Чиновники и народ

   Почему в России не любят чиновников?!

Собрался менять паспорт и поехал в русское консульство в Лондоне, собрав все требуемые документы. Но ехал с опаской и неохотой, - как на пытку собирался…
И вот, утром, мыл посуду после завтрака – а это для меня, как медитация, и вдруг подумал, что чиновников не любят на Руси, потому что боятся!
Конечно, бюрократия – везде бюрократия. Но здесь, в отличии от России, бюрократию не равняют с правительством и потому относятся к нему равнодушно. У каждого, здесь, свои проблемы и часто эти проблемы ничуть не меньше чем где бы то ни было.
Однако, правительство, мало кто винит в своих неудачах, потому что у каждого есть своё дело и отвечают тут за свой бизнес, который мало чем зависим от решений правительства!
Иначе говоря, бюрократия есть и здесь. Но по масштабам негативных последствий, по организованности работы этой «власти столоначальников», английские чиновники заметно отличаются в лучшую сторону. И это объясняется уровнем общего законопослушания и потому доверия людей административным органам.
Приведу такой пример. Смену паспорта, здесь, можно осуществить через почту, где выдают анкеты для заполнения. Тут же, за небольшие деньги, служащий проверяет правильность заполнения анкеты и уже проверенный документ. Вы по почте же отправляете в паспортный отдел.
Через небольшое время, вам по почте, подчёркиваю – по почте(!), приходит ваш новый паспорт!
Я когда узнал об этом, то сильно запереживал, что злоумышленники его могут умыкнуть. Оказывается, этого здесь никто не боится и все привыкли к подобному, как к административной рутине! На почте не крадут ни посылок ни денег, ни документов в конвертах.
В Англии, к чиновному люду относятся иначе, может потому, что законы здесь стоят впереди интересов и настроений чиновников, а в России – всё наоборот. Какими бы законы хорошими не были, все зависит от того, как его чиновник исполняет. И тут вспоминается народная поговорка: «Закон – что дышло – куда повернул, туда и вышло!»
Недавно, ездил в Россию, оформлял в Питере двойное гражданство – Дума такой закон придумала, чтобы оградить тех же чиновников от соблазна, работая в России, мечтать о жизни в Германии, Англии или на худой конец в Америке! Но мы то – простые люди тут при чём?
- А так, за компанию, - лениво отвечают нам законодатели, давая понять, что нас тут никто не спрашивает!
Пришёл в бывший ОВИР – а там толпа нервная и сердитая, пишут друг друга в списки, на очередь в «окошки», на оформление заграничных паспортов.
Кто –то из самых ушлых, старый список отодрал от стола, выбросил и начал новый с своей фамилией во главе. Тут поднялся шум. Одна жена, неловкого и стеснительного мужа чуть не съела его за отсутствие нахрапистости и наглости, которая сегодня в России, нередко называется смелостью и оборотистостью.  А он, муж, тихо оправдывается и думает, если здесь так жена на него ругается, то что дома будет!?
Протиснулся и я к узкой щели, в которую, после долгого ожидания чиновницы, мне подали бланк анкеты. А кругом толчея и народ клубится. Стол один стоит перед дверьми, а рядом со столом один стул, на котором уже сидит человек и тоже заполняет что-то. А стоя, я как-то не привык писать да ещё документ, в котором ошибиться нельзя.
А тот кто сидит, пытается казённой ручкой что-то написать – а не выходит – чернила кончились. Дал я ему свою ручку, пожалел, а он написал свой документ и мне мою ручку не вернул. Вот такая расплата за благодеяния!
  И вспомнил я, как в Лондоне, в одном присутственном месте, чиновница на колени передо мной встала, когда у меня спина болела и я не мог стоять прямо. Так ей удобней было со мной разговаривать, а мне её слушать!
И вспомнив, закручинился. В России представить себе чиновника стоящего на коленях перед клиентом, ну очень трудно. Они все прячутся за стенами и в окошко или в щель, изредка поглядывают, как там клиенты за сохранение «живой очереди» бьются…
Такая «местная» нелюбовь к чиновникам, понятным образом переходит в нелюбовь к своему правительству и парламенту. А те, в свою очередь, начинают не любить народ, над которым они поставлены!
Странным образом, как мне кажется, такая нелюбовь зародилась в недрах русского православия, которое может служить образцом тоталитарного общества. Батюшка в церкви, которую он возглавляет – это царь и бог, одновременно. Хотя по всем канонам, он только служитель, через которого мы, верующие общаемся с Богом. Но так должно быть.
А в реальной жизни и в живой церкви, Иисус Христос, в таком сообществе верующих, остаётся где-то в стороне и зависит от толкования Его роли, в возникновении православной веры. В при ходах, я обратил внимание – больше любят священников и уж совсем преклоняются перед епископами и архиепископами. А митрополиты, уже почти как живые святые.
Может быть, поэтому, в православии так много святых, которым и молятся и которые, часто, в глазах простых прихожан встают не место Христа, или ему вровень. А ведь это – своеобразное идолопоклонство, о котором сам Спаситель предупреждал своих учеников!
Так сложилось, что давно уже, из всего христианского канона, как-то особо выделились слова Апостола Павла: «Всякая власть от Бога!» И мне кажется, что это могло послужить базой для самодержавия и даже для крепостного права. Ведь русская государственность возникла вместе с принятием христианства князем Владимиром, в тогдашней киевской Руси. И русская государственность, развивалась вместе с русским православием.
В нынешней, традиционной российской боязни начальства, как мне кажется, проглядывают именно «крепостнические» традиции, когда крестьянина секли и когда, перед барином, надо было даже на морозе снимать шапку и кланяться…
И я задумался - как можно поменять эту ситуацию?!
Прежде всего, надо с молодых ногтей, внушать людям, что чиновники – это служащие на жалованье и потому, они никакие не начальники над нашей свободой слова и воли, а всего лишь слуги народа.
А служащим, надо внушать и воспитывать их в уважении к «клиенту», который всегда прав и потому, даже если тебя обижает его придирчивость, тебе надо улыбаться и извинятся. Ведь это должно составлять часть чиновных обязанностей и уровней ответственности!
Когда, к такому положению вещей мы все привыкнем, тогда и отношения к чиновному люду и тем более к власти изменится. И каждый будет вести себя соответственно занимаемому статусу.
Надо уже давно понять, что мы, простые граждане не зависим от чиновника, а зависим, прежде всего от законов. А чиновники и правительство в том числе должны понять, что они зависят от того, как они передают требования закона, а не ведут себя так, как начальники над законом, тем самым, начальствуя и над людьми!
А в русской церкви, тоже надо сделать так, чтобы Иисус Христос был всегда впереди и на первом месте в вере, а священники – это как слуги Христа, но и слуги верующего народа, который составляет и метафизическое тело Христово!
Когда это произойдёт, тогда и в церкви все будут равны перед Богом, Иисусом Христом и Духом святым.
  А глядя на церковные отношения, могут перемениться и отношения к чиновникам в обществе!
Но наряду с соблюдением прав и равенства перед Богом и законом, надо со школьной скамьи у российских граждан воспитывать и чувство ответственности за свою работу, за труд которым занимается тот или иной человек. И это воспитание, тоже должно быть, как акт религиозной веры, когда любой труд, воспринимается обществом и его членами, как своеобразная молитва.
Тогда и возникнет равенство духовное, потому что в этом плане, ответственная и прилежная работа уборщика улиц, вполне сравнима с ответственной работой важного чиновника или законодателя. Ведь перед Богом, мы, верующие все равны…

                Конец мая 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков


Рецензии