Эксперимент в Урае. Модульная школа. Рейтинг листы

Эксперимент в Урае. Модульная школа. Рейтинг-листы.

Среди прочего во время Эксперимента в рамках Локальной экспериментальной площадки – «Модульная школа на базе школы №4» были на четверть отменены дневники и предложены рейтинг-листы.
Компьютерного сопровождения у этого начинания не было, хотя и предполагалось.В целом эта идея вызвала наибольшие затруднения и в конечном итоге до появления парка компьютеров оказалась наименее жизнеспособной.
Тем более в условиях тотальной неподготовленности педагогов.
Тем не менее расскажем подробнее о самой технологии и её источнике.
С одной стороны мне, выписывавшему югославский шахматный Информатор, идея рейтинг-листа была близка и понятна изначально именно как шахматному профессионалу. Профессионалу не игроку, а профессионалу – организатору.
Шахматный рейтинг был одной из прекрасных разработок математика Эло и заключался он в том, что игроку изначально присваивается некий «стартовый» рейтинг – абстрактная оценка в пределах от 1500 до 2700. Если вам присвоен изначально завышенный рейтинг то по мере накопления турнирной практики он будет у вас снижаться до тех пор, пока вы не выйдете на уровень своего «реального» рейтинга. Если же рейтинг присвоен изначально заниженный – он будет от турнира к турниру расти.
Это модель чисто математическая, но очень хорошо работающая в неизмеряемом виде спорта, каковым и являются шахматы.
Идея построения учебного рейтинга мне стала известна от – по странному стечению обстоятельств именно математика – Геннадия Васильевича Некрасова, с которым мы вместе обучали шахматам детей в шестой школе Качканара у директора Ивана Васильевича Звягина.
Этот рейтинг строился на совершенно ином принципе:
Ребенку изначально присваивается нулевой рейтинг.
Нечто подобное мы видим в любом первом классе школы в первом полугодии.
За каждый успех ребенок получает «пятёрку» (у первоклассников – звёздочку на обложку тетради).
У Некрасова дети начинали сдавать «зачёты».
То есть выполнять контрольные задания.
За сданный зачет к рейтингу добавлялось пять баллов.
У сдавшего первые двадцать зачётов рейтинг был уже сто баллов.
У сдавшего тридцать  зачётов – 150.
И так далее до тысячи.
То есть сдавший двести зачётов ученик набирал уже одну тысячу баллов.
Начиная с 1200 баллов он уже допускался к соревнованиям по шахматам и его рейтинг теперь пересчитывался по системе Эло.
То есть от «ученического» рейтинга переходили к «общешахматному» рейтингу.

Теперь немного остановимся на самой системе ученического рейтинга Некрасова.

В качестве первого примера возьмём мат королём и ладьёй одинокому королю.
Зачет осуществляется так: ребенок должен ТРИЖДЫ заматовать одинокого короля преподавателя, потратив на это не более 18-ти ходов. Если хотя бы раз допущена явная ошибка или потрачено большее число ходов – зачёт не сдан! Число попыток у учащегося НЕ ОГРАНИЧЕНО, но он должен терпеливо дожидаться своей очереди, поскольку число сдающих зачеты весьма велико.
Таким образом в момент зачёта преподаватель вслух называет номера сделанных ходов, а дети, которые ждут своей очереди, с неослабевающим интересом следят за ходом поединка.
Преподаватель во время зачёта иногда делает провоцирующие ученика "ошибочные" ходы (ходит королём под бой ладьи, вместо хода короля делает ход конём или приподнимает короля и ставит его на то же место, по существу не делая хода). Не замеченная «ошибка» тут же влечёт «не сдачу» зачёта.
В итоге ребёнок сдавший данный зачёт, как правило, знал тему «на зубок».
Целый ряд шахматных педагогических систем строится как раз на подобной «зачётно-рейтинговой» основе.
Например у Некрасова, широко применявшего разнообразные шахматные сборники задач, применялась практика повышения рейтинга на пять баллов за успешное решение шести учебных задач.
Он раздавал детям листочки с таким комплектом задач, а затем проверял решения. Подробный разговор именно о «росте шахматного учебного рейтинга» может быть я и смогу ещё когда-нибудь повести с моим дорогим читателем, но не сегодня. Сегодня я указываю на то, что в ходе работы ЛЭП (локальной экспериментальной площадки)  на базе четвёртой школы в Урае, педагогам было предложено применить именно такой подход к оценке знаний учащихся:

1.Единственной оценкой является «пятёрка»
2.Ученик имеет неограниченное число попыток на сдачу «зачёта» по обязательной теме
3.Неудачные попытки не засчитываются.
4.Сдавший успешно очередной зачёт допускается к следующему.
5.Общая оценка учащегося на данный момент заносится в итоговый рейтинг-лист занятия.

По каждой предметной сфере мною каждой модульной группе педагогов были даны конкретные рекомендации по внедрению этого рейтинг-контроля.
Но время эксперимента было крайне ограничено, а когда народ начал входить «во вкус» экспериментальная работа в школе была искусственно задушена, сам эксперимент обезглавлен, наиболее активно поддерживавшие его педагоги переведены в другие учебные заведения города – «для распространения опыта». Благодаря этим перемещениям сложилось педагогическое ядро будущей успешной школы старшеклассников.


Рецензии