Тараканчик

Я живу в одном из зеленых районов Москвы - Речной Вокзал (это станция метро в Москве). Тут находятся прекрасный парк Дружбы, пруд, аттракционы. Летом вообще красота! Прекрасное место для семейного отдыха, для прогулки во время обеда, для того чтобы просто побыть наедине со своими мыслями, полюбоваться красотой природы, посидеть возле озера, покормить уточек. Но стоит пройти чуть дальше этого парка, а именно к станции метро - начинается самый настоящий… бомжатник! Бомжей и попрошаек достаточно.
Вот допустим, пара историй.
Касса билетов метро находится на улице. Я достаю кошелек и тут же передо мной возникает детина два на два:
- Девушка, миленькая! Подай! - причем с таким видом, как будто говорит «подай, а то зубы выбью». И тянет, главное дело, свои ручища к моему кошельку. Ну я не растерялась и говорю:
- Не стыдно, дядя? Работать надо!
В ответ я услышала отборный мат и то, КАК надо со мной поступить, чтобы рот не открывала.
А вот другая история.
Работа у меня тоже находится на «Речном вокзале». Это достаточно большой офис. Рядом зелено, красиво. До метро минут 10-15 идти. Выхожу я из офиса, а передо мной, как из-под земли «вырастает» женщина лет 50. Я была погружена в свои мысли и не сразу-то и поняла, что ей надо… Услышала лишь от нее слово «дорога».
- Вам помочь дорогу перейти? - переспросила я. Мы как раз с ней оказались у светофора.
- Нет,- чуть раздражительней отозвалась моя собеседница,- я говорю Вам: могли бы вы помочь мне пройти мой путь? Помочь мне осилить мою дорогу…
- Я не очень понимаю, - я совсем растерялась. - Чем помочь-то?
- Ну как??? - уже совсем грубо она мне начала говорить. - Деньги!
Так еще с таким видом произнесла слово «ДЕНЬГИ», мол «Ты че, дура? Не понимаешь что мне надо?»
- Простите, денег нет. - ответила я и пошла своей дорогой, а мне вслед послышалась отборная ругань.
Так что, друзья, вы немного имеете теперь представления о местности, где я в основном нахожусь.  И можно переходить уже непосредственно к самому рассказу.

Бомжи выживали как могли: приставали к каждому прохожему, чтобы «подали ради Христа», ведь люди «только из больницы», у кого-то «умирает мать, отец, брат, жена, жена брата и т. д.»
Но ОН отличался от своих «соратников» … Я его не сразу-то и заметила.
Его звали «Тараканчик». Прозвище это к нему приклеилось скорее всего потому, что он был очень тихий, но неприятный.  Он обитал возле батареи при входе в метро. Не приставал ни к кому, жил своей жизнью. Но чаще спал. Впервые я услышала это «имя» от ментов, проходящих мимо. «Смотри-ка, опять там Тараканчик спит!»
«Тараканчик?» - мысленно переспросила я. Но потом поняла о ком речь…
Однажды я видела, как Тараканчик пробрался в метро и сел со мной в один вагон. Я как раз ехала с Таней, моей подружкой. Она что-то мне рассказывала. Но я ее не слушала. Таракнчик стоял, прислонившись спиной к дверям вагона. Как раз там, где написано «не прислоняться». От него шел ужасный запах. Похоже, что он не мылся как минимум полгода. Грязный, неумытый, заросший бородой… Сколько ему было лет? 30? 60? Это трудно было определить. Очень худой, едва стоял на ногах… Он был пьян? Нет… Скорее всего, он был очень голоден.   
- Да ты не слушаешь! - возмутилась Таня.
- Слушаю-слушаю! - отмахнулась я.
Тем временем, к Тараканчику обратился один из пассажиров - молодой мужчина, крепкого телосложения, лет так 35:
- Слышь, бомжара! Давай вали отсюда!
Тараканчик безропотно вышел на первой же остановке и пополз своей дорогой. Прям как таракан, которому удалось убежать от тапка. Он побрел в темный уголок, чтобы никто его не трогал, и чтобы снова выползти, когда все утихнет.
- Ну! - потребовала опять внимания моя подруга.
- Что? – раздраженно отреагировала я.
- Каким лаком мне маникюр сделать? Красным или розовым?
- Синим.

