Ремонт

Мысль о ремонте приходит внезапно и как-то совсем уж неотвратимо. Как? Зачем? Кому это надо? На закате лет? И как  преодолевать в этот,  несомненно трудный период, проблемы с собственными болячками?!
“Казалось Карла приводил желанный бой в недоуменье”-  сверлят  мозги пушкинские строки.
Однако мысль вторгается всё настойчивее и отвязаться от неё уже совсем не удаётся.
Хочу другого. Хочу комфорта. Хочу уюта.Хочу обновления,(осознаю...-хочу  душевного, а решение, как всегда, ищу через внешнее). Напоследок. Ибо отсчёт времени уже идёт от конца - остаточный вариант последнего (в лучшем случае) десятилетия.
“Магия лах”(заслуживаешь - иврит)  успокаивает  муж , а я радуюсь его гибкости и внутренней доброте. Об этом всегда мечтала в Союзе. Но добиться всё никак не могла. Вечно денег не хватало. Вечно времени не хватало. Вечно не было чем создавать этот пресловутый уют, ведь всё всегда делали своими руками, а это уже изначально предполагало дилетантство, с чем моя педантичная натура  никак не могла смириться.
Я - пианистка, муж- человек науки. Ещё каких-то пятьдесят лет тому назад    (неужто?, когда же они успели пролететь?,а ведь это правда- свистят они ,как пули у виска?), всякая попытка жить комфортно и уютно воспринималась по-советски жестко и безапелляционно: МЕЩАНСТВО!  Всё это для богатеньких. Делать им больше нечего. Деньги им девать некуда. А мы духовно живём. Мы книжки читаем. Мы музыку слушаем. И не “попсу” пошленькую, а классику (и кстати, исполняем именно такую- на фортепиано) Совсем недавно, как раз в дни ташкентского землетрясения,  я Консерваторию окончила и не  примитивным  шлягером ‘Шаланды полные кефали в  Одессу  Костя привозил”, а Симфоническими вариациями Франка, для фортепиано с оркестром.
Мы  много   времени и душевных сил  уделяем работе, едва- едва , в остатке, успевая заниматься собственными детьми. Благо  оба глубоко убеждены: воспитывают не слова и тем более не сила, а духовная атмосфера семьи. Именно она, почти на генетическом  уровне  оседает в детях, создавая базу  их дальнейшего развития. А уж в этом, в нашей семье- полная гармония.
И всё же и тогда,  в   семидесятых, практически  внезапно, почти неосознанно и вот так  же неотвратимо захотела я сделать в квартире ремонт. Рассчитывала  только на свои силы.
  Мой муж занимается наукой, исследует дожди и снега в районе Памирских  и Тянь-Шанских гор. У него частые командировки. Он на вертолёте, в составе небольшой экспедиции делает только- только вошедшие в научные исследования гамма-съёмки снежного покрова на этих высочайших горах. Именно от количества  снега, мирно лежащего на склонах гор, зависит сколько воды весной прибудет на хлопковые поля Узбекистана.Впрочем, далеко не всегда так уж "мирно"-порой и до жестоких оползней доходило, что создавало большие проблемы как для безопасности самих исследователей, так и для всего остального,живущего в долинах гор люда. А это экономика, это уровень жизни всей Республики и даже в немалой степени всего Союза СССР.
У моего мужа высокие цели, ему не до быта. Я уважаю его, я уважаю его работу и мешать своими мещанскими, бытовыми  проблемами  не собираюсь. Надеюсь моё высшее (извиняюсь- лишь музыкальное ) образование поможет мне справиться со столь ничтожной  задачей.
Но… Для ремонта, как минимум, нужны новые обои, ведь  на перекраску  квартиры мне действительно не хватит  таланта. Необходим какой-никакой, а хотя бы опыт. Куда уж мне, всю жизнь по 5-6 часов проведшую у рояля.
 А обоев в столице Узбекистана нет, или те, что лежат в магазинах носят чисто узбекский, национальный характер. Нет-нет, для уроженки Одессы это просто не приемлимо. Значит- в дорогу, значит- в родную Одессу, с украинским акцентом я так и быть смирюсь. 
