Дедушкин рассказ

        Одним из самых ярких воспоминаний детства всегда всплывает  общение малышей и старших с нашим общим дедушкой Павлом. Он был с нами почти всё  время. С ним мы ходили в лес, собирали там грибы и ягоды, ворошили сено, кормили корову, телёнка; носили работающим в поле мамам обед. Кринка молока да кусок серого домашнего хлеба. Но и от этого малого мама наша всегда уделяла и нам по глотку молока. Нам, конечно, нашего обеда не хватало. Для  утоления голода шли летом ягоды, осенью мёрзлая картошка, которую нам удавалось найти в поле.
        Но главным всегда были наши с дедушкой вечера. Мы располагались кругом вокруг печки на стареньких одеялах и подушках и слушали дедушку Павла, а он полёживал спиной к огню и рассказывал нам сказки и былички. Это были истории  про богатырей русских, «Иванушку неумытого, Василису  красавицу деву премудрую». Но больше нас привлекали и страшили рассказы деда о «здоровенных мужиках, аж с телеграфный столб». Мужики эти жили в наших лесах и иногда выходили, что бы попугать наших баб, да зимой стащить чего-нибудь из съестного – баловали… Дедушка лежал перед нами такой старый, тоненький, сухой-сухой, с длинной седой бородой и своим низковатым, слегка скрипучим голосом  размеренно вёл рассказ.
        Однажды, правда, он сказал так: «Сегодня ребятишки мои я расскажу вам не сказку и не быль. Вы сейчас вряд ли чего поймёте, но слушайте, да и на ус мотайте!»
        «А у меня нет усов», – сказала маленькая  Аля.
        Дедушка посмотрел на неё строго. Все засмеялись. Аля зарылась в одеяло и прижалась ко мне, изображая, что ей страшно.
        Постепенно все успокоились, и голос дедушки снова зазвучал под гудение огня и пощёлкивание поленьев.         
           «Говорят, человек в земной жизни должен построить дом, посадить дерево и родить ребёнка. Но это здесь, а на небо не возьмешь, ни дерево, ни дом, ни ребёнка. Это всё ценности, но ценности земные. А ценности небесные? Только с ними ты предстанешь в ином мире, да ещё с чистой или с грязной душой. Ничего иного с тобой не будет.  Недаром говорят, нательный крестик – твоя единственная одежда перед Богом. Так какие они ценности небесные, с которыми предстанет душа человеческая на Суде? Нет ответа.  Чистая душа? Но это единственная земная и небесная ценность, взятая взаймы на время у небес. Она действительно готовится на земле, в земной жизни – молитвою и духовным постом. Но ещё добрыми делами, страданием, да состраданием.
        А вот чем наполнена эта чистая душа? Знаниями! Да. Земными. Не-е-ет!   Это нужно, это важно, но для Земли. А на небе? Всё это тлен…
         Душа наполняется знаниями небесными. Какие они?.. Бог весть! Как они  в нас проникают? Загадка. А как проникает душа в тело матери, понёсшей ребёнка. Как она «вдыхается» Богом? Тайна! Не дано, нам это знать!
         Небесные знания, опускаясь в любую душу, остаются в чистой душе и исчезают, растворяются без остатка в грязной. И опять грязная душа пуста. А чистая  полнится и готовится  к встрече со своей Родиной – Царствием Небесным.
          А знания эти неиссякаемы. Они согревают душу, дают ей неисчерпаемый источник энергии. И душа делится ими (душа, а не человек, ибо нельзя делиться тем, чего не знаешь и не понимаешь) с другими людьми и идут эти тепло и свет в людские сердца и души и очищают их для принятия знаний небесных, или просто для преодоления трудностей земных».
          Пока лилась дедушкина речь, ребята уснули, а я сквозь дрёму видела, как дедушка повернулся лицом к огню. Я знала, что спать он не будет, так и будет лежать и смотреть  всю ночь на огонь. А утром часов в пять разбудит нас и снова поведёт в большой загадочный лес. Дрёма моя порождала разные картины. И небо глубокое  синее, и ангелов небесных влекущих в своих тёплых и почему то  дедушкиных желтоватых с большими венами руках бессмертную душу.  И маму, тяжёлую новым ребёнком… 


Рецензии