Сэмюэл Данфорт. Краткое исповедание Новой Англии

КРАТКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ НОВОЙ АНГЛИИ, ИЗГНАННОЙ В ПУСТЫНЮ
Сэмюэл Данфорт (1671)

Читатель-христианин,
Как хорошо, говорит Соломон, слово, сказанное вовремя (Притч.15.23); оно подобно золотым яблокам в серебряных сосудах (25.11). Таковы были слова Господа нашего Иисуса Христа. Который, открыв Себя Своему народу, дал ему в Своих притчах и рассуждениях глубочайшие тайны мудрости Божественной и небесной; и Его притчи, простые и строгие, были наглядным, но невыразимо глубоким описанием истин, которые текли в благодати из Его уст; и любой, кто знаком с ними, знает, как гармонично святые евангелисты связали их вместе. Нет более дивного примера, чем Сам Господь Иисус, для всех служителей Нового Завета; и из всех слов Священного Писания, хотя все они имеют равный вес в каноне, никакие, по-видимому, не действуют на наши сердца так непосредственно и с такой силой, как те, что исходили из уст Самого Господа. На один из таких текстов произнесена нижеследующая проповедь. Не нужно особо говорить о том, сколь явно в нем дан Дух нашего Спасителя, ибо это ясно любому верующему читателю; и оправдана премудрость чадами ее.
Своевременность и достоинство этой работы, которая сейчас в ваших руках, в том, что она прямо касается нашего нынешнего состояния в пустыне, и это высоко оценит любой непредубежденный христианин, чье сердце действительно пребывает в трудном странствии ради Царства  Господа нашего Иисуса Христа на этом краю земли. Этот текст несет в себе столько небесных аргументов, он столь полезен для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, как будто по замыслу Господа нашего Иисуса Христа настал тот день, в который должна быть прочитана проповедь по этим Его словам. Автор этой работы руководствовался наставлением настоящего человека Божия, чьи советы очень разумны для молодых служителей в таких вопросах - г-на Уилсона, а именно: что наилучшей является та проповедь, в которой проповедник держится близко к тексту, не превышает разумный объем, не удаляется в экскурсы и не заносится высокоумием.
Мы почти потеряли свою первую любовь ко Христу, и поэтому, хотя среди нас еще есть причастники и порядок Его Царства, эта болезнь лаодикийской теплохладности в делах Божьих чрезвычайно умножается среди множества исповедующих людей в этой земле, несмотря на многие предупреждения и благословенный опыт Божьего народа, который так часто был спасаем Господом на пути Моисея и Аарона, которые встретилист и облобызали друг друга на горе Божией. Это наблюдение обоснованно призывает нас к верности и вниманию к словам нижеследующей проповеди, которые должны рассмотреть максимально серьезно все, кто изгнан в эту пустыню, чтобы восстановить свою привязанности к имени Христову, целомудрие, бодрость и пыл, и тщательное реформирование всего, что касается поклонения и служения, что является нашим особым долгом в эти дни усилившихся искушений. Пусть же поэтому наставники, учителя и служители, каждый на своем месте, будут верны Христу в своем деле среди нашего поколения, и, не склоняясь к сомнениям, исходящим от нашего злого сердца, прислушаются к этим глубоким размышлениям, которые милостью Божией можно отнести к лучшим с самого начала Реформы. В них нет ни свободной толерантности, ни жесткого и непримиримого разделения, но святая и братская Реформация, к которой все мы должны в эти дни стремиться. И если опасно скептическое безразличие или колебания, то гораздо больше - сознательное противостояние учению и пути  первых отцов и основателей этой колонии в вопросах веры, включая такие, как принудительная власть магистратов в вопросах религии (в отличие от вышеуказанной терпимости) и соборное объединение церквей, а также установленная в Слове Божием дисциплина, противостоящая разделениям. Всем, кто понимает эти вещи и мыслит их духовно, ясно, что Церкви в целом не свойственно ошибаться.   "И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю" (Иис.Нав.24.31). Это было великим преимуществом Израиля в служении Богу, ибо святой Господь милостиво хранил пути этого народа, которому Он стал Богом, и через эту работу Господа было заложено основание той славы, которая обитала на Его земле. Сказано, что еще в Египте сыны Израилевы сильно умножились и Бог благословил их (Исх.1.8), пока не появился новый царь, который не знал Иосифа. Так что когда Иосиф или Иисус Навин были забыты, и слава Божья, осенявшая Моисея и Аарона, перестала вести народ - как должен был испугаться Израиль! И как необходимо теперь вспомнить и повторить снова и снова слова нашего Спасителя: "Что смотреть ходили вы в пустыню?". Когда ушло то поколение, "весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю" (Суд.2.10), следовало ожидать, что гнев Божий воспылает на Израиля, и Он отдаст Свой народ в руки грабителям. Мы знаем, что среди народа Божия, насажденного в пустыне сей, появились те, кто чужд его пылу и оставил учение его веры, или по крайней мере уверенность и доверие к нему, и это может оказаться опасным поводом для нашего сокрушения, если Господь не окажет нам милости снова.
