Зеленый слоник 2

Сохранить основную идею первой части скандальной, примитивной, грязной, но при этом культовой кинокартины неизменной – важнейшее и необходимое условие успеха её сиквела.
Прежде чем сесть за сценарий второй части я задался вопросом: что именно делает этот фильм культовым, что выделяет его из тысяч подобных  «артхаусных шедевров», что заставляет тысячи людей вновь и вновь пересматривать его и заучивать наизусть реплики главных героев? Чернуха, запретные темы, мрачная реалистичность, абсурдность диалогов, жестокость, крошечный бюджет или обилие на экране говна и крови? Нет, всего этого предостаточно и во многих других, никому не известных картинах.

Культовым этот фильм делает главная идея. Его основной мотив – взаимоотношения двух случайных, ранее незнакомых людей в условиях замкнутого пространства, тотального унижения и обреченности. Это кино о метаморфозах рассудка и эмоционального состояния главного героя, произошедших в результате долгого пребывания взаперти с человеком, страдающим серьезным психическим расстройством.

Взгляните на верхушки кино рейтингов: «Бойцовский клуб», «Аватар», «Побег из Шоушенка», «Матрица», «Гладиатор», «Список Шиндлера» и многие другие. Что же объединяет эти, казалось бы, не имеющие между собой ничего общего картины? Я размышлял об этом, сравнивал, пересматривал, пытался провести параллели и, наконец, разгадал рецепт успеха: все эти фильмы повествуют о самой главной из традиционных человеческих ценностей – свободе.
«Зелёный слоник» — фильм о свободе человека, о её краеугольном значении и бесценности для личности и том, что происходит, когда эту свободу отнимают.

Но ближе к делу. События второй части разворачиваются в самой обыкновенной квартире типовой многоэтажки на окраине города в конце девяностых. Главные герои – старшеклассник, пришедший к другу поиграть на его компьютере и дедушка того самого друга – прикованный к дивану, парализованный ниже пояса пенсионер. Едва подростки заходят в квартиру, друг вспоминает, что ему необходимо ненадолго отлучиться и, запирая главного героя вместе со стариком, исчезает.
Слыша громкий храп из комнаты, ГГ решает дожидаться приятеля на кухне, наслаждаясь звуком капель, монотонно падающих из протекающего крана. В квартире царит разруха, пытаясь скоротать время, герой перебирает гору разномастной корреспонденции сваленной на кухонном столе, но все журналы, брошюры и газеты, попадающие к нему в руки вдоль и поперек исписаны статьями о пользе различных видов уринотерапии, наконец, в одной из газет он находит кроссворд, но каждый вопрос в нем, так или иначе, оказывается связан с мочой.

Спустя некоторое время герой слышит из-за стены тихое пение, постучавшись, он заходит в комнату и вежливо интересуется у пожилого человека, лежащего на диване, куда отлучился его внук и когда он, наконец, вернется. Вместо ответа на вопрос герой получает от старика рассказ о случае, времён его службы на великой отечественной войне.
«Тебе, внучок, интересно, наверное, из-за чего дядю Женю парализовало? Но ты воспитанный вижу, прямо спросить стесняешься». Далее следует героическая история, заканчивающаяся тем, как вытащив из танка седьмого товарища дядя Женя был ранен осколком снаряда прямо в задницу, осколок тот до сих пор в одном военном музее храниться, экспонат – говорит Д Ж с гордостью.

Герой вежливо слушает и осматривает комнату, старый календарь, потертый плакат с хоккеистами на пожелтевших обоях, многочисленные пустые трехлитровые банки на крыше шкафа, стул, диван, детский трехколесный велосипед. В комнате воняет, никаких следов компьютера не наблюдается.

На повторный вопрос о местонахождении внука пенсионер только пожимает плечами, герой пододвигает табуретку к окну и снова садиться ждать. Не проходит и нескольких минут, как пенсионер возобновляет разговор.
«Что ты, внучок, скучаешь – сидишь, давай я тебе историю какую расскажу, ты «Поле чудес» передачу любишь? Я вот, пока телевизор не вынесли – ни одного выпуска не пропускал. На этой передаче  даже приятель мой однажды участвовал, тогда всей деревней, помню, гостинцы ему для Якубовича собирали, кто варенья малинового, кто грибочки, кто соленья, кто настоечки фирменной, а матушка моя, царство ей небесное, двухлитровую банку лучшей своей урины отправила, годовой выдержки. Она в этом деле знала толк, на всю округу славилась, соседи к ней за баночками в очередь становились. Якубович такую красоту как увидел - даже распечатывать не стал, сразу в музей велел отправить, для праздника видать какого, приберечь». Дед замолчал и гг полюбопытствовал, выиграл ли его приятель на той передаче что-нибудь.
«Выиграл, как не выиграл, Андрюха мужик фартовый был, он как барабан первый раз крутанул – ему сразу «Сектор приз» и черный ящик вынесли. Потом торговаться начали, Якубович ему 50 тыщ – он приз, 100 тыщ – приз, 200 – приз, Андрюха на рынке с восьми лет приторговывал, в том, как на своей цене настоять собаку съел, только когда до пол лимона дошли – наконец, согласился, хотя сам таких денег отродясь не видал. Вот только он как назад в деревню приехал – его в тот же вечер обнесли и грохнули, шутили еще все на поминках, что не вышло у Андрюхи в итоге от черного ящика отказаться».

