы революции в мощные, грозные образы, разглядел новый трагический лик России, органически спаянный с древним историческим ликом ее»
Любовь к России поэт доказал жизнью. Весной 1919 года писатель А. Н. Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею». Не поддался он соблазну и в ноябре 1920 года, во время «великого исхода белой армии» из Крыма, разгромленной красноармейцами Михаила Фрунзе. Пройдя через все ужасы красного террора, при наступающем голоде, продолжал стоять на своем:
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Волошин активно участвует в спасении очагов культуры в Крыму и в просветительной работе новой власти. В Феодосийском уезде он занимается сложной задачей по охране художественных и культурных ценностей, читает курс об эпохе Возрождения в народном университете, выступает с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподает на Высших командных курсах, участвует в организации Феодосийских художественных мастерских... Однако самой значительной его социально-культурной акцией становится создание им Дома поэта — первого в стране очага творчества.
В ноябре 1924 года в письме к одному из партийных вождей Л. Б. Каменеву он обратился за содействием: «Сюда из года в год приезжали ко мне поэты и художники, что создало из Коктебеля своего рода литературно-художественный центр. При жизни моей матери дом был приспособлен для отдачи летом в наем, а после ее смерти я превратил его в бесплатный дом для писателей, художников, ученых. Двери открыты всем, даже приходящему с улицы».
Обитель муз и вдохновения
Дом поэта стал летним приютом для творческой интеллигенции, измученной и изнуренной вихрями революции и гражданской войны. Радушно принятые Волошиным, согретые его заботой, они получали бесплатный кров, отдых от сумятицы больших городов. Значение этого приюта лучше всех определила дочь харьковского профессора Л. В. Тимофеева, часто приезжавшая в Коктебель: «Надо знать наши советские будни, нашу жизнь — борьбу за кусок хлеба, за целость последнего, что сохранилось — и то у немногих, за целость семейного очага. Надо знать эти ночи ожидания приезда НКВД с очередным арестом или ночи, когда после тяжелого дня работы ты приходишь в холодную комнату, снимаешь единственную пару промокшей насквозь обуви, сушишь ее у печки, стираешь, готовишь обед на завтра, латаешь бесконечные дыры, и все это в состоянии приниженности естественного зова к нормальной жизни, нормальным радостям, чтобы понять, каким контрастом сразу ударил меня Коктебель и Максимилиан Александрович, с той его человечностью, которой он пробуждал в каждом уже давно сжавшееся в комок человеческое сердце, с той настоящей вселенской любовью, которая в нем была». Если в 1923 году в гостях у Волошина побывало 60 человек, то в 1924 — триста, а в следующем году — четыреста писателей, поэтов, художников, музыкантов и других представителей творческой интеллигенции... «Войди, мой гость. Стряхни житейский прах и плесень дум у моего порога.., — призывал поэт.
Я, полуднем объятый,
Точно крепким вином,
Пахну солнцем и мятой,
И звериным руном...
Не боясь насмешек, Волошин ходил в Коктебеле босиком, в повязке на голове, в длинной рубахе, которую обыватели честили, и хитоном, и тогой. В восприятии Киммерии (так поэт называл Восточный Крым) он был сродни живописцу Константину Богаевскому, стремившемуся в своих исторических пейзажах показать древность, культурное богатство этих холмов и заливов. Открытие Киммерии в поэзии и в живописи стало еще одним весомым вкладом Волошина в русскую культуру.
Часто гостившая у Волошина поэтесса Марина Цветаева писала: «Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным — значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс — знанием, опытом, дарованием — не задавил». Волошин исходил из того, что «нужно все знать о человеке, так, чтобы он не мог ни солгать, ни разочаровать, и, зная все, помнить, что в каждом скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо ему помогать ее преодолеть, вспомнить самого себя. И никогда не надо ничего ни ждать, ни требовать от людей. Но всему прекрасному в них радоваться, как личному дару». В гостях у Волошина были поэты, писатели, деятели культуры О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, М. Булгаков, В. Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз и другие выдающиеся личности.
Дому поэта 100 лет
Ныне в Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом Карадагом и киммерийскими холмами расположен необыкновенный Дом. Он хранит множество реалий и легенд ХХ столетия, его Серебряного века. Дом, созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, — один из культурнейших центров не только России, но и Европы».
В сентябре 2013 года исполнилось 100 лет с момента завершения строительства Дома поэта - своеобразного культурного символа. Как центр свободомыслия и творчества, он привлекал и привлекает в Коктебель многие поколения творцов. С 1984 года в мемориальном здании располагается -музей замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца. М.А. Волошина (1877–1932),
В память о поэте продолжаются рожденные им традиции. Проводятся научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – литературный Волошинский конкурс, литературный фестиваль им. М.А. Волошина, художественный пленэр «Коктебель», с вручением международной Волошинской премии, научно-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность» и молодежные семинары.
В коллекцию музея Волошина более 53700 единиц хранения. Все предметы основного фонда уникальны, так как являются в большей своей части мемориальными, либо содержат информацию о поэте, его окружении, эпохе. Другие являются раритетами в силу своеобразия и неповторимости. Таковы, например, произведения изобразительного искусства русских и зарубежных художников. В доме-музее насчитывается более 1500 графических и 150 живописных работ М.А. Волошина, а также - более 350 работ других авторов. Основа книжного фонда - мемориальная волошинская библиотека. Многие издания можно отнести к редким книгам, немалое количество книг с автографами и дарственными надписями. Гордость экспозиции музея составляют уникальные мемориальные аутентичные интерьеры жилых комнат. Огромный интерес представляют собой личные вещи поэта, предметы быта, обстановки, повседневной жизни, многие – рукотворные, созданные самим хозяином, его родными или гостями.
Стационарная экспозиция музея занимает три зала, в которых представлено около трех сотен экспонатов различного характера, отражающих биографию и творчество М. А. Волошина. В основном это фотоматериалы, личные вещи, автографы, изобразительные произведения, книги поэта и его друзей.
Похоронен Максимилиан Волошин на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон, согласно его последней воле. Он также просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту. По завещанию дом перешел Союзу писателей. В качестве музея в 2001 году вошел в состав Коктебельского республиканского эколого-историко-культурного заповедник «Киммерия М.А.Волошина».
В июне 2009 года на центральной площади набережной Коктебеля, перед Домом-музеем был установлен памятник поэту. Автор,— известный московский скульптор Анатолий Григорьев, много лет творивший на киммерийской земле. Его работы находятся во многих ведущих музеях, украшают города. В Феодосии это памятник Пушкину, бюст Вяземского на биостанции. Скульптура М. Волошина была отлита и доставлена в Коктебель за средства мецената из Ростова-на-Дону Владимира Бабушкина. А установку памятника профинансировали коктебельские предприниматели.
Говоря словами А. С. Пушкина, «не зарастет народная тропа» к Дому поэта, так как армия ценителей его оригинального творчества постоянно растет.
Коктебель. Крым
Свидетельство о публикации №215053101776