Больше  недели ехала поездом Ташкент-Москва- Одесса-Москва-Ташкент.  На самолёт, ради таких глупостей денег нет -это уже полный разврат!.  В Одессе, на двадцати  процентную взятку директору хозяйственного магазина денег не пожалела. Зато, переполненная  гордостью, с вполне эстетичной  добычей вернулась домой. Наконец.  Добралась. Барух-а-Шем!(иврит- слава Богу).
 Дома долго и нудно нарезаю обои на равные полосы и всё покрикиваю на десятилетнего сына. Ему тоже хочется принять участие в этом священнодействии. И, конечно, делает он всё “сикось-накось”.А  с  моим  педантизмом, с моими   тяжкими воспоминаниями- как же мне( несчастной) они трудно достались, наблюдать это действо было невмоготу. Вмешался  муж (демократ чёртовый):“Пусть ребёнок привыкает к труду, если ему это так интересно.  К чёрту, если полосы обоев будут неровные. Ко всем чертям, если рисунок не будет совпадать, от этого ещё никто не умирал!”  Поссорились.  Целую неделю в доме гробовая тишина, все” бройгыс” (иврит, ссора). Я- с  одной  стороны  (молчаливо поддерживает меня трёхлетняя дочка),они вдвоём- против меня. Уж не помню кто тогда одержал победу.  Думаю они, долго гнетущей тишины я не выдерживаю.
 Проблема была ещё и в том, что в вопросах быта мы с мужем- кардинально противоположные натуры. Всё моё детство протекало в идеально ухоженной, уютной, дизайнерски красивой квартире, расположенной в самом центре Одессы, в двух кварталах от Оперного театра.
 В отличие от меня свои юношеские годы мой муж проводил в горах и найбольший комфорт ощущал, когда месяцами,особенно  зимой и осенью жил  в обыкновенной, примитивной, в дождливые дни промокаемой, в солнечные дни раскалённой, душной палатке. А спал он в невероятно узком, годами истрёпанном, просто  бездарном спальном мешке. Ставила свои палатки их горная экспедиция либо прямо на снегу, либо на продуваемом всеми ветрами и обмываемом всеми дождями скальном плато. И было это для всей "чесной" компании наиболее "кайфовое" время, ибо сопровождалось всё это традиционными кострами,(чуть ли не до рассвета), любимыми бардовскими песнями под гитару(Визбор,Галич, Никитины,Высоцкий и т.д.), и нередко (раннее не предполагаемой), случайной ночной любовью. А после неё- неожиданной обжираловкой примитивной рисовой кашей, буквально выплёскивающейся из бывшего чайника и т. д.      
  Иногда я даже завидовала ему. А однажды, сбежав от обрыдло надоевшего быта, от многочасовой зубрёжки сложнейшей Прелюдии и Фуги Баха,от постоянного недовольства свекрови(еврейской свекрови!), я с  невероятными трудностями и приключениями добралась к нему в экспедицию. Помню, что на последнем отрезке пути, сидя в кабинке грузовой машины, держа на руках годовалого ребёнка случайной попутчицы цыганки, у которой ещё шестеро детей ехали сзади, в кузове,я окончательно зарекла себя- нет, такой образ жизни не для меня, уж лучше моё одесское мещанство. Особенно, когда вспоминала предупреждения пожилой женщины- попутчицы:   "Вы возьмите с собой в сумку какой-нибудь булыжник, я знаю этого водителя, он большой любитель молоденьких женщин, сможете хоть как-то ему сопротивляться."
 Так что тратить драгоценное время на всякие глупости типа ремонта, да ещё, как наивысшее воплощение подобных глупостей-импортные деревяшки, было ниже высоких эстетических и научных взглядов моего любимого. Вот почему за мещанский, чисто одесский уют я вынуждена была бороться в одиночку.
