Кулик скачет, Галка плачет...

Сейчас, в условиях глобального общества потребления, эрос стал почти не возможен (отсюда и низкая рождаемость). Но раньше все было иначе...
Как сказал Пьер Паоло Пазолини в одном интервью по поводу "Цветка 1001 ночи":
"Я показываю мир - феодальный мир, - где эрос переживался особенно глубоко, неистово и счастливо и где нет ни одного человека, включая самых жалких нищих, который не обладал глубоким чувством собственного достоинства. Я воскрешаю этот мир и говорю вам: вот, сравните, я показываю, рассказываю, напоминаю вам, каков был этот мир."

Во время обряда «закликания весны» (1 - 25 марта) когда-то исполнялась такая вот песенка:

«Кулик-самород
Полетел в огород,
Сел на палку,
Убил галку.
Галка плачет,
Кулик скачет».

Кулик (парень) и галка (красная девушка) здесь взаимно противопоставляются: «скачет» - «плачет», «самород» - «огород».(В песнях, а особенно в поговорках, слова любят идти парами: сокол-лебедь, кулик-галка и пр. Эти птицы означают парня и девушку. Так, используя птичью символику, устанавливаются правильные отношения между полами).

Как и положено для весенней песни, в ней очевидна эротическая символика:
«Бил» - эпитет любовного акта, на это же указывает и «скачет» и «сел на палку». Соответственно «убил» - дефлорация. Эта же идея выражена в образе залета кулика в огород:
Огород - огорожен - круг-девственность (пустота, которая хочет быть заполненной).
Кулик самород = колик «семя рода» (фалл-производитель).
Само-род в ого-роде - точка в круге. Пара «самород - огород» соответствует колу и «коло», т.е. кругу, который чертится вокруг воткнутого в землю кола.

Слово «плачет» обычно сопутствует смерти... Невеста, уезжая из отчего дома в дом мужа плачет (старая жизнь кончается), что также утверждает равенство: смерть («плачет») = зачатие («скачет»).
В песенке подчеркивается переход границы - залет в огород, что намекает на свадьбу.
Наконец, в самих именах птиц кулик» (= клик) и «галка» содержатся «кол» (мужское богатство) и «гол» (бедность-пустота, худоба).

Даже не зная никакой истории, связанной с этой песней, разумно предположить, что она исполнялась в праздничном хороводе… Например, для «набора» в хоровод девочки выходили на улицу и, взявшись за руки, проходили по деревне, распевая: «Пожалуйте в хоровод!... Приди ко мне в огород, В девичий хоровод». Т.о. «огород» - это девичий хоровод = девичий «огород».
А в хороводе «Лебедушка» сквозь «огород» девичьих рук проходил внутрь парень, он же «ясный сокол» и «бил» по плечу находящуюся внутри хоровода девушку, «лебедь белую». Все это сопровождалось пением чередующихся голосов хора, лебедушки и сокола. По окончание пения сокол с лебедушкой целуются (целоваться = объединяться, становиться одним целым).
Занавес.

Итак:
Весенняя песенка поэтически описывает события первой брачной ночи (залетел в огород - дефлорация, плачет - кровь от дефлорации, скачет - ...) и т.о. магически призывает свадьбу.



      


Рецензии