Май-2015

Кемерово-2

Продолжаю исследовать пространство цитат современной литературы, в котором отражается и существует Кемерово. Сегодня хочу показать фрагмент из «Дневника 2010» Сергея Есина за 15 мая. В тексте присутствует не столько городской, как областной масштаб, а может и общероссийский. Но тем интересней читать!
День траура в Кемеровской области. Авария на «Распадской» потрясла страну. Было подобное и в советское время, но тогда не было такой потогонной системы, как сейчас. Шахтёры тогда не перекрывали датчики в специальных приборах, которые показывают, что загазованность слишком сильна. Рабочим надо работать, потому что за простой им не платят. Всего погибло 69 человек, а 24 пропали без вести. Сейчас загазованность такова, что на неделю пришлось прекратить спасательные операции.
(05.05.15)

Смешные деньги

Просыпаюсь я обычно в пять утра. До работы остаётся час-полтора на подведение итогов дня вчерашнего, тезисных описаний, планирования дел на ближайшее время. И вот что подумал: почему бы не начать рассветный дневник? Записывать самое яркое и важное после пробуждения, чтобы в 16-00 вслед физическому труду перелопатить и пласты утренних соображений? Если останутся силы. Хочется держать интеллектуальную форму и ежедневно подкармливать своих читателей ВК, ЖЖ и ФБ новыми записями. Попробую. Идея появилась поздно вечером 8-го мая, а воплощать её начну в день семидесятилетия Победы. Как говорят на Украине: Перемоги.
Главное, чему порадовался – забрал из почтового отделения ценную бандероль. Бывший житель Днепропетровска, ныне – писатель «северной столицы» России Валерий Былинский месяц назад прислал экземпляры своей последней книги «Риф». Удалось взять дорогой груз не 9-го апреля, когда тот прибыл в Кемерово. А лишь сегодня, восьмого травня (т.е. мая). И волна памяти  ударила в причал середины девяностых годов прошлого столетия. В ту пору я был преданным читателем Индустриальной библиотеки – раз в неделю брал там литературные журналы из Москвы. Объедался «Дружбой народов» и «Знаменем», «Новым миром», «Иностранной литературой». Да и весь набор украинских изданий отслеживал, пристально изучал. Как под микроскопом. Чтобы не пропустить ни одного стоящего текста. Отмечал про себя интересные имена, публикации. Тогда и прочитал в журнале «Октябрь» повесть Валерия Былинского «Июльское утро». В 1996 году. Эта вещь в авторской редакции открывает книгу «Риф». Чудесно! Инстинктивно припоминаются впечатления почти двадцатилетней давности, как они будут накладываться с новым прочтением? Любопытно будет сопоставить.
Не даёт покоя житейская история. Убийственно низкую зарплату получаю. Дали расчётный листок и в нём значится: официально я проработал в апреле подсобным рабочим в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Городской клинической больницы №2» Кемерово 143 часа (при норме 175 часов) и за свой труд на руки получу 2377 рублей и 86 копеек. Естественно, во вторник я поеду за справкой в ФМС о том, что являюсь финансовым резидентом (пребываю в России больше 183 дней) и налог пересчитают с 30% до 13%. Но вряд ли и это существенно поднимет моё материальное состояние. В Кемерово приходится вкалывать за смешные деньги.
(08.05.15)    

Голос из трубки

Как нож освобождает картошку от кожуры, так и утро срывает коросту мрака и постепенно время-пространство в комнате прочищается: виден стол, ждущая моих пальцев клавиатура ноутбука и крышка, распахнутая точно пасть – какие слова брошу я в зубы электронного льва, чтобы стать увереннее и умиротворённо смотреть в завтрашний день. Как смогут немногие.
Проблема – заставить себя расшифровать беседу с кемеровским литературным обозревателем и критиком Валерием Плющевым. Слишком обленился. Повторяется история отчасти. В начальном варианте. Как и с Олесем Бузиной.
2009-й год. Весна. Позвонил Олесю Бузине по мобильному телефону, спросил: могу ли взять у него интервью по электронной почте? Бузина проворчал: «А почему я должен выполнять вашу работу за вас? Встретимся вечером, и я расскажу на диктофон всё, что хотите». У меня в кармане – билет на поезд «Киев – Днепропетровск», отправление через три с половиной часа. Не успел очно познакомиться с историком-публицистом. Только сердитый голос из трубки в памяти сохранил. Также и с Валерием Плющевым – не захотел он по интернету присылать ответы. Пообщались в действительности, во времени реальном. В детской библиотеке «Читай-город» при дворце культуры Кировского района в феврале, а снимаю разговор с диктофона только сейчас: в середине мая.    
(09.05.15)

