Магия Лебяжьих островов
Несмотря на то, что на Крымском полуострове продолжается, во многом стихийный, передел земли и недвижимости, бурно развивается курортно-туристический бизнес, а частные мини-пансионаты, виллы, коттеджи состоятельных депутатов и чиновников, попирающих природоохранное законодательство и нормы человеческой морали, наступают на территории всемирно известного Никитского ботанического сада, Ялтинского горнолесного и степных заповедников, еще сохраняются, не тронутые плугом и натиском цивилизации, живописные места.
Одно из них находится в Каркинитском заливе, что в северо-западной акватории Черного моря у ближайшего села Портовое на пути миграции перелетных птиц. Это Лебяжьи острова. В их названии поэзия, морская романтика и ветер странствий. Стаи грациозных и гордых лебедей, будь то в осеннем или весеннем небе, никого не оставляют равнодушными.
Благо, что острова отдалены от берега и густонаселенных, особенно летом курортных городов и поселков с шумными пляжами, где яблоку негде упасть. Иначе бы птицам от любопытных курортников не было бы покоя. Лебяжьи острова, имеющие с 1949 года статус Крымского орнитологического заповедника, имеют международное значение. Они расположены в трех с половиной километрах от берега моря. Цепь из шести островов вытянута вдоль залива на восемь километров. Раньше они представляли собой песчаную косу. За более сотни лет, ее оторвало от берега и размыло, превратив в песчано-ракушечные острова. Их конфигурация и размеры постоянно меняются острова. Все острова лишь на один-два метра возвышаются над уровнем моря, что в будущем чревато их окончательным размывом. Поверхность островов сокрыта травой и зарослями тростника. Самым большим является четвертый остров длиною в три с половиной и шириною в 350 метров. На территории, как на берегу, так и в акватории, организована охранная зона, составляющая примерно 52 гектара суши и 9612 гектаров мелководья.
Это самое большое угодье не только в Крыму, но и во всей Украине. Над островами проходят пути миграции перелетных птиц из Европы в Африку или Азию.
Во время встречи с одним из орнитологов, он сообщил, что сотрудники заповедника обеспечивают комфорт и покой для 320 видов пернатых, а еще для 25 видов водно-болотных птиц, прилетают сюда на гнездовья. 49 видов, в том числе колпица, каравайка, желтая цапля, белоглазая чернеть, малый баклан, ходулочник, чиграва, тонкоклювый кроншнеп, дрофа, степная пустельга, кудрявый пеликан, занесены в Красную книгу . Их осталось в мире всего лишь от 250 до 50 особей. Одни из этих редких птиц здесь гнездятся, другие бывают только зимой, третьи отдыхают на перелете. На островах на пути в Африку, Европу, Азию: останавливаются туруханы, улиты, кулички-песочницы, крачки, утки, белолобый и серый гуси, ласточки, жаворонки, дрозды, трясогузки… В последнее время на гнездовании появились розовые пеликаны. Птиц привлекает мелководье и наличие корма, поэтому охотно слетаются в это безопасное место.
В благоприятные годы насчитывается более 15 тысяч гнездовий чаек-хохотуньей, серебристых чаек, пеликанов, черноголовых хохотунов, серых и белых цаплей, куликов, фламинго и других пернатых. Аборигенами, хозяевами, судя по названию островов, признаны лебеди-шипуны. Популяция этих птиц в Крыму в летний период составляет около шести тысяч особей. Редчайший вид лебедей- удалось восстановить благодаря напряженной работе специалистов заповедника. Лебеди-шипуны обитают на островах с мая по сентябрь, а затем улетают зимовать в Турцию или Грецию. Примечательно, что лебеди-шипуны не вьют здесь гнезда, а лишь пережидают сезон линьки. В последние дни осени острова оккупируют лебеди-кликуны. Делают короткую остановку перед длительным перелетом к местам зимовки.
Белоснежные грации
Издалека среди простора холодных вод, даже в бесснежные дни в лучах солнца острова предстают заснеженными полянами из-за обилия птиц. Они напоминают строки из стихов прекрасного русского поэта Сергея Есенина: "Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг". Многочисленные колонии чаек, бакланов и других водоплавающих птиц мне доводилось видеть на берегах Узунларского и Кояшского озер, что в районе заповедного мыса Опук на юго-востоке полуострова, у набережных Ялты, Алушты, Евпатории… А на Лебяжьих островах от них светло и празднично, как от первого снега, которому радуются и взрослые, и дети. Одновременно в скоплениях бывает до 75-100 тысяч птиц, а в течение дня, в разгар перелета – до миллиона! Среди них наиболее многочисленные колонии чаек и лебедей.