В один из дней нашего противостояния на помощь пришёл “дядя Вася”( имя кодовое).  Мой   муж-учёный,  вбивать гвозди в стены  он категорически не хочет и даже бездарно не умеет. А дядя Вася всё умеет. Один гвоздь- три рубля. Договорились. Дядя Вася  откуда-то, издалека, пешком притащил  высокую лестницу, грозившую с минуты на минуту развалиться. Приставил её вплотную к стене и неожиданно для меня очень громко закричал:” Бойся!”  Лишь после выстрела я сообразила, что при слове “бойся” мне нужно быстро куда-то отбежать, ибо гвоздь, выстреленный   дядей Васей  каким-то  спец. пистолетом в бетонную стенку, способен рикошетом отскочить и попасть мне прямо в сердце.
 Наконец, все запланированные (ночью) гвозди забиты в стены-для будущих занавесей. Теперь можно приступать к поклейке обоев. Но… Прежде, чем наклеить новые, необходимо снять старые. Старые- бездарны, во многих местах надорваны и что особенно важно, скрывают под собой вполне уютный дом для тараканов.  Тараканами заражён весь Ташкент и вступать в бой с ними не  каждый  решается. Такие бои, как правило проходят с явным поражением человека. Но со мной они( в смысле тараканы) ещё не связывались. Лично ко мне   фраза из  песни “Врагу не сдаётся наш гордый ”Варяг” имеет хоть и косвенное, но какое-никакое,а чисто одесское отношение.  Впрочем,  я несколько преувеличиваю своё бесстрашие. Когда, отныне бессонными ночами, я планировала  свои очередные ремонтные подвиги, мне порой ночью доводилось зайти на кухню, включить свет и записать свои  гениальные, стратегические планы. Именно в это мгновение кто-то из тараканов выходил в разведку в поисках еды или тайной встречи с очередной подругой. Вот когда моя музыкальная, высоко эмоциональная натура не выдерживала и начинала совсем просто, по-бабьи, почти по-сумасшедшему орать, чем, конечно, пугала всю семью. А поделать с собой я действительно ничего не могла. И это правда!
 Увы, в эти годы средств домашней борьбы с тараканами в Узбекистане просто  не существовало. Кто-то  по периметру квартиры насыпал  килограммы борной  кислоты. Кто-то, у кого хватало чувства юмора и отсутствовала брезгливость, давил их тряпками, ногами, камнями и другими орудиями древнего быта.
 Видя мои страдания, неожиданно на помощь пришёл мой муж-учёный.  Правда идея его была некоторым плагиатом, но этот плагиат я всем сердцем приняла и поверила в него.
 Когда-то, в самом начале 19 века именно так проблемы с врагами решил фельдмаршал Кутузов. Когда он понял, что справиться с Наполеоном ему не хватает сил, он приказал не много- не мало, а попросту сжечь Москву. К счастью французы бежали сразу,  при первых пожарах Москвы, но это была уже настоящая победа России.
 И вот  теперь эту идею неожиданно предложил мой муж для нашей, уже в 20 веке, так нетерпеливо ожидаемой только мною, обновленной жизни. Вот также, с глубоко научным подходом к решаемой проблеме, он  предложил закупить пятикилограммовую пачку хлорной извести. Эту известь мы засыпали в ванную, залили очень горячей водой, открыли все внутренние двери, закрыли все внешние окна и вместе с детьми гордо ушли из дома.  На двое  суток.
 Вернувшись, мы застали абсолютно дикую картину. Все стены нашей квартиры стали чёрными, ибо снизу доверху кишели живыми тараканами. Вероятно, на  общее собрание, опьяненные  парами хлорной извести,  явились все тараканы нашего четырёхэтажного дома.  Вот  когда  повторил мой муж  гениальную  фразу  Кутузова –“ гореть Москве вместе с врагами”.
  Наконец, окрылённые успехом, мы сделали длинные факелы, снизу, с  немалым содроганием  чуть-чуть отклеивали  обои и подносили к ним факелы. Хорошо горели обои. Ярко. Безусловно вместе с врагами. А те даже не визжали, не сопротивлялись, толпами уходили в мир иной. Как не сожгли  мы тогда себя, а заодно и соседей-  не помню, но эту битву нам (довольно надолго) удалось выиграть.