Жанровый гибрид

Интересная книга Паоло Бачигалупи (наконец-то безошибочно выговариваю фамилию автора!) «Заводная» – смесь пара-панка и ГМО-антиутопии вторые сутки на моём читательском столе. Как только что узнал: стиль романа – биопанк. Невиданное доселе направление…
Миновала Экспансия человечества, глобализация ухнула в пропасть катастроф, остатки цивилизации еле удерживаются под натиском волн генетических болезней, которые постоянно мутируют. На рынке появился сочный продукт нго, таящий во рту, но не в руках. Кто его создал? Нелегалы-желтобилетники, беженцы из Китая голодают в трущобах Таиланда. Искусственная женщина из Японии, загнанная в секс-рабство мечтает о бегстве в посёлок, где подобные ей изделия нашли пристанище. И множество других сюжетных линий.
Не зря роман получил в Америке высшие жанровые награды в 2010-м: премии «Хьюго» и «Небьюла». 
Занятно читается.
(12.05.15)

Не Днепропетровск

Не замечал за собой на Украине любовь к апельсинам и винограду. Брал от случая к случаю, питаясь в основном самыми дешёвыми продуктами в сети АТБ. А в Кемерово потянуло на фрукты. В универсамах принялся выискивать разные сорта винограда – пробовал на запах, вкус и цвет. Нашёл занятие. Как и в Днепропетровске – низкие цены смотрел.
День был не газообразным и не жидким, агрегатное состояние – твёрдость, лёд. Он раскалывался крошками свершений. Ветер со снегом толкал в спину по улице Леонова. В такт порывам от дома к дому, от квартала до квартала приковывал внимание к пространству вывесок. В горизонтальной линии – хозяйственный магазин, в ближайшем углу – платный туалет и неподалёку объявление акции. С понижением температуры падает стоимость зимних товаров.
Сегодня, 28 октября 2014 года пора утепляться. Нельзя ходить нараспашку. Истинно так, как мне убеждённо повторяли: «Это тебе не Днепропетровск!». Когда я в апрельское утро-2015 пришёл в подсобку без куртки. Работал, не замечая косых взглядов и подвоха. В половину шестого в душегубке хостела определил: тепло будет до вечера. Не ошибся. Опыт, чутьё не подвели. Но настояли товарищи – набросили на плечи спецовку или фуфайку. Недолго в ней проходил. Сменил на поддёвку с дырой в предплечье. Ну да ничего.
Монотонный снегопад навевал скуку и лень, а следовало идти. Флюорографию сделать и кровь на ВИЧ сдать, чтобы на следующий день и в конце недели получить результаты.
Интересно наблюдать, ощущать, как организм приспосабливается к смене часовых поясов. Неделя в Сибири привела к тому, что просыпаюсь всё раньше и раньше. Теперь в половине девятого продираю глаза. По киевскому времени – половина четвёртого. К этому надо привыкать, выныривая из глубины сна.
До Нового года – ноябрь и декабрь. Успею вояжировать в Москву, и столичные ритмы нарушат хронологический режим, ввергнут в зону непонимания: когда действовать? В тумане зыбких минут!
Дело не в том, что израсходовал деньги на мобильном телефоне. Не выгодно из Кемерово звонить в Днепропетровск, пользуя стандартный «мегафон». Рубли улетучиваются быстрей, чем чихаешь от удивления. Да, лучше по согласованному плану тарифов. МТС – надёжней, расходы в минимум станут.
Пока же выбирал телеканалы. Больше сотни в меню. Смотреть регулярно собрался «Лайф-ньюс», «Россия-24» и «Культуру». Жаль, что в пакет не входит «Наука 2.0». Глядел бы не отрываясь. На чудеса современного прогресса, отвлекаясь от дремучих виражей политического цирка.
(13.05.15)

Кемерово: уличный дрейф (1)