Павел хвалит Тимофея:  "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь" (1 Тим.3.10-11). Что я могу сказать об этом благочестивом рабе Господнем, моем дорогом брате во Христе, на которого Духом Святым сошло слово мудрости, этот дар из тех, которые Бог раздает как Ему угодно? Только то, о чем говорит это свидетельство для убогой Церкви, бежавшей в эту пустыню, которое я и предлагаю сейчас к рассмотрению всем, кто мудр сердцем в Израиле. Вся его близость к Богу и Отцу нашему в Сыне повелевает мне и моему перу предать его слова печати, с молитвой о том, чтобы Бог сделал действенным Свое Слово, в Едином Пастыре, Господе Иисусе Христе, во имя Его. 
Ваш в служении веры, Томас Шепард

Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка
Мтф.11.7-9

Эти слова нашего Господа намекают на служение Иоанна Крестителя. Иоанн начал свое движение не в Иерусалиме, ни в любом из известных городов Иудеи, но в пустыне, в сухой, жаждущей земле, тем самым избавляя себя от зависти и нелепой ревности лиц, зависящих от старых традиций, а также имея возможность принимать людей в стороне от шума и буйства городской жизни, которые могли бы воспрепятствовать им просветиться его учением. Служение Иоанна сначала пользовалось особой любовью: выходили к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская" (Мтф.3.5), но спустя некоторое время пыл народный утих, Иоанн оказался в сложном положении и его авторитет и значимость поколебались (Иоан.5.35). Поэтому наш Спаситель, имея возможность принять посланников Иоанна, после их отъезда дает эту прекрасную похвалу ему, в намерении подтвердить и Свое учение и власть и укрепить авторитет в сердцах и совести народа.
Эту похвалу наш Спаситель начинает с изящного диалога и риторических вопросов: Он проникновенно и обдуманно обращается к Своим слушателям,  и   серьезно спрашивает их:  "Что смотреть ходили вы в пустыню?" - то есть какое ожидание позвало их туда. Здесь у нас есть общий вопрос и главный предмет Его интереса, конкретные вопросы и определение событий.
Его обший вопрос звучит: "Что смотреть ходили вы в пустыню?". Не сказано, кого услышать, но что смотреть; это ясное утверждение, что многие из тех, кто, казалось бы, были хорошо знакомы с Иоанном, на самом деле были лишь театральными зрителями, а не слушателями и не исполнителями его слов; они ходили не слушать, но видеть, пошли созерцать новое и странное зрелище.
Следующий вопрос, который задает Он, звучит так: пошли ли они смотреть "трость, ветром колеблемую?". Это выражение образное и метафорическое. Тростник в безветрие стоит вертикально, но даже легкий ветерок трясет его и заставляет склоняться почти до земли. Это ясный символ легкомысленных, пустых и непостоянных людей, которые во времена мира и спокойствия дают верное и правдоподобное свидетельство истины, но как только ветры испытаний бьют их, и волны смут переворачивают всю жизнь, они склоняются к превосходящей силе; когда же испытания заканчиваются и они освобождаются, они начинают говорить об истине снова. Так проясняется и смысл первого вопроса: ходили ли вы в пустыню, чтобы увидеть свет, тщетные и непостоянные люди, которые могут признавать и отвергать, отрицать и исповедовать одну и ту же истину? Этот вопрос следует понимать иронически: конечно, вы не пошли бы в пустыню, чтобы повидать нелепое и смешное зрелище - человека, подобного трости, колеблемой ветром! Отвергая подобное легкомыслие, Спаситель указывает на одно из великих достоинств Иоанна - а именно, на его стойкость и постоянство в утверждении истины.  Ветры многих испытаний дули на него справа и слева, и тем не менее он не отказался от своего свидетельства о Мессии, Он не колебался, признавать Его или отвергать, но всегда говорил правду.   
Но далее повторяется общий вопрос: "Что же смотреть ходили вы?", и за ним идет следующий: "человека ли, одетого в мягкие одежды?". Этот вопрос также имеет силу отрицания: конечно, вы не найдете в пустыне человека, одетого в шелка и другие дорогие одежды. Вот причина тому: "носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских". Мягкая и дорогая одежда - для царского двора, а не для пустынь и лесов. Отрицая, что Иоанн мог быть привязан к царской роскоши, наш Спаситель указывает на его превосходство: он носил грубые одежды, и жил тяжкой, строгой и суровой жизнью (Мтф.3.4), и это вполне отвечало его служению. Иоанн проповедовал в пустыне, где не могло быть шелка и роскоши. Его работа заключалась в подготовке людей для Господа, в том, чтобы призвать их от мирской пышности и сует к покаянию и скорби о грехе. Его привычки и образ жизни вполне подобали проповеднику покаяния.
Далее снова повторяется общий вопрос: "Что же смотреть ходили вы?", и уточняется: "Пророка?". Этот вопрос следует понимать утвердительно: несомненно, они видели пророка. Не будь Иоанн редким, исключительным служителем Божьим, вы никогда не пошли бы из своих городов в пустыню, чтобы увидеть его. Таким образом, наш Спаситель говорит о великом превосходстве Иоанна - его пророческом служении и деле. Иоанн не был простым толкователем закона, еще меньше - учителем еврейских традиций, но пророком, говорившим по особому вдохновению Святого Духа, раскрывавшего тайны спасения (Лк.1.76-77).
