8 часть. Танькино детство. Родня

 

Солнце светило уже не так ярко, а утренняя свежесть давала знать - скоро осень! Воздух будто сжимался от прохлады, создавая ароматные сгустки из трав, спелых слив, груш, яблок.

По селу от дома к дому плыл аппетитный запах варенья. Ниновские хозяюшки всегда славились своим мастерством и с удовольствием делились своими любимыми рецептами!

В один из таких дней мама сказала:

-Таня! В магазин привезли школьную форму! Пойдем,  примерим! А то, скоро в школу!

- В школу?! - радостно повторила я мамины слова. - В первый класс! Так, значит, я уже взрослая?

Как трогательно было в детской душе от этих мыслей! Я погрузилась в ожидание этого праздника, считая денёчки.

В магазине собралось много покупателей. Среди них была и тётя Лида Погребная, мамина подруга по работе. Они поприветствовали друг друга и принялись рассматривать товар, обмениваясь мнениями о его качестве.

Вдруг тётя Лида  переключила своё внимание на меня:

- Таня, в школу хочешь?

- Да! - уверенно ответила я.

- Валера! Ну, подойди к Тане! Познакомьтесь! Вы будете вместе учиться в первом классе. - обратилась она к сыну, который стоял рядом и внимательно рассматривал меня большими карими глазами. Он подошёл ближе и улыбнулся.

Эта простая детская улыбка подсказывала мне:

- Валерка - добрый, ему можно доверять!

И тут мама подозвала меня для примерки формы.  Платье было слегка великовато.

- Надо брать на вырост, чтоб на следующий год не покупать! – приговаривала мама.

- Почему? – удивилась я.

- Дочь, деньжат маловато. – с грустинкой в голосе ответила мама.

Коричневое платьице, белый и чёрный переднички, новенькие туфельки – всё это богатство было упаковано в коричневую грубую бумагу и перевязано шпагатом. Этот свёрток я бережно несла домой. Моя душа пела и радовалась, и во всём мире в тот момент не было человека счастливее меня.

- Дело сделали. – сказала мама, улыбаясь, и добавила. - Ты ж смотри! Что б училась хорошо! Старайся!

- Мам, буду стараться! - пообещала я маме.

Навстречу нам ехала телега, груженная ящиками с помидорами. А продавал эти помидоры Котляров Алексей Павлович, который жил через дорогу, напротив нашего дома. На колхозном дворе на доске почёта в числе передовиков сельского хозяйства была и его фотография. Всякая работа спорилась в его умелых руках, вот и сейчас он толково и быстро отоваривал односельчан и аккуратно складывал пустые ящики.

Плотные красивые помидоры привлекали своим неповторимым внешним видом: гладкие, красного цвета с глянцевым блеском, выровненные по размеру.

- Колхозные! - рассуждала мама. - Алексей Палыч! Почём помидоры?

- Лида, да разные цены: покрупнее - по пятьдесят копеек за килограмм, а мелкие - по тридцать! - добродушно ответил Алексей Павлович.

-Танька, беги за пустыми вёдрами, купим на засолку.

Я прочитала в маминых глазах радость.

- Какой хороший сегодня день! - подумала я.

Вечером я одна сидела на скамеечке и легонько скучала по папке.

Мой папа, Сумароков Василий Ефимович, хороший плотник. Он делал дома на заказ. Папа виртуозно владел не только топором, он ещё классно мастерил стулья, шкафы, комоды, лыжи. Много домов построил в Ниновке, а потом стали поступать заказы из соседних деревень. Уезжал на заработки надолго, а по возвращении с друзьями долго «обмывал» окончание работ, пропивая тяжёлым трудом заработанные деньги. Мама сердилaсь, но папку это не останавливало.

Вот и сейчас, скучая о нём, я вдруг разглядела в приближающемся человеке знакомую фигуру моего отца.

- Мам! - радостно кричала я. - Папка приехал!

Папка вошёл во двор. В руках у него был  десятилитровый чайник, доверху наполненный мёдом.

- Вась? Куда столько мёда? - удивилась бабушка.

- Детям! Пусть едят! - объяснил папка.

Вечером мы с ним пошли в гости на Крюк к его родной сестре тёте Зине.

Отченашенко (Сумарокова) Зинаида Ефимовна - плотная, круглолицая, энергичная женщина.  Она вела уроки физкультуры в начальных классах.

Тётя Зина встретила нас с улыбкой:

- Танька пришла! - заметила она и пригласила нас на кухню.

Там сидели её сыновья - мои двоюродные братья - Вовка и Сергей. Вовка, сердито взглянув в мою сторону, ушёл в соседнюю комнату. А с Серёжкой мы долго играли в машинки, сидя на полу.

Возвратившись домой, я села ужинать.

- Тань! Славный же аппетит ты себе нагуляла! А в гостях тебя угостили чем-нибудь? – поинтересовалась мама.

- Нет! - ответила я, понимая, что на доброжелательное отношение со стороны родственников в будущем мне надеяться не стоит.

                Продолжение тут http://proza.ru/2015/06/02/2105


Рецензии