Рецепция макиавеллизма Введение

             Историю мирового развития  политической мысли представляет, в частности, труд профессора Принстонского университета США В.Эбенстайна - "Великие политические  мыслители (от Платона до наших дней)". Заинтересованным в этой теме  читателям можно ознакомиться с очерками по данной книге в журнале Знание - Сила (З/С 1990 №№4 - 11, Автор, описывая историю западной политической мысли, раскрывает то, как на протяжении  веков, тысячелетий менялись взгляды на природу государства,  его возникновения, целей, возможностей изменения, отношения  между государством и личностью... При этом В. Эбенстайн ограничился  рассмотрением взглядов ряда великих политических мыслителей только Запада.
               Но, учитывая многотысячные жертвы современных военных конфликтов, террористических актов XXI века, можно утверждать об универсальности  формулировки одного из его выводов для всей планеты - что "В XX веке мы могли  убедиться в том, что нет угрозы для  цивилизованного мира страшнее, разрушительнее и смертоноснее, чем фанатизм. Он начинается в непреклонной уверенности и безоглядной непримиримости и кончается дикой резней во имя высоких идеалов". Естественно, учитывая некую неопределённость и неполноту понятия «цивилизованного мира», лучше бы его заменить на понятие «всего человечества». Но не будем столь пунктуальны, а учитывая возросшую актуальность настоящей цитаты не только для политической жизни начала XXI века, но и для жизни всего Живого на планете, мы из ряда затронутых В. Эбенстайном деятелей ограничимся одним, полагавшим, что "цель оправдывает средства", - для выяснения вопроса о возможности рецепции взглядов Никколо Макиавелли на государство и право (З/С 1990 №9, стр.68-70).      
              С чего бы это возникло желание попытаться определить возможность, а может быть и достоверность рецепции взглядов Никколо Макиавелли на государство и право, взглядов, имеющих пятисотлетнюю давность?  Тем более что в данном очерке отмечается, что «В конечном счёте ничтожными средствами не достичь великой цели. Таким образом, можно усомниться, реалистичны ли методы Макиавелли даже с точки зрения власти. И конечный приговор Государю вынесен не моралью и не логикой, а историей.».
            Однако, на память приходит высказывание о Власти видного ученого в области уголовного права и криминологии, президента Норвежской Академии Наук профессора Иоганнеса Анденеса, который  рассматривая проблему  предупреждения преступлений [Наказание и предупреждение  преступлений. М., ПРОГРЕСС. 1979], вспоминал, что  его предшественник по кафедре уголовного права в университете Осло писал в своем учебнике что, изучая историю уголовного права  можно прийти к выводу, что, самые многочисленные  и самые грубые злодеяния - это те, которые совершены  государственной властью во имя правосудия. И если в молодости И. Анденес  считал, что это, должно быть, сильное преувеличение, то в конце 70-х годов - он склонен  был думать, что его предшественник прав.   
           И так ли уж важно для человечка, воплощена ли эта Власть «единолично» в Государе, или же – в ряде «независимых» государственных органах? Ведь любой дилетант, слегка соприкоснувшийся с развитием политической мысли человечества, может воспринять макиавеллизм, с его главным содержанием - лозунгом  – «Цель оправдывает средства», не как  архаическое учение пятисотлетней давности, но как действующую данность, хотя, возможно, и под иными названиями.  Тем более, что в современных «научных и публицистических трудах по политологии «макиавеллизм» ставится в контекст манипуляции массовым сознанием — одной из разновидностей форм и способов господства и управления общественно-политическими процессами в обществе»  (Макиавеллизм — Википедия ).  Как будто бы манипуляция массовым сознанием не есть достаточно подлое средство, оправдывающее цель. 
 
         Итак, далее рассмотрим вначале, в чём же пытался убедить своих современников Николо Макиавелли.


Рецензии