Наконец, наш Спаситель заключает Свою речь и отвечает на вопрос: "Да, говорю вам, и больше пророка", то есть гораздо больше, чем просто пророка. Почему Иоанн был больше чем просто пророком? Он был предтечей, вестником Христа, направленным непосредственно перед Ним, чтобы провозгласить Его пришествие и Царство, и подготовить народ к принятию Его через крещение покаяния. Именно поэтому "среди всех рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн" (ст.11). Иоанн был больше любого из пророков, которые были до него, не в отношении его личных милостей и добродетелей, - ибо нам не сказано, что он превзошел Авраама, отца верующих, в благодати веры, или Моисея, кротчайшего из людей на земле, в благодати кротости, или Давида, мужа по сердцу Божию, в благодати верности, или Соломона, мудрейшего из людей, что были и будут, в даре мудрости, - но именно в отношении своего устроения. Все пророки предсказывали пришествие Христа, Его страдания и славу, но Креститель был Его Предвестником, который объявил о Его приходе и открыл Его сердцам людским. Все пророки видели Христа издали, но Креститель увидел, что Он пришел, крестил Его и возвестил народу: вот Агнец Божий! Он видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Иоан.1.29,34). Но почему же тогда наименьший в Царстве Небесном,  больше Иоанна, наименьший из слуг Христа по Его Вознесении больше величайшего из Его пророков? Не в отношении его личных даров или призвания, но в отношении Предмета служения, Христа воцарившегося, обнищавшего ради того, чтобы совершить дело нашего искупления, и также в отношении степени откровения Христа, Который явлен теперь гораздо более ясно и полно. Иоанн указал на Христа во плоти, но служителя Евангелия знают и говорят, что Он сделал что необходимо для нашего спасения, и воскрес  и воссел одесную Бога.
Доктрина. Те, кто оставили свои приятные города и жилища, чтобы присоединиться к чистому поклонению Богу в пустыне, склонны время от времени охладевать в своей привязанности к этому, но тогда Господь призывает их серьезно и тщательно к тому, чтобы исследовать самих себя и убедиться, что уход в пустыню не допускает ни легкомыслия, ни пышности и роскоши, но только ясное возвещение Евангелия и свободное устроение Царства Божия. 
Это доктрина состоит из двух отдельных ветвей; позвольте мне раскрыть вам каждую из них.
Ветвь 1. Те, кто оставили свои приятные города и жилища, чтобы присоединиться к чистому поклонению Богу в пустыне, склонны время от времени охладевать в своей привязанности к этому.
Ради чего сыны Израилевы хотели оставить свои города и дома в Египте и выйти в пустыню? Разве не для того, чтобы совершить праздник Господу, и чтобы принести жертву Богу отцов своих? Это было единственной причиной, по которой они пошли к фараону (Исх.5.1-3); но как скоро они забыли об этом в пустыне и развратились? Ибо вскоре после Исхода из Египта они сделали тельца у Хорива, и поклонялись истукану, и изменили славу Божию в подобие быка, что ест траву (Пс.106.19-20 KJV, Исх.32.7-8). За сорок лет в пустыне, в то время как они делали вид, что приносят жертву Господу, они в действительности поклонялись звездам и всему воинству небесному, и вместе со скинией Господней увлекались скинией Молоха (Ам.5.25-26, Деян.7.42-43), и так проводили время в пустыне, искушая Бога и раздражая своих благочестивых и верных учителей и правителей Моисея и Аарона (Пс.95.8 KJV).
Но почему дети их, вернувшись из плена при Кире после его разрешения, смогли покинуть свои дома, которые они построили, и от их виноградных и масличных садов, которые они насадили в Вавилоне, отправились в Иудею и Иерусалим, который стал тогда пустыней? Разве не для того, чтобы отстроить Дом Божий в Иерусалиме, и восстановить храмовое поклонение? Но как позорно они пренебрегли великим и почетным делом, совершавшимся более сорока лет! Они считали, что еще не пришло время строить Божий дом, из-за препятствий, с которыми они встретились,  в то время как все их трудности и разочарования не остановили их строительство величественных домов для себя (Агг.1.2-4). И с какой целью теперь Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская покинули свои города и места жительства, и стали стекаться в пустыню Иудейскую? Чтобы увидеть  яркий свет, который воздвиг Бог! Чтобы услышать небесное учение и приобщиться к новым тайнам, которые Он раскрыл! О, как они были затронуты редкими и дивными дарами Его, живым и мощным служением! Царство Небесное пришло к ним в силе своей, и ревностные слушатели Евангелия брали его силой (Мтф.11.12, Лк.16.16). Они преодолели законные обряды и церемонии, они узнали чувство собственного греха и недостоинства и бежали к Царству Божию, как люди спешат увидеть дивное зрелище, или солдаты спешат за добычей во взятом городе; но весь этот пыл продолжался лишь короткое время (Иоан.5.35). Почему же?
Причина 1. Потому что любовь многих к служению Евангелия и чистому поклонению Богу кажется многим чем-то новым и странным, зависящим от редких и особых даров великих людей и служителей, и предполагающим мирские преимущества. Евреи в массе своей пребывали тогда во тьме и невежестве, обучаясь массе обрядов старой традиции, многие из которых были напрасными, пустыми и бессмысленными обычаями; Церковь была лишена дара пророчества уже четыреста лет, и поэтому, когда Иоанн Креститель появился среди них как яркий светильник,  сияющий дивными дарами Духа и необыкновенной силой, и провозглашающий пришествие Мессии, Который был обещан и Которого так долго ждали, и призывающий народ к покаянию и добрым делам; о, как они были готовы восхищаться им, особенно когда он стал популярным в стране, управляемой Иродом! Как сладка была их привязанность к нему, как велики их ожидания, как восхитительна радость! Весьма вероятно, что они надеялись на него как на силу, способную сбросить римское иго, и восстановить их гражданские свободы, богатства и привилегии. Но после даже небольшого ознакомления с Иоанном, ибо он проповедовал публично лишь полтора года, с его учением и пророческими дарами, особенно же с тем, что он отвергал мирские вещи и придавал им очень малую ценность, они убедились, что их плотские надежды расстроены; Ирод также оказался недоволен, и отношение к Иоанну изменилось.
