По морям, по волнам...

    Морские путешествия запомнились с детства по рассказам Жюль Верна. Предложение отправиться в шестимесячную экспедицию на научно – исследовательском судне по Индийскому океану поступило неожиданно. Виктор согласился и начал готовиться. Морская экспедиция организовывалась министерством судостроения. Исследовалось влияние тропических условий на материалы, установки и людей в условиях длительного плавания.
 
Виктор вместе с коллегой Володей изучал адаптации членов экипажа в тропических условиях. Отправление исследовательского судна намечалось на двадцатое декабря из Севастополя. Приехали в город герой дней на  десять раньше отправления, разместились в двухместной каюте пришвартованного корабля и начали обживаться.

В состав экспедиции входило пятьдесят человек команды и шестьдесят научных сотрудников, все мужчины. Ребята прибыли на борт и направились для инструктажа к первому помощнику капитана Юрию Васильевичу, высокому симпатичному мужчине лет сорока. Перпом познакомил вновь прибывших сотрудников с правилами проживания на корабле, разместил в двухместной каюте, выделил помещение для лаборатории и не советовал пить спиртные напитки с обслуживающим персоналом.

Отметив прибытие в состав экспедиции двух сибиряков, боцман поставил их на довольствие с четырёхразовым питанием. Питание оказалось вкусным и сытным. Корабельные повара выпекали хлеб, пирожки, торты помимо положенных по судовому меню блюд. Блюда раздавались из общего котла для матросов, научных сотрудников и капитана, в добавках не отказывали. К дням рождения готовили именинникам персональные блюда.

Ребята для проведения физиологических работ привезли с собой шестьдесят литров спирта, что не осталось не замеченным командой, и перевело их в разряд уважаемых людей. Матросский кодекс чести предусматривал ненавязчивое уважения без заискиваний. Вышли сибиряки погулять по Севастополю, встретили случайно знакомого матроса Шуру с корабля, который предложил провести экскурсию по городу. Посоветовал купить подарочных мелочей, которые можно обменять на сувениры в тропиках.

Закупив блоки сигарет, перочинные ножички, электрические фонарики, значки и другие ходовые товары в тропиках,
 ребята вернулись на корабль.

На следующий день, позавтракав, начали устраиваться в лабораторном помещении. Разместили приборы и с помощью знакомого матроса Шуры закрепили их на случай штормовой погоды. Шура оказался незаменимым человеком, он всех знал, всё умел, со всеми договаривался и стал первым испытуемым, на котором ребята отлаживали свои физиологические методики.

Научные сотрудники в зависимости от направлений исследований делились на группы, которые функционировали самостоятельно. Виктор с Владимиром вошли в группу химиков, которые вели мониторинг химических веществ на корабле. Валентин Петрович – руководитель группы Сергей и Леонид – научные сотрудники, ленинградцы, интеллигентные мужчины среднего возраста. За неделю до начала плавания состоялся первый сбор группы. За ужином с крымским вином и шашлыком в каюте руководителя группы провели научный семинар, согласовали планы работ и познакомились

Двадцать первого декабря под звуки Славянки отдали швартовые, и вышли в открытое море. Черное море встретило исследователей четырёхбальным волнением и неприятной боковой качкой. На обед пришла половина научных сотрудников, остальных укачало. Виктор закрепился специальными ремнями после обеда на своей кровати и проспал до полдника. Вышел на палубу. Корабль качало, он пробирался по белым барашкам волн, падали косые, холодные струи дождя. – Хороши юга – подумал Виктор и вернулся в каюту, где неунывающий сосед разыгрывал шахматную партию с Валентином, поддерживая руками шахматную доску.

С утра разбудил голос штурмана в динамике – Внимание, на горизонте – Константинополь.- Светило солнце, ветер стих, по морю ходили упругие волны,  на антенне юта сидела чайка. – Умная птица, поняла, что после завтрака остатки в море смоют, ждёт – пояснил Шура. Вдали прорисовывались очертания турецких минаретов.

Прошли Босфор, подошли к Суэцкому каналу. Часа три ждали лоцмана, медленно прошли по узкому каналу с песчаными, пыльными берегами и вышли к Красному морю. Двигались быстро без остановок, хотелось быстрее пересечь тропическую широту, после которой зарплаты увеличивались на пятьдесят процентов, и выдавалось сухое вино.
 
Вахтенный поздравил всех по радиосвязи с выходом экспедиции в тропики, машины остановили и легли в дрейф. Команда занялась устранением неисправностей и наведением порядка на судне. Наполнили морской водой пятнадцати метровый бассейн. Научные сотрудники закрепили на палубе образцы материалов и приборы. Вечером на юте зажгли прожектор. Из глубин на свет прожектора поднимался планктон, рыба, кальмары и акулы. Виктор с Володей присоединились к ловцам кальмаров, Сергей разделывал их и относил готовить в каюту.

Забрасывали в стаю, несущихся на большой скорости кальмаров кальмароловки с насаженными кусочками мяса. Вытаскивали на ют двадцати сантиметровых кальмаров, предварительно дав им за бортом освободиться от маскирующей красящей жидкости. Испачканная красящей жидкостью одежда не отстировалась. Часа через два клёв прекратился, поплавали в бассейне, и пошли в каюту пробовать отварных кальмаров с луком под майонезом и сухим вином. К этому времени весь корабль пропитался характерным ароматом вареных кальмаров.

В тропиках жарко и влажно, как в русском предбаннике. В каюте мягко работал кондиционер, комфортная температура, сухое вино, вкусные кальмары и спокойные неспешные разговоры. Кажется, что и время остановилось, поглотилось безбрежным океаном и звёздным небом.

На судне подъём для научных сотрудников в восемь часов, желающие делали зарядку, плавали в бассейне, принимали душ, завтракали и направлялись в лаборатории. Ребята проводили измерения физиологических показателей у группы обследуемых. Участвовали добровольцы, которым интересно следить за состоянием своего организма во время плаванья. К двенадцати часам измерения, заканчивались, переодевались, пили прохладное сухое вино и шли обедать: борщ или суп, котлеты с гарниром, свежий салат и компот. После обеда отдых – адмиральский час до полдника в четыре часа с  фруктами, пирожками и соками.

После полдника игры в водное поло, шахматы, чтение, рыбалка, телевизор. В восемь часов ужин, рыбалка, бассейн, сон. После полдника Виктор отправлялся в лабораторию, приводил утренние записи в порядок, составлял таблицы, пытался вести дневник и читать. С дневником и чтением не получалось, океан, как большая любовь, заполнил всю душу, вытеснил словесные определения, оставались банальности.

Постучался в лабораторию Шурик, извинился и предложил от команды судна обмен. За десять литров спирта они предлагали два ящик сухого вина, два ящика пива, три бутылки коньяка и любой заказ на камбузе. Виктор согласился, обмен состоялся, выпили пиво с вяленной летающей рыбой и решили на следующий день ловить акулу.


Рецензии
Саша, интересно очень! Жаль, что я не физиолог и не попал в такую же экспедицию. Может, во мне живет морская душа!? С уважением,

Владимир Хмыз   17.06.2021 17:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.