Еще какое-то время они молчат, старичок напевает песню о мангустах, кашляет, а гг старается его вежливо игнорировать. Изображенная на древнем советском календаре ракета, с помощью чьей-то пубертатной фантазии и нескольких штрихов фломастера превращена в половой член, со стилизованными под яички топливными резервуарами. Облако черного дыма, образовавшееся при старте в основании композиции, непонятно только по изначальной задумке автора или из-за случайного совпадения, напоминало копну лобковых волос. Серьезное и торжественное лицо советского космонавта в иллюминаторе этой «ракеты» невольно вызывало улыбку. На плакате, красовавшемся на противоположной стене, капитан советской хоккейной сборной целовал вместо чемпионского кубка, унитаз, вырезанный из глянцевого рекламного каталога. Несмотря на использование различных технических приемов, на обоих плакатах без труда угадывался почерк одного и того же автора.
Старик снова заговаривает: «Тебе, внучок, интересно, наверное, из-за чего дядю Женю парализовало? Но ты воспитанный вижу, прямо спросить стесняешься». Не успевает ГГ возразить, что уже слышал эту историю, как дедок выдает совершенно другой рассказ, в нём он уже сотрудник милиции, в одиночку осуществляющий задержание особо опасной криминальной группировки, он без труда раскидывает их, но отвернувшись получает от главаря банды пулю из самопала прямиком между ягодиц. Он рассказывает подобные истории на протяжении всего фильма, представляясь то хоккеистом пострадавшем от шайбы в финале чемпионата союза, то начальником строительной бригады закрывшем подопечного от летящего в него прута арматуры, то получает ножевое ранение от хулигана, вступившись за девушку, звавшую на помощь ночью в безлюдном дворе.
Неизменными в этих рассказах остаются только место полученного ранения и попадание предмета его нанесшего в тематический музей.

Неожиданно звонит будильник, услышав его дедок сразу начинает ерзать, некоторое время, никак не решаясь обратиться к внучку он, наконец, просит его об услуге – помочь добраться до туалета, с помощью будильника он определяет время, когда ему пора. Осознавая, что если дед обделается в комнате – будет еще хуже, он сажает его на велосипед и, довезя до места назначения, помогает снять памперсы и сажает на унитаз. Все оказывается не так просто, чтобы испражниться, старику необходимо включить определенную песню, он просит гг принести его виниловый проигрыватель и поставить нужную дорожку.

Попытки гг высадить дверь, найти телефон или как-либо связаться с внешним миром терпят провал. А дед рассказывает еще несколько историй, о приятеле из деревни, выращивавшем в кишечнике специальных глистов для того, чтобы жарить их и есть, экономя подобным образом. О приготовлении его матушкой соленых огурцов, помидоров и других овощей в урине и о ценности её выдержки. О службе в армии и походах на охоту и рыбалку. О своем первом сексуальном опыте и настоящую историю о том, как стал инвалидом. Не обходиться и без лекции о военной истории. Наконец, обезумевший гг душит пенсионера подушкой в форме слона, запихивая хобот ему в горло. Почти тут же возвращается приятель гг и, смеясь, рассказывает о том, что всё это розыгрыш и старик – никакой ему не дедушка, он просто подрабатывает сиделкой, ухаживая за инвалидами. Гг избивает шутника до полусмерти, и затаскивает на кухню. Открыв холодильник, снизу доверху заполненный банками с мочой, он наставляет на него нож и заставляет пить банку за банкой, если тот хочет жить. Повторяя, что это очень полезно для его здоровья и читая выдержки из статей об уринотерапии. Когда после нескольких банок и приступов рвоты приятель пытается сопротивляться, он забивает его табуреткой до смерти.

Сползая по стене на пол в луже мочи гг смеется и безумно улыбается, но взглянув на тела, он осознает, что пути назад не остается. Гг сдвигает столы в линию напротив окна, поднимает на них трехколесный велосипед, садиться на него и, хлебнув из банки мочи для храбрости, разгоняется и разбивая стекло, вылетает верхом на велосипеде из окна двенадцатого этажа.
#тукан
http://vk.com/weinendewelle - связь для заинтересовавшихся съемками.


Рецензии