Причина 2. Потому что сердца всегда склонны к предрассудкам против верных возвещателей Евангелия. Фарисеи и законники приходили креститься у Иоанна, но когда они слышали его острые обличения их мнений и практик, их начинало тошнить от его учения, они отрекались от его крещения и клеветали на его слова (Лк.7.30). Иродиада была втихаря недовольна им, ибо он обличил ее кровосмесительный брак (Мк.6.19). Евреи того времени были похожи на неприветливых и угрюмых детей, которых не могли ни порадовать музыка и танцы, ни разжалобить слезы скорбящих. Они ругали Иоанна с дьявольской яростью, как врага всей страны, и точно так же они стали являть отвращение к мягкости и дружелюбию Христа, возводя на Него напраслину как на человека якобы чувственного, склонного к невоздержанности и роскоши, и покровителя нечестивцев и отбросов общества (Мтф.11.16-19). Каковы же могут быть упрямство и злоба людей, сопротивляющихся и противостоящих мудрости и благости Бога, Который употребляет столько различных средств, чтобы привлечь бедных грешников, но они в своей глупости и неправде пренебрегают Божьей волей о себе! Злой дух, который беспокоил Саула, отступал от сладкой мелодии арфы Давида, но ярость ума, что поднимает людей против истины и служащих ей, не успокаивается от сладости их голосов, и мудрость не очаровывает таких.
  Ветвь 2. Тогда Господь призывает их серьезно и тщательно к тому, чтобы исследовать самих себя и убедиться, что уход в пустыню не допускает ни легкомыслия, ни пышности и роскоши, но только ясное возвещение Евангелия и свободное устроение Царства Божия. 
Наш Спаситель, зная, что люди потеряли свою первую любовь и особую привязанность к откровению Его благодати ко времени служения Иоанна, обращает внимание на то, какое ожидание привело их в пустыню. Он спрашивает трижды: что смотреть вы ходили туда? Трость, колеблемую ветром, или человека, одетого по-царски, или же вы хотели увидеть пророка? Он заключает Свои вопросы, говоря, что они видели величайшего, исключительного пророка, и если бы не нашли в нем редких и удивительных вещей, то никогда не вышли бы в пустыню ему навстречу.
Причина здесь в том, что любое серьезное рассмотрение неоценимости благодати и милости Божией в даре Им Евангелия и Своего Царства способно убедить людей в их глупости и неправде, и оправдать все средства, которые Бог использует для передачи им этого дара. Господь, предвидя отступничество Израиля по смерти Моисея, повелел пророку произнести песнь (Втор.32) как свидетельство против народа, и главное средство, которое Он предписывает для предупреждения и исцеления отступничества, состоит в приведении на память Божией великой любви, явившей себя народу в пустыне, через которую он был проведен безопасно и милостиво, чтобы вступить во владение обещанным наследием (ст.7-14). И когда Израиль отступил и пал, Господь, чтобы убедить народ в его неблагодарности и глупости, приводит ему на память не только его освобождение из Египта, но и странствие по пустыне в течение сорока лет, в течение которых Израиль не был истреблен врагами; и то, что Он поднял для него  пророков, верных служителей и именитых князей, которые, будучи чужды мирских бремен и роскоши, сияли чистотой и святостью; и все это было великими милостями Его. Взывая к совести народа, Господь говорит, что его благосклонность к нему всегда была реальной и явной (Ам.2.10-11). Пророк Иеремия, чтобы уберечь народ от новых падений, плачет в Иерусалиме, и серьезно и смело объявляет Израилю, что Господь помнит, в каком низком состоянии он был, когда Бог избрал его быть Своим народом и привел к Себе, и Сам вел через пустыню, и был рядом с народом все это долгое и изнурительное странствие; как многие  были тогда преданы и посвящены Богу, и как Он освятил и отделил их для служения Себе, и потому пророк умоляет народ не оставлять Господа и отбросить идолов (Иер.2.2-6). Так что наверняка диалог нашего Спасителя со Своими слушателями в этом тексте - это не риторические красоты в повествовании об Иоанне, но четкое и сильное осуждение глупости людей и их пренебрежения высокими и бесценными наставлениями, и призыв восстановить свою прежнюю привязанность к учению и служению пророка.