 И вот теперь настало время клеить новые, одесские обои. Удивительно, но  неровно нарезанные, с несовпадающим рисунком  обои, сейчас совсем не раздражали. Вдруг стало казаться, что  именно в таком виде они весьма оригинальны и быть может в основу их легла идея какого-то талантливого художника-абстракциониста. Современное  прочтение. Даже Эврика!
 По привычке,   первое время я всё ещё вела  себя с опаской, весьма настороженно, безумно боялась новых тараканьих свадеб .  Однако-нет. Чисто. Светло. Даже  почти  уютно.  Жизнь продолжается...
  И всё же чего-то не хватает. Ах-да, мебели бы новенькой, желательно импортной, в кино так красиво её  фактически  рекламируют, аппетит разжигают. Но ведь на мебель снова нужны деньги, а на импортную и вовсе немалые. Да и не забыть бы на взятку подсобрать. Без неё  в магазины и соваться-то  нечего,  там со мной никто “разговоры разговаривать” не станет.
 И вновь   передо мной трудно   разрешимая  задача. 
Но терпение и время помогают и с ней справиться. Наконец, деньги собраны. Наконец,  директор мебельного магазина  назначил  мне свидание. Наконец,   согласно  обговорённой нами конспирации,  назавтра, ровно в 12 часов 30минут я должна войти с задней двери магазина и положить ему на стол 20% стоимости мебельного гарнитура. Вся процедура должна занять не более 5 минут ,ибо решающим должно быть моё быстрое исчезновение из кабинета . А утром,   доверенный работник подведёт  меня прямо к  уже упакованному гарнитуру. Так я его, к сожалению, и не увидела. Однако наивно, но искренне верила всегда готовому к очередной взятке начальнику. Обманывать меня ему было бы просто не выгодно, ибо рейтинг его мог  после обмана резко понизиться.
.- Не тревожьтесь. Товаром останетесь довольны- успокоил меня начальник, забирая со стола мой внушительный пакет с деньгами.
Именно  в эту ночь, абсолютно неожиданно и почти случайно услышала я по радио постановление Партии и Правительства: С 1 апреля сего года цены на мебель повышаются  на 50%, а на импортную на 90%.
 Ну вот  и всё- не сбыться мечте идиота. Не скрою- горевала, долго и безысходно горевала. А муж только остроумие  своё одтачивал:”Да к чёрту это барахло,  без него жили, без него и будем жить, благо природа, горы, катание на резиновых лодках по речкам всей Средней Азии у нас никто не отнимет и даже денег не потребует.”
Однако мне, повторяю-одесситке, никакие горы и реки мебель  затмить не могут и потому горевала я в рамках комедии, постепенно перерастающей в драму и ещё дальше-в трагедию.
  И вдруг, случайно узнаю, что этой же проблемой заражена моя коллега по работе. И ей захотелось  новизны и уюта. И для неё после подорожания цен на мебель и, конечно, немедленно последовавшей повышенной взятки,  решить проблему стало нереально. Но … В Ленинграде у неё брат  живёт и он так гостеприимно приглашает: –Приезжай, у нас мебель в магазинах стоит, бери сколько пузо вместит. Да и взятки в нашем интеллигентном городе не берут, магазинщики ими не балованы”.
  Обрадовались обе, засобирались.  Даже при повышенной цене, но без ташкентской взятки, мы сумеем купить, пусть самую недорогую, но всё же импортную мебель, а уж она, безусловно, на порядок выше совкового примитива.
 Полетели, вместе не так страшно. Пришли в магазин, рты пооткрывали…  И вправду мебель стоит. Красивая. Польская. Немецкая. Румынская.  Бери, хоть пять гарнитуров. И взяток не требуют, как будто не в том же Союзе живём. И купили. Одинаковые. Польские. Оплатили в кассу, всё – без проблем. И сразу- на железнодорожный вокзал, оформлять перевозку на Ташкент.
 И вдруг- стоп,... что это?...  Какое-то огромное объявление, а возле него толпа людей. Читаем… “В связи с  войной  в Афганистане, отменяются  любые  перевозки  предметов домашнего быта. Поезда идут через Ташкент на Афганистан только с военным оборудованием и армейскими подразделениями”.   
