Рецепция макиавеллизма Введение
Но, учитывая многотысячные жертвы современных военных конфликтов, террористических актов XXI века, можно утверждать об универсальности формулировки одного из его выводов для всей планеты - что "В XX веке мы могли убедиться в том, что нет угрозы для цивилизованного мира страшнее, разрушительнее и смертоноснее, чем фанатизм. Он начинается в непреклонной уверенности и безоглядной непримиримости и кончается дикой резней во имя высоких идеалов". Естественно, учитывая некую неопределённость и неполноту понятия «цивилизованного мира», лучше бы его заменить на понятие «всего человечества». Но не будем столь пунктуальны, а учитывая возросшую актуальность настоящей цитаты не только для политической жизни начала XXI века, но и для жизни всего Живого на планете, мы из ряда затронутых В. Эбенстайном деятелей ограничимся одним, полагавшим, что "цель оправдывает средства", - для выяснения вопроса о возможности рецепции взглядов Никколо Макиавелли на государство и право (З/С 1990 №9, стр.68-70).
С чего бы это возникло желание попытаться определить возможность, а может быть и достоверность рецепции взглядов Никколо Макиавелли на государство и право, взглядов, имеющих пятисотлетнюю давность? Тем более что в данном очерке отмечается, что «В конечном счёте ничтожными средствами не достичь великой цели. Таким образом, можно усомниться, реалистичны ли методы Макиавелли даже с точки зрения власти. И конечный приговор Государю вынесен не моралью и не логикой, а историей.».
Однако, на память приходит высказывание о Власти видного ученого в области уголовного права и криминологии, президента Норвежской Академии Наук профессора Иоганнеса Анденеса, который рассматривая проблему предупреждения преступлений [Наказание и предупреждение преступлений. М., ПРОГРЕСС. 1979], вспоминал, что его предшественник по кафедре уголовного права в университете Осло писал в своем учебнике что, изучая историю уголовного права можно прийти к выводу, что, самые многочисленные и самые грубые злодеяния - это те, которые совершены государственной властью во имя правосудия. И если в молодости И. Анденес считал, что это, должно быть, сильное преувеличение, то в конце 70-х годов - он склонен был думать, что его предшественник прав.
И так ли уж важно для человечка, воплощена ли эта Власть «единолично» в Государе, или же – в ряде «независимых» государственных органах? Ведь любой дилетант, слегка соприкоснувшийся с развитием политической мысли человечества, может воспринять макиавеллизм, с его главным содержанием - лозунгом – «Цель оправдывает средства», не как архаическое учение пятисотлетней давности, но как действующую данность, хотя, возможно, и под иными названиями. Тем более, что в современных «научных и публицистических трудах по политологии «макиавеллизм» ставится в контекст манипуляции массовым сознанием — одной из разновидностей форм и способов господства и управления общественно-политическими процессами в обществе» (Макиавеллизм — Википедия ). Как будто бы манипуляция массовым сознанием не есть достаточно подлое средство, оправдывающее цель.
Итак, далее рассмотрим вначале, в чём же пытался убедить своих современников Николо Макиавелли.
Свидетельство о публикации №215060101530