Чем заниматься в Кемерово? Исследовать город, изучать на примере литературных цитат, в том числе и местных авторов. А дальше – самому влиять на городскую реальность, кодировать её интересными сюжетами, историями, событиями, творческими проектами, культурными связями с множеством городов Сибири, не только.
Пока же – новое поле изысканий открывается предо мной и вами. В руки попало три томика Сергея Солоуха. Привожу фрагменты из книги рассказов «Естественные науки», завидуя погружённостью писателя в психологическую историю территорий, где я тоже бывал, но не проникся ещё полнотой ощущений. Моя-то жизнь протекает на улицах – Аллейная, Александрова, Леонова, Инициативной, Рекордной, Спартака, Халтурина. Если где и бываю в центре – на проспекте Советском или Ленина, на улице Весенней или Ноградской, Кирова или Терешковой, то мельком и ненадолго.
Вот как описывает Сергей Солоух – Октябрьский проспект (рассказ «Степь», Москва, издательство «Время», 2008, страница 94):
«Подъём начинается перед мостом через слюдяную канаву Искитимки. Октябрьский проспект. Гружённый дарами полей и морей, Иван делается обстоятельным, вдумчивым и последовательным. Горки любят таких, сдержанных и воспитанных, а тому, кто гоняется за автобусами, шустрит на перекрёстках и выгадывает на остановках, рот забивают овсянкой дорожной пыли, а носоглотку технической ватой мотоциклетных выхлопов».
(21.05.15)

Кемерово: уличный дрейф (2)

В подарок – цитата Сергея Солоуха из рассказа «Степь» (книга «Естественные науки», Москва, издательство «Время», 2008 страница 95), где развивается пространство пересечения Октябрьского проспекта и улицы Терешковой. Я бывал на этом скрещении и действительно некоторые моменты почувствовал, которые транслирует прозаик:
«Вершину холма, перекрёсток Октябрьского и Терешковой, стережёт облицованный кафелем, крытый жестью корпус полиграфкомбината. Монгольский дракон Мазай, весь в солнечных медалях и зайцах. Здесь под вечно пустой будкой регулировщика движения огнепоклонники приносят в жертву фары, бамперы и лобовые стёкла. Сторонники материалистического мировоззрения строго следуют правилу правой руки и главной дороги.
Асфальтовый луч улицы имени первой женщины-космонавта по-мужски бесконечен, незатейлив и прямолинеен, но воздух здесь, процеженный сквозь троллейбусный народ, уж освежён берёзовой парфюмерией, липовая роса заместила сиреневый свинец автобусного Ц-О. Субботний реванш кротких лиственных. Каждая молекула кислорода имеет пестик, тычинки и лепестки».
(21.05.15)

Виртуальная инерция

В июне-2006 я опять приехал в Москву и чисто случайно попал на пятилетие сайта «Термитник», проходившем в удивительном зале: чёрный театр, как снаружи, так и внутри всё было чёрным. Чёрные стулья и столы, колонны, бутафория угольная, декорации. Только люди были белыми, но и на их лица, бледную кожу ложилась какая-то поэтическая мгла. Сумеречный праздник.
Услышал, что сайт родился в Днепропетровске.
– Ничего себе! – подумал я, застеснялся своему невольному и необоснованному причастию к торжеству и бегом выскочил из помещения. – Почему не мой проект в столице нашей Родины собирает литераторов? Не я у истоков словесности новой модификации?
Через три года в Коктебеле на Волошинском фестивале я познакомился с Владимиром Шевчуком – создателем «Термитника». Представил его мне Андрей Коровин, попросив дать слово в рамках презентации альманаха «Аркуш» (первый и последний номер был).
– С удовольствием!
Промелькнуло тёмное воспоминание о Москве-2006. На сцену выходили – Дмитрий Чашин, Влад Клён, Алексей Торхов и другие. Вышел и Володя Ш. Читал он вкрадчиво, даже микрофон с трудом расширил невысокую амплитуду его тембра. Стихи показались необычными, с большой порцией фирменного днепропетровского цинизма, взорвавшегося акциями устрашения весной-2014. Самозванцы во власти действовали без тормозов, вцепившись мёртвой хваткой в горло космической столицы. Вспоминаете отморозка Коломойского и его смрадный выводок?
Коктебель – прожорливое место. Чёрная дыра у моря, высасывающая из карманов последнюю мелочь. Опустошает ресурсы не только поэтов, но и журналистов, литературных организаторов. Пришлось и мне просить у незнакомого человека: выручай, Володя! Точней, назвал я его тогда «Валерой», спутав с известным украиноязычным писателем Валерием Шевчуком (и ошибался так часто в первое время знакомства, давало знать о себе запойное чтение украинских «толстых журналов»).
– Валера, одолжи хотя бы пять гривен. Дома, в Днепропетровске увидимся и верну!
Он без слов и эмоций протянул 50 гривен. Возвращать не пришлось. Встретились мы под ливнем в ненастный октябрь-2009. Условились на Европейской площади, появилась и такая в Днепре. Он с бутылкой пива, пил и говорил о литературе. Больше я распространялся. Оседлал конька любимого, как отражаются патриотические и либеральные настроения в творчестве современных днепропетровских поэтов. Сверяли векторы интересов…
Предложил Володе Шевчуку выпустить его сборник стихотворений.
– Кто купит?
– Небольшой тираж медленно, но рассосётся. Часть придётся вручить профессиональным критикам, толикой наделить идеологически верных друзей.
Обещал подумать о книжке, но до смерти так и не созрел. Хотя может и возникло решение перед финалом, но я уже был в Сибири – ничем помочь не мог. Кто бы мне здесь помог с работой, моей книжкой на материале местном?
Признаться, не заглядывал и не читал «Термитник». Предлагал ему ввести рубрику сайта в мои журналы, как это делал Влад Клён, раскручивая свой сайт «Литфест». Не захотел ВШ.
На разных полюсах мы жили. Я – человек девяностых годов двадцатого столетия с любовью к бумаге. Привык работать с бумагой: читать иероглифы, иногда торговать ею, что-то царапать на гладкой белоснежной поверхности, имеющее свойство становиться зёрнышком литературного контекста в локальном измерении. Владимир Шевчук – иной полярности, сетевой. Нулевых годов представитель. Он увидел толк в сотворении литературного сайта.
Я приглашал Терми на свои мероприятия – представления журналов «Арт-ШУМ» и «Litera_Dnepr», где публиковал его, исключая стихотворения с ненормативной или жаргонной лексикой. Если память не изменяет, Владимир Шевчук был на встречах с Андреем Грязовым (Киев), Платоном Бесединым (Севастополь), Ярославом Карпецом (Киев), Ольгою Брагиной (Киев), Дмитрием Даниловым (Москва), Александром Моцаром (Киев) и другими гостями Днепропетровска, которых я приглашал. Особенно ярко и энергично проявился, когда Юрий Коньков читал стихотворения в Гранд-Плазе. И когда Слава Харченко выступал на той же площадке «Культурной среды» с короткой прозой. Жаль, не дождались в Днепропетровске мы Германа Власова, Евгению Вежлян, Вадима Месяца, Захара Прилепина, Романа Сенчина, Сергея Шаргунова. Виртуальная инерция довлела над литературным сообществом города и многие ожидали творческих чудес: появления у нас российских поэтов и писателей, которые бы могли повлиять на уровень местных сочинителей. Форсировал подобные инициативы, пока были возможности.
Февраль и март-2014 раскидал нас по разные стороны баррикад. Мне так представляется. С моей колокольни – горячее приветствие возвращению на Родину исконных земель, поддержка  референдуму. Всячески желал я, чтобы Днепропетровская, Запорожская области поднялись против американских марионеток, впившихся вампирскими клыками в киевскую власть. Чего хотел Владимир Шевчук? Не знаю, не говорил с ним. Догадывался, как работник городского совета он вынужден пасовать, его точку зрения обуславливают силы государственного переворота. Флюиды террора обволокли сознание ВШ, сравняли сопротивление интеллектуальное (а было ли оно у него?) катком хунты с её проповедью ксенофобии.
Голос Владимира Шевчука не был красив. То ли пропитый, то ли прокуренный. Надрывное и сиплое, а вместе с тем и мудрое сквозило в интонациях.
Однажды я организовал Володе авторский вечер в библиотеке Светлова. Пришли ближайшие приятели, и кажется, вдохновили Терми. Душевно, спокойно, внимательно и тепло читал стихи. Разумеется, выпивали, чествовали, радовались друзья. Это – лакмусовая бумажка: пришёл послушать поэта – стал (был и ещё будет!) его лучшим другом. Знаю, что Володя оказал поэтическое воздействие на Евгения Капшука. Вероятно, на кого-то ещё в Днепропетровске, Кемерово и не только. Время покажет. Остаётся поэтам и всем ценителям красного слова надеяться, что Днепропетровск воспрянет ото сна, сбросит оковы Корбана и прочих рейдеров аля-Филатов – и напишется не ангажированная история литературы девяностых, нулевых и десятых годов, тогда засияют в ней наши имена. Смею думать, что цель моя и Владимира Шевчука была общей – единое литературное пространство. Кое-что сделать успели. Нужно продолжать. Даже из другого мира.
(23.05.15)   

Сергей Есин и Виталий Амутных

Долго и вдумчиво изучал «Дневник-2010» Сергея Есина (Москва, АКАДЕМИКА, 2012). Читать начал 12-го апреля, а закончил вчера к полуночи. В книге бывшего ректора Литературного института порадовало упоминание днепропетровского писателя Виталия Амутных (интересно, как часто фамилия моего земляка встречается в дневниках за иные года?) в пяти местах, особенно пассаж от 16-го декабря (страницы 491-492):
«Сегодня по Интернету пришло письмо от моего ученика Виталия Амутных. Оно просто меня всколыхнуло, заставив опять почувствовать себя молодым, полным надежд и желаний. Но это письмо не будет понятным, если здесь же не поставить и кое-чего из нашей прежней переписки. В известной мере мы оба кое в чём виноваты. Виталий, по своему южному обыкновению, пишет мне только тогда, когда ему что-нибудь надо. А тут у него вышел роман «Русалия», довольно успешно распространяемый «Террой», роман напечатавшей. На книгу прекрасную рецензию написал Илья Кириллов. Мне Виталий роман не прислал, а ведь и я бы, если бы это было сделано своевременно, как-то постарался бы печатно виталиево произведение отметить. Мой возраст не позволяет чужую книгу искать по магазинам. По этому поводу, имея в виду и некоторую обиду Виталия, написал ему довольно резкое и не очень справедливое письмо. Виталий мне ответил «юбилейным» посланием. Я – ему, он снова мне сегодняшним письмом, которым я горжусь.
«15 декабря, 2010. С Днём рождения, уважаемый Сергей Николаевич! Желаю Вам счастья, здоровья, а также упроченья таких природно присущих Вам качеств, как доброта, отзывчивость, внимательность, неизбывное стремление пособить, протянуть руку помощи, поддержать, безвозмездно опекать, готовность в любой момент прийти на выручку, всячески споспешествовать и благоприятствовать любому творческому порыву своих учеников, защищать и отстаивать их, ничего не боясь, оборонять от каких угодно каверз судьбы. И, конечно, хочу поблагодарить за ту простоту и открытость, которые, по праву снискали Вам славу самого что ни на есть душевного человека. И пусть же ни одно движение Вашего щедрого благодушия не останется неотблагодарённым. Виталий А.»
Я ему написал короткий ответ.
«Дорогой Виталий, ну зачем столько иронии, столько сарказма! Ты только подумай: мне-то уже 75, просто нет сил. Я всегда любил и люблю тебя. Часто вспоминаю твои поездки в Москву на семинары из Днепропетровска. Не злись, всё придёт, в том числе и слава. С.Н.»
Сегодня, я получил ответ от Виталия.
«Дорогой Сергей Николаевич, если бы я не испытывал к Вам самой искренней любви, если бы Вы были мне совершенно безынтересны, как писатель, как личность, как старший товарищ, – зачем бы я вновь и вновь возвращался и памятью, и душой именно к Вам? Это первое. Второе. 75? Да какая разница? Возраст – это всё только игры ума. Третье. О славе. Зачем мне слава? Какая слава? Это мне всё равно уже не успеть. Но есть Идея. Есть дорогие моему сердцу люди, жизнь которых способна эта Идея поддержать и упрочить, вот ради этого можно ещё пожить. А слава… Теперь на это смотрю как-то… со стороны, как на ребяческую игрушку. И наконец, самое главное. От всей души поздравляю Вас с Днём рождения! И выбросьте из головы эти мысли о «75-ти». Во всяком случае, в «Твербуле» никаких свидетельств усталости я не нашёл.
Обнимаю.
Виталий А.»
Сейчас я пытаюсь найти в России издателя, который бы выпустил полную версию романа Виталия Амутных «Русалия» – с этой целью проедусь по сибирским городам, также представляя кемеровский литературно-художественный журнал «Поле искусств».
До встречи в начале лета – Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск и так далее!
(24.05.15)

Бельмасов-фест 2015

Алексей Бельмасов. Неизвестное имя. Умер три года назад и с тех пор в его честь проходит одноимённый поэтический фестиваль. 16-17 мая присутствовал на фестивале, как репортёр. Уши мои работали, как диктофоны. Глаза подобно видеокамерам запечатлевали различные сценки для чёткой, исполненной в качестве HD, но буквенной передачи.

1 Океан литературной эволюции
От Кемерово примчались махом в Полысаево. И дальше на базу отдыха «Рассвет». Кстати, это родные места – мать моя здесь родилась, и я мигом почувствовал, как дышит почва и судьба. Здесь собрались поэты из Новосибирска, Прокопьевска, Новокузнецка, Ленинск-Кузнецкого и других сибирских городов и селений.
Хотя фестиваль имеет статус «общероссийского», это всё-таки преувеличение и аванс, но ещё не истина.
Просторный домина, где проходил «Бельмасов-фест» – двухэтажный корабль со множеством кают и палуб, трюмов, плывущий по волнам рифм и редким «белым стихам» в океан литературной эволюции.
2 Неравнодушие сибиряков
Основная часть фестиваля – поэтический конкурс, прошедший в режиме марафона.  В первом забеге (или блоке, как угодно) 28 поэтов прочитали по два стихотворения, чуть меньше текстов услышали во втором. Жюри разделилось в две категории – молодёжное и почётное. В каждом судейском сегменте имелись кемеровские представители – Андрей Пятак, Дмитрий Мурзин, Ирина Тюнина (в ответе за молодёжь) и Александр Ибрагимов, Виктор Арнаутов (почётное жюри).
Открыла фестиваль победитель прошлогоднего БФ Светлана Уланова высокой и трагической нотой, стихотворением о событиях на Украине. И тут, в сию минуту я ощутил – это мой фестиваль! Как замечательно, что сибиряки не равнодушны к гражданской войне на территории Юго-Востока. Сочувствуют и сострадают жителям Днепропетровска, Одессы, Харькова, Мариуполя, Донецка, Луганска и сотен других городов, сёл, находящихся в состоянии шаткого перемирия. Злому произволу бандеровцев пора исчезнуть, а прежде сполна ответить за все преступления. За геноцид не только физический, но и творческо-интеллектуальный.
3 Фокус внимания
Сидел на боковой лавке и записывал имена выступавших. Как в любом словесном производстве, процент шедевров невелик. В потоке предсказуемых сочинений со сцены звучали и эмоционально заметные, содержательно ценные вещи. 
Не все выступающие справлялись технически – порой слова летели мимо микрофона, некоторые проскакивали мимо и эстетического вкуса. Но в целом вырисовывалась интересная и занимательная картина поэтического Кузбасса.
Особо привлекла внимание Татьяна Панарина из Тайги, её стихотворения интонационно и ритмически напомнили запорожского поэта Влада Клёна, предпринимавшего титанические усилия по созданию единого литературного пространства Украины. В поэтическом континууме не было бы противостояний смысловых между русскими и украинскими авторами – словесность сама по себе стала бы фундаментом единства для пишущих людей. Оказалось, что мы друзья с Таней в одной из социальных сетей. Виртуальная дружба переросла в реальную. Мой фокус внимания полностью сдвинулся в сторону Тани.
4 Абрис человека
Итоги подведены. Победители получили грамоты, «Золотые перья» и призы за третье, второе и первое место. Фотовспышки ослепляли. Торжественные улыбки пронизывали глубины огромного зала, достигали стен вестибюля с торговыми стеллажами книжных новинок. Авторы обменивались изданиями, дарили друг другу сборники.
Фестивальный динамизм требовал переключения, а может и приключения. Поэты расплескались по беседкам. Кто-то вышел на берег крутой. Река и окружающий лес – идиллия природы, настраивающая разговоры на лирический лад. Не за горами – праздничный ужин.
Речи в память об Алексее Бельмасове. Как жаль, что не успел с ним познакомиться. Вспоминали его друзья и возникал абрис человека, которому не было преград – ни в стихотворениях, ни в организаторских делах. Эстафету Бельмасова сейчас продолжает поэт Дмитрий Филиппенко, издающий два альманаха (или журнала?) «Образ» и «Кольчугинская осень». Успехов ему в дальнейшем развитии!
5 Формула
Миновал вечер, исчезла и ночь почти без сна в галактической воронке фестиваля. Под куполом ярких звёзд.
Утром 17-го мая уехал в Белово, а там и в Кемерово. Нельзя было на «Открытие №3» в библиотеку «Гармония» опоздать – не простили бы коллеги, сам не простил бы себя.
Одна только формула в сердце и уме звучала: «Бельмасов-фест жил, жив и будет жить!» Никак иначе.
(25.05.15)

В Кемерово

Жизнь в координатах улиц:
Аллейная, Леонова и Александрова.
Мысли поздно проснулись
(вначале было ли слово?).
В Кемерово из Киммерии
Преследуемый за посты
В новом столетии впервые
Приехал… И встретилась Ты –
Поэзия, проза Кузбасса
Известная Дмитрию эМ
К авторам первого класса
Попал без особых проблем.
С организацией скудно –
Лишь клуб сотворил и журнал. 
Грядущее вижу мутно.
Когда бы меня кто признал.
(26.05.15)

Открытие №3

Как называется клуб, так он и действует. На каждой встрече появляются люди новые, творческие – совершается их открытие. Постоянные участники – Александр Ярощук, Владимир Коньков, я и заведующая библиотеки «Гармония» Татьяна Маврина.
Остальные, 17-го мая пришли впервые – поэтесса из Тайги Татьяна Панарина, автор-исполнитель и поэт Геннадий Боченков, автор-исполнитель и поэт Константин Черепанов, поэтесса Елена Селеткова, беженец из Горловки – юный поэт Игорь Найдер; поэтесса, писательница и литературный критик Елена Елистратова.
Всё, что значилось в программе – представление журнала «Поле искусств» 2015№1, песни к 70-летию Победы в исполнении Геннадия Боченкова и Владимира Конькова, юмористические миниатюры Александра Ярощука и высказывания о книгах, мы услышали. Печально, но не посетило нас «Вдохновение» – музыкальный дуэт Андрея Прудченко и Тамары Пяриной. Не смог познакомить со стихотворениями цикла «Паркомания» Борис Устинов, но упущенные возможности компенсировались выступлениями новых лиц.
Константин Черепанов спел песни мистического содержания, которое не считывалось поверхностно. Нужно было внимательно слушать и докапываться. Калейдоскоп имён, относящийся к египетской мифологии, эзотерические драмы любви в одном флаконе со сказочным средневековьем – удивительно, но как-то это всё соотносилось и с повседневностью двадцать первого века.
Елена Елистратова прочитала стихотворения из первых своих книг, выпущенных ещё четыре года назад «Я придумала то, чего нет» и «Фрагменты городской мозаики».
Открытием стал и молодой поэт Игорь Найдер. Он материализовался, как подтверждение моих слов о культурно-творческой ассимиляции беженцев из Юго-Востока и вот живой пример – сочинитель из Горловки, рождённый после распада СССР. Игорь заявил, что не интересуется политикой. Значит, политика сама занимается им, прорываясь в строках максималистских стихотворений о котах, которые живут под игом человеческой цивилизации и т.д.
Неожиданные стало выступление Елены Селетковой. Она рассказала историю о нюансах во внешкольном обучении юных цыган.
Татьяна Панарина вела видеосъёмку музыкантов и поэтов «Открытия». Это тоже традиция: съёмка в клубе проходит неизменно. А ещё Таня прочитала короткие стихотворения.
Мне осталось поблагодарить всех, кто приехал (или пришёл) в «Гармонию» да показал грани своего таланта. Также анонсировал следующую встречу. «Открытие №4» состоится 19-го сентября в 15-00, как обычно – это третье воскресение месяца. На этой встрече будет представлен второй номер журнала «Поле искусств», мы вновь откроем новые имена в литературе и музыкальном мире Кемерово.
(26.05.15)   

Мировой суд

Пошёл на мировой суд – отказался штраф оплатить ГИБДД:
Новый и январский.
Перебегал дорогу не по зебре, а вне знаковых систем –
Торопил голод. Задержали в детской поликлинике.
Плакат «9 мая» снимали – держал руками лестницу.
Коля Ильиных обрывал верёвки.
Вымазался от и до в пыли брезентовой.
Привлекли понятых.
Мне подумалось – интересный сюжет, пригодится для рассказа.
Любопытно посмотреть, как функционирует полицейский участок.
Чисто журналистское чувство познания проснулось –
Влезть в шкуру нарушителя и быть им от отчаяния в Кемерово.
Становлюсь поневоле преступником. Никто не одёрнет.
В человеческой пустыне бреду без координат и направления.
Ведь нет работы по специальности! Сколько можно кричать об этом?
Здесь что ли все оглохли?
Может – плевать им (ссылаются на кризис, украинскую ситуацию, политический момент).
Даже с изданием не всё так просто.
Представляю страх и отрешённость завтрашнего дня:
Опять моё сердце будут жалить самые злые, убийственные слова.
И с ними придётся жить дальше.
(29.05.15)

Андрей Поспелов (1963-2015)

Единственная книга «Стихотворения и поэмы» Андрея Поспелова, иллюстрированная графическими работами Игоря Коваленко вышла в начале нулевых, основной же корпус текстов издания датируется девяностыми годами.
Моё сотрудничество с Андреем началось в 1995-м, когда Юрий Малиночка предложил выпускать газету «Плохая весть» (днепропетровский аналог московской газеты «Гуманитарный Фонд»). В первом и последнем номере мы напечатали эссе Андрея о поэте Константине Батюшкове, разместили фотопоэтическую вещицу Вилли Мельникова, ещё что-то дали.
Весной 1996-го я принялся выпускать «Вольный Лист» и в одном из первых номеров опубликовал стихотворную подборку Андрея Поспелова. С кем бы его сопоставить в днепропетровской поэзии девяностых? Мне кажется, по строгости формы и её классичности он близок филологическому поэту Николаю Левитову. Кто вообще в то время творил? Собаковод Андрей Жвакин. Олег Климов – журналист газеты «Наш город». Александр Разумный – корреспондент «Днепра вечернего». Максимы: Бородин и Кравец. Поэт с велосипедом, часто встречающийся в центре Днепропетровска – Вольф Бухман, сочинявший верлибры, в конце сороковых он периодически наведывался к Борису Пастернаку, когда тот работал над «Доктором Живаго». Вижу перед глазами Аскольда Демерджи – плодовитого мастера поэзии. Аскольд – автор пятидесяти поэтических книг, но все они в рукописном виде хранятся. Издана едва ли тысячная толика его прекрасных стихотворений. Как он сейчас поживает в Днепропетровске? И в мирные-то годы нуждался, голодал. Помогал ему, чем только мог. А теперь? Будет печально, если взбесившиеся цены возьмут и его за горло.
История днепропетровской литературы девяностых, нулевых и начала десятых годов ещё не написана – написать её предстоит мне. Как участнику событий, как теоретику. Конечно же, особое место в ней займёт и Андрей Поспелов. В ряду тех, кто поддался конъюнктуре обстоятельств и спасовал.   
Занятно. В 1996-1997 изредка я гостил у Андрея Поспелова. В квартире под чердаком он жил, на улице Титова по соседству с кинотеатром «Спутник». Помимо чая и книг, он потчевал своими песнями. Каждая песенка энергию несла, комок взрывных образов, заряжающий на день и два. Утром я вдохновлялся магнитофоном, кассетой «Днепро-рок 1994» с записями групп «Зеркало», «Саботаж», «Будда 44». Вечером же можно было пойти к Андрею за творческим импульсом.
В начале нулевых я возобновил визиты к Поспелову, когда он переехал на улицу Рабочую. Невдалеке от ДК Машиностроителей вселился в квартиру тихую в глубине тенистых дворов. Андрей распрощался с поэзией, переключился на музыку и говорил о проекте «Прощай, декаданс!» Песни его потеряли для меня актуальность. Осталась техника исполнения, однако исчезло эмоциональное содержание, обмелела суть проблем. И в мире книг он стал предпочитать переводные сочинения англоязычных авторов. К счастью, до жанра «колдовства и шпаги» не добрался, но был в нескольких шагах от него. Порекомендовал он «Осиную фабрику» Иэн Бенкса и его же «Шаги по стеклу», странноватое произведение Джонатана Кэрролла «За стенами собачьего музея». Любопытные штуковины, но не имеющие и малейшего отношения к родной идентификации.
Неоднократно Андрей Поспелов участвовал в представлениях альманаха «Стых». Не знаю наверняка, но вероятно переход Андрея П. от стихов к музыке подтолкнул основателя литературной группы «Новый мост» Максима Бородина создать группу отнюдь не литературную, а опять же музыкальную «Пальто… (дальше не по-русски)».
О том, что у Андрея Поспелова онкологическое заболевание услышал года три назад и пообещал взять у него интервью, где ключевыми поставил бы вопросы: так в чём же резон предпочтения? Почему не поэзию, а музыку избрал он материалом для творческой реализации. Было бы важно узнать, что думает он и о днепропетровской литературной ситуации. Да и вообще полезно выяснить было: как формировалось его мировоззрение в нулевые и десятые. Отчего – деятельный сторонник майдана 2004/2005 он и симпатизировал перевороту 2014-го? Не успел спросить. Впрочем, необходимость отпала в виду очевидности. Достаточно почитать его комментарии к моим постам в фейсбуке за февраль-июнь четырнадцатого года и позже.
В феврале 2015-го Андрей Поспелов умер. В последний день весны в арт-центре «Квартира» днепропетровские поэты и музыканты проведут «Поспелов-парти». Будут звучать стихотворения и песни Андрея П.
Боюсь, что если бы остался в Днепропетровске – не пошёл бы на этот вечер. Центр «Квартира» – никудышнее место, источающее волны псевдоискусства, легитимирующие незаконную власть на Украине. Надо ли говорить: общественная жизнь в Днепропетровске бьётся конвульсиями затухающего сознания, сыплется подобно карточному домику. Поэтические и музыкальные инъекции сторонников Киева – паллиатив, плацебо. Сами себе не верят те, кто играет на сцене.
В любом случае, в историю днепропетровской словесности Андрей Поспелов вошёл и в ближайшие годы его значение в ней определится.
(31.05.15)    


Рецензии