Использование 1. Это торжественный и серьезный вопрос ко всей Церкви нашего поколения: не забыли ли мы, зачем мы посланы в эту пустыню?  Вы торжественно исповедовали перед Богом, ангелами и людьми, что причиной тому, что вы вышли из родной страны, земли ваших отцов, и вместе с семьями, женами и детьми переправились через грозный океан и осели в этой пустыне печальной и дикой, было ваше желание свободно  ходить в вере Евангелия с чистой совестью в соответствии с волей Господа, и поклоняться Ему в соответствии с Его установлением, без человеческих дел и примесей. Но давайте теперь с печалью спросим: осталось ли наше изначальное стремление к Господу Иисусу, к Его славному Евангелию, к чистому и духовному поклонению Ему и к порядку Его дома, стойким, твердым и неприкосновенным? Вспомним неоднократный вопрос нашего Спасителя: что смотреть вы ходили в пустыню? Это не праздное повторение, но печальная убежденность в нашей тупости и вялости в исполнении великой обязанности, и ясное утверждение ее весомости и необходимости. Сам такой вопрос может быть горестен для нас, ибо "Петр опечалился, потому что Он сказал ему в третий раз: любишь ли ты Меня?" (Иоан.21.17). Но Господь знает, что строгости и твердости в тоне Его обращения к нашим сердцам не больше и не меньше, чем это необходимо. Поэтому давайте вспомним дни прежние, и рассмотрим те блага, которые Он уже даровал нам и дарует сейчас.  В наши прежние и лучшие времена Царство Небесное действовало в нас со святой силой, и люди, употребляя усилие, входили в него. Какой мощной и действенной, четкой и верной была работа Евангелия в ваших сердцах! Как строго и ревностно стремились вы к Царству Божию! Как внимательны вы были,   молодые и старые, высокие и низкие, ко всему, что касалось вашего духовного блага! Ваши мирские дела, во всей их серьезности и многообразии, не мешали общему для вас всех призванию, чтобы вы могли служить Господу непрестанно, не отвлекаясь.  Как прилежны и верны вы были в подготовке вашего сердца к принятию Слова, чтобы, "отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости принять насаждаемое слово", так чтобы всякая злоба, коварство, лицемерие, зависть, и всякое злословие были удалены от вас, и вы, "как   новорожденные младенцы, возлюбили чистое словесное молоко, чтобы возрасти вам во спасение?". Как внимательно вы слушали вечное Евангелие, бодрствуя каждый день у ворот мудрости, и ожидая каждый день у ее дверей, чтобы найти жизнь вечную и обрести благодать у Господа? Разве вы не пребывали день за днем в Божиих установлениях, следуя тому, что Бог предусмотрел для вас, и не размышляли ли настойчиво, даже ночью по домам, не даст ли Он вам надежды спасти себя и свои семьи? Как настойчивы вы были, вспоминая все, что вы слышали, повторяя и рассуждая об этом, и вкладывая Слово Божие в сердца ваших детей, слуг и соседей! Как горячо прибегали в молитвах к Всемогущему Богу за Его Божественным благословением на посеянное семя, чтобы оно могло укорениться и плодоносить? Какое благоговение у вас было перед верными посланниками Христа, которые приносили вам слово примирения? Как прекрасны были для вас ноги тех, кто проповедовал Евангелие мира, приносил радостную весть о спасении! Вы чтили с любовью весь их труд; их имена и утешение были драгоценны в ваших глазах; вы имели благословение в их благочестии, наставлении и служении; и хотя вы ели     хлеб в горести и пили воду в нужде, вы могли радоваться тому, что видели ваши глаза и слышали ваши уши, ибо вы знали: "учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;  и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево" (Ис.30.20-21). Какое искреннее и пылкое желание у вас было общаться со Христом в Его святых таинствах, и принять печати Его завета! Вы знали, что ваши свидетельства ненадежны для неба, если к ним не будет приложена Его царская печать. Какая забота у вас была о том, чтобы в правильном порядке  взыскать Господа! Как искали вы Его в Писании, прибегали к Нему в частных собраниях и в советах наших лидеров, и искали волю Христа, открытую в Его доме! Как пылко было ваше усердие против ересей и сект; вы не желали этим людям зла, но пытались избавить их, найдя по Писанию, что они верят лжи! Как стремились вы сохранить единство с братскими церквами, и искали исцелить миром все их разногласия! Какая готовность среди вас была в те дни призвать на помощь старейшин и братьев в случае возникновения любого разногласия или разделения, которое  не могло быть исцелено дома! Как почитали вы соборные решения, как исцеление всех противоречий! "Прежде говорили: кто хочет спросить, спроси в Авеле, и так решали дело" (2 Цар.20.18). Какие святые усилия вы прилагали к тому, чтобы передать религию  своим детям и потомкам, обучая их в учении и наставлении Господнем, держа их в страхе перед правлением Его, не допуская усиления беззаконий, обязывая их знать Бога отцов своих, и служить Ему всем сердцем и разумением своим, и всенародно утверждая свой и их интерес в Господе и Его святом завете, с ревностью против тех, кто отвергает их? Потом вы основали Церковь в наших колониях, и ваше хождение в назидании и страхе Господнем, и в утешении Святого Духа умножалось. О, как сильна была ваша вера! Вы возрастали от веры в веру, и во все большей степени возрастали в Том, Кто есть наш Глава, и получали от Него обилие благодати и даров праведности, чтобы она царствовала в нас к жизни в Иисусе Христе. О, как изобиловали ваша любовь и милосердие друг к другу! Какая была среди вас отрада любви, какая милость и сострадательность, какая нежная забота друг к другу, какое святое сочувствие среди скорбей, плач с плачущими и радость с радующимися!