Лебяжьи острова, имеющие заповедный международный статус, являются надежной «станцию отдыха» на тысячекилометровом миграционном пути многих пернатых.
В одну из суровых зим лебеди-шипуны навестили и Керчь. Плавали в разводьях среди осколков льда, шуги вблизи водной станции, посещаемой в эту пору разве, что отчаянными двуногими "моржами". Почти каждый из горожан, отправляясь на заснеженную набережную, считал своим долгом припасти гостинец для великолепных птиц, обитавших у ледяного припая. Они, сохраняя достоинство, с благодарностью принимали крошки хлеба, зерна…
По свидетельству знатока и ценителя природы, писателя и фотохудожника Василия Пескова: "Лебеди к холодам стойки. Их гонят не столько снег и мороз, сколько голод, ведь лед на озерах и прудах не дает им кормиться. На юг, на юг!".
Но и в Крыму неглубокие озера и пруды сковывает лед и поэтому в морозную зиму для лебедей родной стихией остается море. Инстинкт самосохранения влечет их к людям, среди которых обязательно есть ценители природы с чуткими и щедрыми сердцами. Лебеди притягивают взоры людей своим величавым видом и грациозными движениями. Они оживляют унылый и холодный, словно на черно-белой гравюре, пейзаж, наполняют его поэзией и очарованием
Подобно березке, лебедь, а их десять видов белого и черного окраса, является непременным персонажем, образом поэтических, музыкально-песенных произведений, скульптурных композиций и живописных полотен. Достаточно вспомнить прекрасные сказки Александра Пушкина, балет "Лебединое озеро" Петра Чайковского, красочные ковры и лубки народных мастеров. Изображениями плывущей лебедушки сельчане украшают фасады своих домов. С этой гордой и вольной птицей человек связывает свои надежды о счастье, любви и верности. Поэтому и слагает красивые легенды, облагораживающие души людей.
Не только лебеди, но и их крылатые собратья: дикие утки, чайки, синицы, голуби…в студеную пору нуждаются в милосердии и помощи. Поэтому в зимние дни отрадно видеть на набережной Салгира, в Гагаринском и детском парках Симферополя женщин с детишками, кормящими птиц и белок. Вместе с водоплавающими, пернатыми переживем морозы и, тогда согретое солнцем весеннее небо, наполнится стаями лебедей и пением птиц.
На Лебяжьих островах не обделены вниманием и обитатели морской стихии и суши. Под опекой специалистов пребывают дельфины-афалины и белобочки, лосось черноморский, морские свиньи, большой тушканчик и белый хорь. Водятся на островах и пресмыкающиеся: желтобрюхий полоз, степная гадюка и другие.
Заповедник закрыт для посещения. Уникальный микроклимат и животный мир Лебяжьих островов слишком хрупок, необходимо особенно бережное и осторожное отношение. Именно поэтому, здесь запрещена рыбалка, а в округе островов охота на дичь.
Заветной мечтой местных специалистов остается создание Каркинитского заказника с включением в него акватории залива, Бакальской косы и одноименного соленого озера. Тогда вместо филиала был бы самостоятельный заповедник. Орнитологи ведут постоянную исследовательскую работу по изучению всех видов птиц и изменений условий среды их обитания в заповеднике. Отрадно, что условия стали постепенно улучшаться из-за снижения интенсивности химической обработки рисовых чеков. Прибрежные участки и дно моря заросли травой - основным кормом для пернатых. В заливе стало больше рыбы и другой морской живности. Улучшилась охрана угодий от браконьеров: штат егерей увеличился вдвое, появилась техника: автомашины, катера. Удалось уберечь эти места от попыток выдачи охотничьих лицензий, якобы для заработка средств на развитие…
Коль государство не способно обеспечить потребности заповедника из-за дефицита финансов, то может в перспективе Лебяжьим островам повезет. Появится богатый и щедрый меценат, неравнодушный к флоре и фауне, и возьмет заповедник под свою опеку. Образцом может служить замечательный, благородный и бескорыстный русский дворянин барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, в прошлом веке основавший в Херсонской области заповедник Аскания-Нова – прекрасный оазис животного и растительного мира
Крым
Свидетельство о публикации №215053101803