 Присели  на  скамью. Молчим, не в силах и слова поддержки  друг другу сказать. Мебель в магазине нами  оплачена. Кассы деньги не возвращают, таковы правила ленинградской торговой сети.Купили?- и катитесь со своими деревяшками,хотите в Ташкент, хотите -на луну… Наши покупки уже вошли в отчёт по выполнению плана продаж на этот месяц,а план- дело святое, во-время выполненный план гарантирует магазину премии. Отказаться от премии?, ради каких-то провинциалок? Не смешно!
  Так и сидели, будто вкопанные, без лишних слов, не в силах хоть как-то решить эту неожиданную и никак не предполагаемую  проблему. Моя коллега у брата может пожить несколько дней и переждать этот,  ещё  первый  хаос. А я?... Даже на гостиницу денег нет, придётся на вокзале спать. И главное- дома дети, муж, ученики- все ждут, каждый день рассчитан, опоздание  никак не планировалось. А вот теперь, как говорили в моей саркастической Одессе: "Об спрыгнуть не может быть и речи!"
 Кто-то заметил нас ошеломлённых, предельно подавленных, едва сдерживающих слёзы. Подошли два мужика…”Мы видим, что у вас проблемы и догадываемся какие. Можем помочь. Придётся взятку заплатить, нет-нет, не нам – рабочим, погрузчикам в контейнера. Они загрузят вашу мебель вместе с танками, пулемётами и солдатами. Своевременную  доставку гарантируем”.
 (Какие милые в Ленинграде взяточники! Ура  вам, уважаемые!) Сейчас уже и представить себе ту ситуацию трудно - обманут, с чистой совестью обманут.  И в России, и в несчастной Украине, и  все сто лет обожающем любые виды взяток Узбекистане, и  как это не удивительно-даже в Израиле. К счастью, в Израиле любые виды коррупции душатся на самом корню, не давая ей, уже изначально расцветать  пышным цветом. Впрочем, и здесь "талантливые" люди находят удовлетворение своим непомерным аппетитам, даже с риском 5-7 лет пожить в довольно комфортабельной  тюрьме и даже с возможностью повышения  в этой тюрьме своего образования.(!) 
    Многие арабы-террористы не без удовольствия используют свой такой неожиданный отпуск, получают аттестаты зрелости за время отсидки в тюрьме, а некоторые- так даже институтские дипломы.При этом  на слово СПАСИБО им образования всё же не хватает.Привыкли, уже более семидесяти лет не только друг с другом не искать  общий язык, не только бесконечно враждовать и садистски расправляться: суннитам с шиитами и наоборот, туркам с курдами и наоборот, туркам с армянами и т. д и т.п. А для начала неплохо бы найти хотя бы общие точки взаимопонимания  в одной мусульманской религии, а не требовать всего и сразу у всего Мира  и у Израиля в первую очередь.  Нет- "на халяву"  всё проще. А сердобольная израильская Демократия все условия создаёт, даже убийцам- террористам, семьи которых регулярно получают пенсии за злодеяния сидящих в израильских тюрьмах- от своего лидера Аббаса.  Ну, а в крайнем случае весьма богатенькая Америка и тут поможет. Увы- такова израильская действительность.
    А тогда, в Ленинграде, летом 1979 года- не зря мы поверили работягам. И  ведь  не знали ещё,  даже предположить не могли, что война  в Афганистане  продлится с 1979 по 1989 годы и немало горя и настоящих, не мелких, не действительно мещанских слёз  принесёт та война всему народу Советского Союза. Мы же, в тот трудный  период просто вынуждены были воспользоваться этим неожиданным предложением -дать работягам приличную взятку. Моя коллега обратилась за денежной помощью всё к тому же доброму братцу. А мне пришлось поздно ночью, по телефону с такой же просьбой обратиться к другу моего мужа. Вот уже три года он жил и весьма успешно работал в Ленинградском Университете.Очень скоро стал заведующим кафедрой Гидрологии и по мнению мужа был Гидрологом Мировой значимости  Поздно ночью, прямо на товарную станцию, притащил он мне, уж не помню какую, но явно большую взятку. Мы рассчитались с работягами и почти умиротворённые проделанной работой и благодарные друзьям- родственникам поехали в аэропорт. До вылета нашего самолёта Ленинград- Ташкент оставалось (к нашему счастью) не менее трёх часов ночного времени. Оформили билеты и успокоенные, довольные собой и  помощью хороших ( убеждены-только советских)людей, отправились на открытый, по нашим провинциальным вкусам просто роскошный второй этаж- дожидаться времени посадки в самолёт.Мы сидели в великолепных, просторных, в меру мягких креслах. Перед нами стоял  полированный, журнальный столик- красавец  и две бутылки какой-то невероятно вкусной, сладкой, газированной воды. Такой роскоши в Ташкенте мы никогда не видывали и даже не предполагали,что в принципе, в Союзе  подобное возможно.Теперь уже в прекрасном настроении, с посильным юмором, мы стали пережёвывать всё своё путешествие. На какое-то мгновение обе задремали, вероятно сказывалась усталость и всё пережитое. Как  вдруг...Громко... Чётко... Каждое слово раздельно... "Граждане А. К. Г. и В. И. С. Посадка на самолёт Ленинград - Ташкент закончилась. Вам следует пройти к начальнику Аэровокзала."                Мгновенно очнулись. Смотрим друг на друга сумасшедшими глазами. Куда идти?! Где это?! Что делать?! Не обращаться же вновь за помощью к друзьям и родственникам?! У нас ведь теперь даже двух копеек на телефон-автомат нету!!! Кто-то увидел наши дикие глаза, подсказал где искать начальника аэропорта. Побежали. Я впервые в жизни, по-моему лишь теперь, сдала норму БГТО ("будь готов к труду и обороне"- физкультурная норма моих школьных лет обучения в начале пятидесятых ).         
 Без стука ворвались в комнату начальника. Моя приятельница с трудом пытается объяснить, как мы проспали объявление о начале посадки в самолёт. Я тоже пытаюсь что-то сказать. Но вместо слов из меня сплошным потоком вырывается какой-то дикий кашель. Ни я сама, ни моя приятельница, ни тем более начальник ничего не понимаем. Кашель продолжается... Кажется- бесконечно... И вдруг... Громко... Так же чётко..."Граждане А. К. Г. и В. И. С. срочно пройдите  к выходу на посадку самолёта Ленинград- Ташкент. Вылет задерживается по вашей вине." Теперь я сдавала норму ГТО ("ГОТОВ к труду и обороне"- более высокая норма сдачи по физкультуре из тех же моих  школьных лет, в те же пятидесятые).   
  Так мы вернулись домой. На работу не опоздали. И мебель наша пришла, ровно в назначенные  посредниками-взяточниками  дни и  даже часы. Вместе с танками, артиллерией, походной кухней. Вместе с солдатами, спешащими  убивать,  погибать ,  насаждать "правду" своей страны в этом, таком диком, таком далёком,  нарко-пропитанном, абсолютно по всем жизненным параметрам чужом и чуждом  нам Афганистане.
 С тех памятных дней, с той памятной жизни пролетело больше 40 лет.
“Между пальцами года  просочились”… Так пел когда-то Михаил Анчаров- поэт, бард, писатель (1923-1990 г.)                Между пальцами года
                Просочились- вот беда.
                День проходит без следа-
                Кап-кап.
                Ночь проходит. Не беда.
                Между пальцами года
                Просочились -вот беда.
                Между пальцами года -кап-кап…

  И вот теперь мы в Израиле.
 О-хо-хо!25 лет! А я всё ещё ищу, с не меньшим азартом для себя всё ещё жду душевных перемен и всё ещё(в 75!) планирую ремонт и смену мебели. Жизнь продолжается!... Правда- теперь с другими возможностями.


Рецензии
Трудно даже представить,как Вы могли решиться на такие подвиги.
Очень интересно все описано. Спасибо.С уважением.

Павел Лосев   08.11.2017 21:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.