Пречистенка, 23. Два магазинчика

Наша коммуналка занимала весь второй этаж этого дома, а на первом находились два магазинчика, слева «МОЛОКО», а справа «БУЛОЧНАЯ».
Наша комната находилась над молочным магазином. Первым будильником для нас был грохот молочных бидонов. Каждый день в пять часов  утра со стороны Мансуровского переулка через небольшое окно, закрытое днем металлической ставней, передавали в магазин привезенный товар и забирали пустую тару – бидоны и фляги. Именно пустая металлическая тара гремела так, что все мы дружно просыпались, ворчали, ворочались с боку на бок и, как только машина отъезжала, мы проваливась в сон, пытаясь наверстать отнятые у нас полчаса. А в шесть часов уже репродуктор будил нас гимном. Репродуктор мы никогда не выключали, эта привычка осталась с войны. И так было изо дня в день, из года в год.
Магазин «МОЛОКО» был небольшим, на два прилавка, но с хорошим ассортиментом. За одним прилавком отпускали сыры, колбасы, сливочное масло, маргарин, творог, творожные массы,а за другим разливное молоко, развесную сметану, яйца, бутылки и пакеты с молоком, кефиром, ряженкой, кумысом, сливочным напитком, сливками, ацидофилином и это далеко не все, что мы могли купить в магазине.
Сейчас нет многого из того, что мы могли купить  в те далекие годы, когда жили на Пречистенке (Кропоткинской).А то,что появилось сейчас и по виду вроде бы то же самое, и упаковки знакомые, но не тот уже вкус, что-то изменилось или в технологии или в инградиентах.
Как интересно было наблюдать в те далекие годы за работой продавцов. С какой точностью они тоненько нарезали колбасы и сыры, если покупатель просил порезать. Не было тогда машин для нарезки, всё резали в ручную. А если просили кусочком, то ни разу не видела, чтобы отрезав кусок и положив его на весы, продавец отрезала от него излишек или добавляла недостаточный кусочек, хоть 50, хоть 300 граммов просили. Просто уникальные глазомер и руки были у наших продавцов из молочного магазина.
На отдельном столике стояло устройство, на котором можно было проверить, свежие ли яйца приобрел покупатель. Каждое яичко желающие смотрели на свет. Очень интересное занятие.
Второй магазинчик – «Булочная». В него товар завозили с Еропкинского переулка и заносили через наш подъезд. Батоны, булки, сайки, халлы, французские булочки, сладкую выпечку с непременными калорийными булочками с изюмом – филиповское изобретение, буханки черного хлеба – столовый, рижский, бородинский, ржаной..., всегда привозили горячими и от них исходил неимоверно вкусный запах, он проникал к нам на второй этаж. Как только уловишь запах, сразу бежишь вниз, в магазин за горяченькой городской булочкой с хрустящей корочкой и тут же сразу перебегаешь через дорогу к тележке с мороженым за брикетом сливочного или крем-брюлле за 48 копеек, и быстро-быстро домой. Папа учил меня:
- Нет ничего вкуснее горячей булочки и холодного мороженого.
До сих пор иногда устраиваю для себя такой горяче-холодный праздник из детства.
Осталась в памяти из 60-ых годов картина. Были неурожайные годы. Хлеб пекли из кукурузной муки. Для домашней выпечки муку выдавали в ЖЭКах по количеству едоков в семье, нечасто. Время было не самое хорошее, но насколько я помню, народ из нашего окружения сильно не роптал, все как-то с пониманием относились к ситуации. Ждали лучших времен. Правда, у меня вечно были какие-то неудобные вопросы, но со мной поступали просто: «Со временем поймёшь. Держи свои вопросы при себе и не задавай их нигде кроме дома».
В один из обычных дней меня отправили в магазин за хлебом. В те годы наша булочная уже была магазином самообслуживания. Люди брали с полок хлеб и выстраивались в очередь в кассу. Вдруг на полки стали выкладывать только что привезенный свежий, горячий, испеченный из пшеничной муки хлеб. До сих пор помню, как многие покупатели побросали уже взятый кукурузный хлеб на пол и начали хватать белые батоны. При моем воспитании – «Хлеб – всему голова», - я была в шоке. Пришла я домой со своим кукурузным батоном, поделилась виденным с родителями и ближайшими соседями. А дома сказали:
- Раз начали завозить пшеничный, значит скоро всё наладится, а пока поедим такой, какой есть, кукурузный. Главное, никогда не бросай хлеб на пол, на землю.

Вставляю отрывок из воспоминаний моей младшей сестры об этих магазинчиках. Она оставила его в отзыве. И добавляю мой ответ ей.
"А я вот не помню грохота бидонов. Помню только запах свежего хлеба. И ещё помню висящие на верёвках вилки, которыми покупатели определяли свежесть и мягкость хлеба на полках. Одна старая, по моим тогдашним понятиям, женщина очень долго и тщательно переминала все батоны на полке и что-то бурчала себе под нос. Кажется, она так ничего и не выбрала, ушла мимо кассы недовольная. Мама особенно не придиралась к хлебу, мы тогда вместе с ней были в булочной. А я с огромным интересом наблюдала за процессом выбора хлеба. Мы тогда купили 2 городские булки по 7 копеек.
А ещё помню, как мне разрешено было самой купить себе бублик и оплатить его в кассе. Я держала в руке пятачок и копеечку, бублики тогда стоили 6 копеек, а копеечка прилипла к моей ладошке и никак не хотела отправляться в протянутую руку кассирши. Всё обошлось благополучно, кассирша терпеливо ждала, потом помогла отлепить копеечку от моей ладошки, и бублик стал на полном основании моим. Какой же он был вкусный, купленный мной самостоятельно!
А вот магазин "МОЛОКО" запомнился огромными молочными лужами под нашим окном. Это было уже тогда, когда молоко привозили в треугольных пакетах, в шестигранных пластиковых контейнерах, а пакеты очень часто протекали. Вот лужи и оставались на асфальте. Местные кошки почему-то не спешили к дармовому лакомству, сидели чинно в сторонке и смотрели на высыхающие лужи, и облизывались."
- Лена, спасибо за воспоминания. У каждого возраста они свои. Ты не просыпалась от грохота, потому что была маленькая. Маленькие крепче спят. Меня тоже в твоем возрасте будили ночью специально, посмотреть прохождение танков по Кропоткинской при подготовке к парадам. Вот где был грохот и дрожание стен, а я спала."

Фото сделано в те годы, когда магазина МОЛОКО уже не было в этом доме. Чуть позже появилась там мастерская металлоремонт, но это было уже не при мне. Если я найду фото с вывесками МОЛОКО и БУЛОЧНАЯ, это фото будет заменено.


Рецензии
Очень интересные нарративные сведения о истории! Я как раз жил на улице, где напротив были такие двух-этажные дома с магазинами "Молоко", "Хлеб", "Сыр"... и помню "хлебные палочки" по 11 копеек, очень вкусные, в Ташкенте уже таких не было.
С уважением,
Искандар

Заметки Географа   18.05.2018 11:02     Заявить о нарушении
Спасибо.

Vikingnz   18.05.2018 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.