Но остался ли кто между нами, кто видел нашу Церковь в ее прежней славе, а не такой, как сейчас? Разве не видят ясно ваши глаза, как все изменилось, как потускнело ее сияющее золото? Разве не изменились нравы и облик нашей общины? Разве не распространяется среди нас равнодушное, сухое, холодное, мертвое расположение духа, не растет тайно, сильно и необыкновенно? Разве те, у кого есть закон, не стали как не имеющие его; слушающие Слово, как не слушающие; молящиеся, как не молящиеся; принимающие таинства, как не принимающие их? Разве исполняющие святые обязанности не стали тупыми и вялыми, делающими все, лишь бы отделаться, ради других вещей, влекущих их сердца? "Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась" (Притч.24.31). Разве не самый верный признак приближающихся бедствий - то, что беззаконие умножается, и любовь многих охладевает (Мтф.24.12)? Гордость, раздоры, мирская алчность, роскошь, пьянство и нечистоты как потоп идут на нас, и самые лучшие люди охладевают в любви к Богу и друг к другу. Тот, кому холодно в постели, может накрыться двумя одеялами, чтобы согреться; но мы, как престарелый Давид, не согреваемся и под всеми одеждами (3 Цар.1.1). Господь осыпает нас милостями и благословениями, и оделяет Своими преимуществами, но вся Его любовь и щедрость не разжигает наши сердца и привязанности. В печи можно нагреть и растопить самое холодное железо, и Господь часто бросает нас в горячую печь переживаний и скорбей, и мы можем обжечься и сгореть, но ожесточение наших сердец никуда не уходит (ср. Ис.63.17). Как долго еще Бог будет терпеть это день за днем, год за годом? Все наши скорби, кресты, испытания не смогли смягчить и управить наши сердца. Позвольте же мне спросить вас: если наши привязанности становятся только хуже - то зачем же мы вообще пришли в пустыню? Мы что, думаем, что там нет ни хлеба, ни воды, и, глядя на манну, говорим, что "нам опротивела эта негодная пища"? "Наша душа иссохла, и нет ничего вообще, только манна в глазах наших" (Чис.21.5-6 KJV). Но разве манна не только хлеб, но пища ангелов, хлеб драгоценный, насыщающий алчущую душу? Неужели будет наша душа гнушаться хлебом небесным?  Господь да будет милостив к нам: "сытая душа попирает и мед" (Притч.27.7).
В чем же тогда причина нашего охлаждения и отупения? Разве Дух Господень отступил от нас и перестал просвещать нас Евангелием, и наши радость и утешение исчезли? "О, называющийся домом Иакова! разве умалился Дух Господень? таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо?" (Мих.2.7). Конечно, это не от недостатка полноты в Духе Божием, что Он удерживает Свое тепло и благословения от нас; Он не наслаждается, нанося нам удары и совершая суды, но Его слова - это обетование благ и утешения для ходящие непорочно. Дух может оживить благодарность в сердце любого человека и преградить путь неправде. "уста наши отверсты к вам, сердце наше расширено; вместите нас" (2 Кор.6.11-12 KJV). Дух Божий расширяет сердца верных служителей ко благу их народа, и они делают то, что Господь предусмотрел для них. Почему же мы так холодны и бесчувственны? Основная причина тому - наше неверие: мы просто не доверяем благодати и силе Бога во Христе. Где то живое осуществление веры, которое должно быть, если Господь посещает нас в Своих святых таинствах. Христос пришел в Назарет с душой, полной любви и сострадания, и из Его рук изливались Божии благословения на всех Его знакомых и соседей, среди которых Он был воспитан, но их неверие не давало им принять Его милость и сковывало Его всемогущую руку, так что Он "не мог сотворить там никакого чуда и дивился неверию их" (Мк.6.5-6).  Неверие отвергает благодать и силу Христа, и препятствует сообщению нам особых милостей Божиих. "Слово проповедуемое не приносит пользы, если не растворено верою слушающих" (Евр.4.2). Мы можем молиться искренне, но если мы просим не в вере, как мы можем ожидать, чтобы что-нибудь получить от Господа (Иак.1.6-7)?
Хотя неверие - главная, оно все же не единственная причина нашего охлаждения и тупости, ибо чрезмерные мирские заботы, преобладающие похоти и злые страсти ожесточают душу и душат слово, и разрушают нашу привязанность к Царству Божию (Лк.8.14). Манна должна была собираться утром, ибо под палящим полдневным солнцем она таяла (Исх.16.21). За неверие были осуждены Корей, Дафан и Авирон, когда земля разверзлась и поглотила их. Сколько исповедующих религию людей поглощаются земными страстями! Те, кто избегают рва фарисейского ханжества, впадают в яму саддукейского безбожия и эпикурейства, и мир почти разделен между теми и другими. Некоторые поражены хвастовством своим особым благочестием и святостью, другие втягиваются в омут роскоши и чувственных наслаждений. "В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка:  так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи:  если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто" (Агг.2.10-14). Пророк сказал это в великий день, когда совершилась работа заложения фундамента храма Господня (ст.18), и тем не менее, Господь увидел необходимым в тот же день обличить народ в нечистоте и осквернении святого служения, чтобы он глубоко смирился перед Богом и совершал свою работу более свято и чисто. Какова была их нечистота? Эти люди боролись за свои частные интересы, удалив свои сердца и привязанности от дела Дома Божьего. Кажется, они радовались тому, что алтарь восстановлен и жертвы ежедневно предлагаются на нем, и здание храма будет строиться свободно, пока есть такая возможность, без помех и врагов;  получив такое время, они готовы были строить храм, но Господь обличил их беззаконие и халатность, которые не искупались ежедневными приношениями, небрежение всего народа к святому и почетному делу, которое уже было начато, и это стало мерзко и грязно в глазах Божьих. Так Он явил народу его духовную нечистоту, но и воодушевил его продолжать дело строительства храма, обещая Своим людям день, когда Он благословит их (ст.18).
