Философия физики. 1. Механика

Как известно, механика изучает динамику движения тел (или систем тел), в результате действия на него (или на них) силы (или нескольких сил).
Механика была первым, завершенным и долгое время непротиворечивым «набором знаний», нашедшим свое отражение в философской картине мира, часто называемой обобщенным понятием «механицизм». При этом само понятие механицизма, вероятно, возникло уже в другую, более позднюю эпоху, по этому содержало в себе некий негативный оттенок. Такое отношение, по моему глубокому убеждению, является несправедливым и здесь следует детально обсудить основные положения механицизма; отметить его несомненные успехи, а также ограничить ту сферу, в которой принятые им положения могут претендовать на достоверность.

Приведем некоторые отличительные особенности задач механики, нужные для понимания тех философских знаний, что они неизменно с собой несут.
1. Все задачи механики можно условно описать следующей формулой: ТЕЛО + СИЛА = ДВИЖЕНИЕ, то есть, для возникновения движения необходимо наличие инертного тела и некоей силы, приложенной к этому телу в данной его точке или области.
2. Если известна масса тела и приложенная к нему сила, то положение данного тела может быть установлено в любой момент времени решением несложной системы дифференциальных уравнений. Последнее положение означает полную детерминированность (предсказуемость) механической системы.
3. Если на тело не действуют никакие силы, или их действие скомпенсировано, то тело вообще никогда не изменит своего состояния (1-й закон Ньютона). Добавку Ньютона о том, что в этом случае тело может также бесконечно двигаться с постоянной скоростью мы не рассматриваем, поскольку эта ситуация является идеализированной и не может наблюдаться в поле сил трения.

Приведенные результаты дают возможность сформировать главные положения механистической картины мира.

Положение 1 означает, что для изменения своей жизни человеку необходимо, всего лишь, начать прикладывать усилия в некоторой, интересующей его области; всё остальное – есть лишь вопрос времени, обстоятельств и существующих у данного индивида талантов и способностей. Это положение глубоко закреплено в народной мудрости такими утверждениями, как: «вода камень точит»; «не боги горшки обжигают»; «терпение и труд все перетрут»; «кто рано встаёт, тому бог даёт» и т.п.
Положение 2 приводит к другому, весьма нетривиальному выводу о предрешенности процессов и явлений; их фатальной неизбежности и неотвратимости. Соответствующие утверждения: «сколько веревочке не виться, - конец все равно найдется»; «от смерти не уйдёшь»; «выше головы не прыгнешь»; «сколько волка не корми, - он все равно в лес смотрит»; «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.
Положение 3 тоже является весьма интересным, поскольку утверждает человека в мысли о том, что устоявшиеся в динамическом отношении (покоящиеся) системы никогда не смогут прийти в движение, (самовозбудиться) а потому не заслуживают, какого бы то ни было, особого внимания. Утверждение: «под лежачий камень вода не течет».

Всё вышесказанное вырисовывает нам вполне завершенную, и отнюдь не лишенную смысла, картину мира, отличительные особенности которой могут быть сформулированы так.
1. Ничто в мире не происходит «само собой»; за всеми изменениями стоят некие (известные или неизвестные) силы.
2. Знание этих сил позволяет точно описать состояние интересующего нас процесса (или системы) без какой бы то ни было существенной поправки на возможную ошибку.
3. Если побудительные силы неизвестны, то динамика процесса не может быть понята, и должна быть отнесена в разряд «непознанного», «потустороннего», «внеземного» и т.п.
4. При пассивном отношении к неизменной во времени системе или процессу, данная система (процесс) не изменится («не станет хуже»).

Из перечисленных выше положений можно обрисовать тип человека «механистического» мировоззрения.
1. Это человек, либо вообще не получивший качественного образования, либо получавший его «через силу», не понимая красоты и гармонии окружающего мира.
2. Это человек, склонный к религиозному восприятию действительности: соотношению своих действий с неким абсолютным набором правил и относящийся подозрительно или даже враждебно к другим, аналогичным «наборам».
3. Это, как правило, хороший исполнитель, твердо знающий заученный порядок действий и умеющий быстро ориентироваться в оперативной обстановке (не выходящей за рамки этого алгоритма).
4. Выход системы из штатного алгоритма, человек данного типа воспринимает как трагедию («божью кару»), применяя для ее урегулирования волевые методы. То есть, по сути, пытаясь подобрать для управляемой им системы новые «абсолютные правила», которым она до сих пор «так хорошо подчинялась».

Итак, механистическая картина мира может быть применима лишь к элементарным (линейным, аддитивным, детерминированным) системам, если эти системы находятся в состоянии устойчивого равновесия, в точке, достаточно далекой от фазового скачка (см. лекцию «Термодинамика»).

В заключении следует сказать, что при правильном, оправданном применении механистических положений к конкретной системе, управленец может получить быстрый, точный и оригинальный по своей простоте результат, который народная мудрость закрепила в хорошо известной фразе: «просто как все гениальное».


Рецензии