Ещё раз о ласке

Ещё раз о ласке.

                Когда я впервые попал к моему новому знакомому в дом, первое, что бросилось в глаза, была ласка, сгорбатившись сидевшая на подоконнике. Едва я вошёл, она выпрямилась, и села столбиком и внимательно рассматривала вошедшего. Увидев моё изумление, знакомый весело рассмеялся, подошёл к окну и протянул к зверьку руку, ладонью вверх. Ласка, не раздумывая, грациозно прыгнула на ладонь, пробежала по руке, и уселась столбиком же на плече, едва доставая своими миниатюрными ушками до верхушки его уха. Она не боялась меня, она меня изучала!  Только так можно было понять взгляд чёрных глаз-бусинок и шевелящийся светло-коричневый носик. У неё были белые горло, грудь и живот; шоколадно-коричневые голова, спина, бока и коротенький хвостик. Хозяин пригласил  за стол, сам сел напротив. Ласка продолжала сидеть на плече. Хозяин протянул левую руку, снял с себя зверька и посадил на стол.
                -- Цыц – сказал он – Уходи, ты нам мешаешь – причём слово «цыц» произнёс своеобразно, как бы сквозь зубы.
                Ласка в два прыжка достигла края стола, спрыгнула на пол, и короткими прыжками скрылась в соседней комнате. Я дажё ахнул, ведь её прыжок был равнозначен прыжку человека с 3 этажа!
                Хозяин опять рассмеялся – Это у неё в порядке вещей, всё равно, что вам шагнуть со ступеньки на ступеньку. Она ещё не такие фокусы вытворяет, насмотрелись за двенадцать лет!
                Я удивлённо  поднял брови. Дело, по которому я пришёл, было благополучно забыто. Любопытство взяло верх. – Расскажи, пожалуйста! – попросил таким тоном, что отказать было невозможно, да и чувствовалось, что и хозяин получит удовольствие от своего повествования.
                -- Хорошо! – согласился он, откинувшись на спинку стула, как бы показывая, что рассказываемая история будет продолжительной. – Действительно, ласка живёт у нас тринадцатый год, а «Цыц» - это её имя. Всё началось с того, что как-то в конце мая я отправился на рыбалку от моста вверх по течению нашей речки. Тогда она была многоводнее, и на глубоких омутах можно было хорошо провести время и вернуться с неплохим уловом, а на живца попадали неплохие щуки. Обычно я поступал так: брал с собой в банке нескольких пескарей, заранее отловленных на перекате под мостом, и первый заброс делал на живца. И так несколько забросов, если щука не брала, тогда уже облавливал омут на червя и хлеб. Ловились окуни, чебаки и ельцы, ну и пескари, конечно, которых сейчас нет. А говорю я тебе всё это для того, чтобы понял для чего я брал с собой сачок с длинной ручкой. Берег-то там высоковатый, и пока поднимаешь на него щучку, она частенько срывалась, перекусив леску. А так, подвёл под неё сачок и вот она голубушка. Сачок как раз и сыграл главную роль в  истории с Цыцем. Да-да ласка у меня – самец. А знаешь, самое интересное, что родившийся молодняк у всёх куньих называют щенками, а когда они подрастут, самцов называют котами. Не знал? Ага, вот ведь несуразица какая. Теперь знать будешь!
                -- Что-то я отвлёкся. О чём я говорил?  Да, забросил я живца, приготовил сачок, сижу, жду. А тут, из-за поворота течением выносит нечто мелкое, барахтающееся. Ну, я сачок в руки, и подцепил эту тварь.  Сначала думал – мышь, и как она сквозь ячею не провалилась! А уже подтянул когда, вижу: нет, что-то не то. А оно так слабенько фыркает и чихает. Понятно, что зверюга не водяная, а разобраться не могу! Сам не знаю, почему мне вдруг стало жалко непонятно кого, но я быстро смотал удочки, посадил зверюшку в банку из-под червей, которых без всякого сожаления выбросил в воду. Баночка была с дырками в крышке и я не боялся, что мой пленник задохнётся. Придя домой, первым делом переложил, начинающую подсыхать зверюшку в клетку для мелких птиц, чтобы она не пролезла между прутьев. Когда я перекладывал неизвестное животное из банки в клетку, оно попыталась укусить меня за палец, но даже не прокусило кожу. Через дом от меня жил тогда старик-охотник. Его-то я и пригласил опознать пойманнолёное мной чудо. Угостил, как водится, водочкой под солёные груздочки, и дед меня просветил, что этот зверёк – самый маленький хищник на свете, а называется он «ласка». И что этот совсем маленький детёныш, скорее всего впервые вылез из гнезда, самостоятельно питаться не умеет, поэтому надо как-то исхитриться и поить его молоком. Жена тут же придумала поить приёмыша из медицинской пипетки.
                -- Так ведь она же стеклянная, жёсткая! – не выдержал я.
                -- Вот и я так же сказал. А она принесла пипетку, наполнила её тёплым молоком, заткнула отверстие на стеклянном конце пластилином, а резиновый конец проткнула иголкой. Я бы ни за что не догадался! Когда просунули пипетку в клетку, малыш попытался укусить и её. Жена надавила на резинку, и молоко попало щенку в рот. Он удивлённо остановился, а потом с жадностью принялся сосать. Высосал ёмкость полностью. Наполнили снова, но малыш лениво глотнул пару раз и отвалился. Дед посоветовал сделать в клетке тёмный уголок, поблагодарил за угощение и ушёл. Зверёныш от всех переживаний устал, свернулся по-кошачьи в клубок и уснул в уголке.Мы нашли небольшую, но плотную коробку, вырезали в стенку отверстие и поставили импровизированный домик в другой угол клетки. Жена затолкнула в отверстие несколько мягких тряпочек. Малыш даже не проснулся. Когда через некоторое время я заглянул в клетку, ласки уже не увидел, видимо перебрался в домик.   
                Рассказчик замолчал. – Квасу хочешь? – вдруг спросил он у меня – А то от долгой говорильни во рту пересохло. Он сходил на кухню, принёс сразу запотевшую трёхлитровую банку кваса из холодильника и две большие кружки. Разлил, подвинул кружку ко мне – Хорош получился квасок, ядрёный! – он даже крякнул от удовольствия.
                -- Вот и ладно! Слушай дальше. Я совершенно ничего не знал о жизни ласок, литературы никакой не было, и поэтому отправился в библиотеку. Там, с помощью девчат, пересмотрел много книг, но нашёл только описание этих маленьких хищников в природе: где живут, чем питаются и тому подобное. Да… Лишь в одной брошурке было вскользь сказано, что ласки легко приручаются и даже в старой Европе были домашними животными, пока не завезли кошек. Они истребляли мышей и даже крыс. О продолжительности жизни ласок мнения авторов были противоречивые. Одни утверждали, что в природе  зверьки живут не более 5 лет, другие – до 17-20. Одни достоверно пишут о жизни ласок в неволе до 8-10 лет, другие – столь же достоверно, до 30 лет и более. В общем, разочаровался я. Так и сказал жене по приходу. А она в это время ставила в клетку малюсенькое блюдце с водой. Ласка наблюдал за её действиями из персонального домика, и как только мы отошли, осторожно вышла, обнюхала блюдце и стала пить. Через несколько дней малыш уже не боялся наших рук и самостоятельно сосал молоко из пипетки. Но, видимо, этого ему было мало. Однажды я увидел. как он ловко поймал большую синюю муху и тут же сжевал её. Положили в клетку мелко нарезанное свежее мясо. Цыц – мы уже так звали его – долго принюхивался, затем осторожно съел кусочек, принялся за второй и мигом съел остальные. Положили кусочки варёного яйца, он их тоже съел, запил водой, и забрался в домик…
                -- Тебя к телефону – позвала из другой комнаты жена.
                Хозяин вышел и через пару минут вернулся с озабоченным видом. – Прошу извинить, меня срочно вызывают на работу. Что-то там стряслось. Заходи ещё, дорасскажу историю…
                -- Обязательно загляну – пообещал я, выходя вместе с ним из дома.
                Но обещанию моему не суждено было сбыться. Трижды я заходил, но не заставал его дома. Вскоре мы с семьёй на три года покинули посёлок, а когда вернулись, в его доме уже жили другие люди.
               
               
      


Рецензии
Добрый день, Вадим! Какой хорошенький и маленький мышиный враг! Спасибо за интересный рассказ!
С уважением,

Людмила Каштанова   07.03.2023 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда!

Вадим Светашов   07.03.2023 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.