Использование 2.  Это наставление, которое должно побудить всех нас осмыслить цель нашего странствия в пустыне. Ради чего мы ушли в пустыню, и какое ожидание привлекло нас сюда? Конечно, это ожидание - не смехотворное легкомыслие. Мы не пришли сюда, чтобы увидеть трость колеблемую. Тогда давайте сами не будем этой тростью, пустыми, легкомысленными исповедующими людьми, колеблемыми всяким ветром искушения, но твердыми, серьезными и трезвыми христианами, стойкими и постоянными в исповедании и практике истины, деревьями праведности, насажденными Господом во славу Его, твердо держащимися исповедания нашего ко спасению. Увы, вокруг нас такое многообразие мнений, что многие сами не знают, во что верить. Разве не думали по-разному о Христе, даже когда Он был во плоти? Одни говорили, что Он был Иоанн Креститель, некоторые - что Он Илия, другие - что Иеремия или кто-то еще из старых пророков. Некоторые считали, что Он обжора и пьяница, друг мытарям и грешникам, другие говорили, что Он самарянин, что в Нем бес, и, зная это, Он спросил учеников: вы за кого почитаете Меня? "Ты Христос, Сын Бога Живого", ответил Петр (Мтф.16.15-16). Множество еретических мнений людей лишь заставляет ярче сиять апостольскую веру. Это действительно прекрасно, если среди такого многообразия лжи вы не колеблетесь ее ухищрениями, но различаете, принимаете  и исповедуете Истину, как она есть во Христе Иисусе.
Но с какой целью мы пришли в пустыню? Мы никогда не искали роскоши и великолепия. Мы не пошли за людьми, одетыми по-царски. Мирское великолепие и красота ни к чему не годны в пустыне. Великолепные наряды уместны в королевских покоях, если там есть христианское здравомыслие и трезвость, но царственные излишества не избежат Божия возмездия.  "И будет в день жертвы Господней: Я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников" (Соф.1.8). Гордость и высокомерие жен Сиона с их избытком роскоши и украшений принесли гнев на них, на их мужей и детей, да и на всю землю (Ис.3.16-26). Сколь же невыносимее и отвратительнее излишества в пустыне, где мы так далеки от богатства и королевской пышности? Зачем мы тогда пришли в пустыню, чего мы ждали? Разве мы не хотели чистого и верного возвещения Евангелия и следования Царству Божию? Времена были таковы, что мы не могли наслаждаться этим в нашей родной земле, и потому, получив свободу и милостивое разрешение нашего суверена, мы покинули нашу страну, дом отцов, и пришли в дикие леса и пустыню, где Господь насадил нас, сказав:  "Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде" (2 Цар.7.10).
В чем же Новая Англия отличается от других колоний в Америке? Не тем, что мы тоже переправились через океан, но служением Богу Его верных людей и плодами Его святых установлений. Господь говорит: "Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?" (Ам.9.7). "Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его" (Ос.12.13). Почему же драгоценность пророчества и верность Бога сейчас так низко ценятся в наших сердцах? Тяготы, трудности и страдания, которые вы должны были испытать, чтобы обитать в доме Господнем и оставить своих детей под сенью крыльев Бога Израиля, были на самом деле не так велики. И неужели теперь мы выведем себя и своих детей из-под Его благоволения и потеряем ту полную награду, которую Господь благоволил даровать нам?  Разве мы не выбрали вместе с Марией благую часть, чтобы сидеть у ног Христа и слушать слово Его? Неужели мы сейчас раскаемся в нашем выборе и предпочтем почет и удовольствия мира сего? "Вы шли хорошо; кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?" (Гал.5.7). Неужели мы думаем, что Господь не оправдал наших ожиданий? "Народ Мой, что сделал Я тебе и чем тебе досадил?" (Мих.6.3). "Какую неправду нашли отцы ваши во Мне, что они ушли далеко от Меня?.. О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"? (Иер.2.5,31). Пусть Господь спросит нас, как фараон Адера: "разве ты нуждаешься в чем у меня, что хочешь идти в свою землю?" (3 Цар.11.22). "Что можно было бы сделать более того, что Господь сделал для нас?" (Ис.5.4).
Как печально свидетельство Господа против нас, что мы потеряли нашу первую любовь и стали так небрежны и халатны в деле Его? Разве не потому Господь поразил нас в последние годы засухами, великими бурями, наводнениями, ливнями, которые почти оставили нас без пищи? Разве все это не оттого, что мы творили дело Его небрежно и с позором растрачивали Его дары в наших сердцах, семьях и в Церкви? Разве мы не можем увидеть страшные знамения в небесах и на земле, падающие звезды, землетрясения, ужасные громы и молнии, страшный пламень? Разве многие из Его посланников не возвещали жар Его великого гнева? Разве уже не потрясены наши светильники, и не выбиваются краеугольные камни наших стен? Разве не удалены верные псы от наших стад, не разрушаются наши укрепленные города и не трещат наши стены? Разве не страшно то, что многие из Божьих пророчеств, по которым мы должны были уйти в пустыню, сбываются в столь краткое время? Разве это не признаки того, что Бог открывает путь для Своего гнева и снимает защиту даже с избранных Своих? Разве Он уже не угрожал нам голодом по Слову, рассеянием наших стад, падением светильников и прекращением нашей хвалы?