Тараканчика я видела каждый раз, когда входила в метро. Однажды он лежал калачиком, у той же батареи, как всегда,  лицом к стене…  Дышит? Я подошла ближе… Было очень трудно посмотреть на его лицо, а еще труднее понять: жив он или нет. Я достала маленькое зеркальце и подошла к нему. Господи, только бы никто не видел. Я поднесла зеркало к его носу и подержала некоторое время. Потом посмотрела. Еле заметно, но зеркало запотело. Дышит. Стало легче почему-то…

Была чудесная погода. Май. Солнце. Праздники. Настроение замечательное. Я со своим другом Сашей решила поехать гулять в центре Москвы. И опять на входе я увидела Тараканчика.
- Ну и бомжара!- прокомментировал мой спутник.
- Перестань, - одернула я его.
Тараканчик лежал на спине. Кто-то ему дал вареное яйцо и бутылку Кока-Колы. Похоже, он был счастлив. Какое-то подобие улыбки я заметила…  Он что-то бормотал под нос. Кажется что-то: «Хорошо! Хорошо! Все хорошо!»
Когда я проходила мимо, то он так резко попытался меня схватить за руку, что я аж вскрикнула.
- Тык.. тыыыы…- что-то начал он, но Саша не дал ему ничего сказать: в одно мгновение он вырос между мной и Тараканчиком.
- Слышь, бомжара! Не смей ее хватать! А то мозги повышибаю! - орал Александр.
- Саня, не надо! Он хотел только взять меня за руку! Может ему помощь нужна! САША!!!!!
Но Саша меня не слышал. Я ушла. Не стала принимать во всем этом участие. День я провела сама с собой.
«И что я ушла? - думала я, уже вернувшись домой. - Конечно! Проще всего уйти. Пусть сами разбираются. Идиотка! Надо было заткнуть этого идиота Сашу! И спросить Тараканчика, чего он хочет. Тараканчик. Он не Тараканчик! Он - ЧЕЛОВЕК! У него, наверняка, есть фамилия, имя, отчество! У него есть своя история. Почему он таким стал? Как он жил раньше? Кого он любил? Кто его любил? Кто его предал? А я, получается, ничем не лучше остальных! Ушла… Решила проблему, называется».
И тут я придумала….
Рядом с метро есть макдональдс. Я решила зайти перед работой.
- Вам как всегда? Кофе без сахара и с собой? - учтиво улыбнулся кассир.
- Нет… - ответила я. И заказала большую порцию фри, бик маг, большую колу безо льда, мороженое, пирожок с вишней и лесными ягодами и что-то еще… В общем, вышел огромный пакет. Конечно, это не здоровая пища. Но она калорийная и даст человеку сил. Сколько он не ел? Неделю? Две?
- Ох ты! - удивился кассир. - У вас сегодня праздник?
- Вовсе нет… Я к другу иду.
- Аааа…- смазливо улыбнулся парень и подмигнул. - Ну удачного дня вам… двоим. Хи-хи.
- Спасибо! - как можно спокойней отозвалась я.

Я шла к метро и думала: «наверняка есть специализированные службы, которые занимаются бездомными. Надо ему помочь восстановить документы. Будут документы - будет работа. Будет работа - будут деньги. А это уже и какой-то угол, и питание. Да, конечно, не звезды в небе, но все-таки, может есть шанс вернуться к нормальной жизни. Не бомжевать… Интересно, как его зовут? Сколько ему лет?»

На «скорую» я не сразу обратила внимание. И не сразу поняла смысл слова «труп», который я услышала мимолетом от проходящего мужчины. Я вошла в метро… У батареи стояло двое полицейских и санитары «скорой». Кто-то из сотрудников что-то писал, кто-то пытался «узнать о родственниках»…
- Так, девушка, вы чего встали? - Спросил меня участковый. - Вы его знали? Вы родственница? Девушка? Девушка??
Слова застряли у меня в горле. Стало тяжело дышать:
- Нет… Что случилось?
- Что случилось, что случилось? - вздохнул участковый. - Жил тараканом и умер  как таракан. Вот что случилось. Кольк, как его там звали? Бомжа то этого? Тараканчик? Вот видите, девушка! Таракнчик!
- Он не… ОН НЕ ТАРАКАН!!! ОН НЕ ТАРАКАНЧИК!!!! ОН НЕ ТАРАКАНЧИК!!! ОН -  ЧЕЛОВЕК!!!!!! - я как со стороны видела и слышала свою истерику. Слезы обожгли мне лицо. Крик разорвал горло. Пакет выпал у меня из рук. По полу растеклась кока-кола. Кто-то прошелся по мороженому. Картошка тоже рассыпалась. Я выбежала из метро как сумасшедшая.
- Э! Пакет-то? - крикнули мне вслед.
Я не знаю, как долго я бежала и куда. Лишь бы подальше. На работу я давным-давно опоздала. Когда я выбилась из сил - я наконец приземлилась на одну из скамеек в парке. Никого не было. И хорошо. Я сидела, взявшись за голову и качалась взад-вперед. Вырывались всхлипы. Сколько еще я так просидела? Я не знаю. А потом я услышала свои же слова, которые повторяла шепотом, как мантру:
- Он не Таракнчик. Он - человек! Он не Таракнчик. Он - человек! Он не Таракнчик. Он - человек! Он не Таракнчик…


Рецензии