Настало время для нас, чтобы вспомнить, откуда мы пали, покаяться и творить первые дела свои. "Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени  и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось" (Евр.12.12-13). Потрудимся же для исправления нашей нераскаянности и равнодушия, и будем стойко исполнять работу Господню. Давайте встанем и начнем строить, и Господь будет с нами, и с этого дня Он будет благословлять нас. Увы, мы слабы и бессильны; наши руки иссохли, и наша сила иссякла. Но вспомним человека, у которого была сухая рука; Христос говорит ему: "протяни руку твою; и он протянул, и она была здорова, как другая" (Мтф.12.13). Как он мог поднять руку, когда она была сухая, и ее нервы и сухожилия отказали? Но всемогущая сила Христа, сопровождавшая Его повеление, позволила этому человеку протянуть свою сухую руку, и сделала ее здоровой. Там, где суверенное повеление Христа действует в совести, есть и Его действенная благодать, сопровождающая исцеление нашей духовной беспомощности, и позволяющая нам исполнять обязанности, возложенные на нас. Хотя у нас нет никакой силы и способности, чтобы исполнять заповеди Христа, где слово Царя, там власть. Увы, наши раны тяжки и неизлечимы, и нет им исцеления, если Господь Иисус, великий Врач в Израиле, не возьмет на Себя наши немощи и болезни! " Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь" (Иер.30.17). Никакое положение не будет отчаянным иои неизлечимым, если Христос возьмет его в Свои руки. Когда Он исцелил дочь Иаира, Он сказал, что она не умерла, но спит (Мтф.9.24). Когда Он пришел к могиле Лазаря и повелел снять камень, Марфа ответила, что Лазарь мертв четыре дня и уже сгнил. Но Христос ответил: "говорю тебе, что   если будешь веровать, увидишь славу Божию" (Иоан.11.40). Воздадим же славу Богу верой слову Его, и будем иметь реальный опыт этой славы для нашего блага и утешения!
Увы, наши сердца могут иметь предубеждение против тех мер и средств, с помощью которых, как мы могли бы ожидать, Христос может вылечить и исцелить вас. Не были ли сердца учеников Иоанна заквашены плотскими предубеждениями против Христа? Если так, они не признали бы Его Мессией и не поверили бы свидетельству своего господина о нем, так что Господь увидел, что  необходимо, чтобы Иоанн умалялся, чтобы Христу возвыситься; и именно тогда Иоанн пострадал и был обезглавлен при Ироде, и его ученики были отняты от груди кормилицы, так что когда он был мертв, они пришли к Иисусу, поведали Ему о беде, постигшей их, и вступили на Его путь взаимен сократившегося числа Его учеников (Мтф.14.12).
Увы, времена трудны, ветер на море бурен, наше судно содрогается и носится вверх и вниз по неистовым волнам, рискуя утонуть. Но помните, что "Господь восседал над потопом и будет восседать царем вовек" (Пс.28.10). "Его путь в море, и стезя в водах великих; Его шаги не известны" (Пс.77.19 KJV). "Он укрощает шум морей, плеск волн и буйство людское" (Пс.65.7). Иисус говорит бушующему морю: "мир", и ветер утихает, и воцаряется великая тишина (Мк.4.39). Да, Он мог повелеть тогда встать и идти по воде. Легко плыть в воде, но идти по воде как по суше - это чудо. В ответ на призыв Христа "выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу"; и пока его вера была сильна, она не давала ему тонуть; "но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.  Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?" (Мтф.14.29-31).
Но нас спросят: что мы будем делать, если наши поля погибнут и земледельческий труд будет безуспешен? Послушайте же ответ Христа Своим ученикам, когда они совсем растерялись, даже имея Его рядом. "Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?  Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?" (Мтф.8.17-18). Они уже имели немалый опыт милости и силы Христа, восполнявшего их нужды и обеспечивавшего пропитание, когда обычные средства для этого подходили к концу и всей осторожности и бережливости оказывалось недостаточно. Во всей евангельской истории я не нахожу, чтобы Господь Иисус так резко упрекнул Своих учеников за любую вещь, относящуюся к их мирским занятиям и заботе о хлебе насущном.  Если мы будем исполнять цели, ради которых Христос послал нас в пустыню, Он обеспечит пропитание для нас. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам" (Мтф.6.33).
У нас есть много противников, они полны своих козней, и мы не знаем, когда и как мы столкнемся с ними. Пусть же наше прилежание к евангельскому служению будет средством, удерживающим гнев и ярость Божью над нами. Множество народа, посещавшего служение Христа, было большим препятствием к исполнению кровавого замысла фарисеев.  "И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его" (Лк.19.47-48). Если же народ Божий исполняет установления Его, что это приносит такой страх в сердца врагов, что они в итоге будут обескуражены, не зная, что делать. Так мы имеем обетование Божией защиты и покрова. "И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр.3.10). Давайте же вместе с Марией изберем лучшую долю и будем сидеть у ног Христа и слушать слово Его, и если кто пожалуется на нас, Господь Иисус вступится, как вступился за нее, и скажет: они выбрали благую часть, которая не отнимется от них (Лк.10.42). Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии