Книжный шкаф - 2

 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Обзор моих полок

По чтению можно узнавать и определять человека.
 Ибо каждый из нас есть то, что он читает; Каждый человек есть то, как он читает;
 И все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, -
 как бы букетом собранных нами в чтении цветов.
 (Иван Ильин)

ARBOR MUNDI
Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1993, № 1-2.

Интереснейший культурологический альманах. В «лихие девяностые» соблазнительно было укрыться пот сенью древа мировой культуры. Но процесс распада и деградации как-то слишком быстро ускорился. Корни подрубаются, ветви сохнут, листья осыпаются…

 Фернан Бродель
Материальная цивилизация, экономика и капитализм   ХУ-ХУ111 вв.

Для тех, кто интересуется историей; Бродель в рекомендациях не нуждается.
Замечательный трехтомник. Жаль, что его в последний раз переиздали не в том роскошном виде, в котором Бродель выходил первоначально (большой формат, цветные картины и прочий иллюстративный материал и т.д.)
 
Фернан Бродель.
Грамматика цивилизаций

 У нас перевели и броделевский учебник для лицеев, где автор предлагает «цивилизационный подход». Мне кажется, сложновато для обычного учащегося, книга больше для  юных и не очень фанатов Клио.
Сегодня интересны позиция и оценки автора образца 1960-х годов.
Сильно все изменилось.


А.Я. Гуревич
Категории средневековой культуры

Где Августин? За кружкою!
Где Бенедикт? С подружкою!
В таверне разминаются…
Запомнилось.
Несмотря на то, что фигура автора весьма неприятна (см. его воспоминания), работа о средневековой культуре у него вышла  очень дельная. «Экспорт-контрабанда» французских подходов, школы «Анналов» был у нас в новинку. Достать «Категории» в советские времена было очень сложно.
Но одного Арону Гуревичу «простить» нельзя – популяризации словечка «ментальность». Его у нас всяк-дурак использует по поводу и без повода, вкривь и вкось.
А так, конечно, книжка хорошая…


Станислав Лем
Мой взгляд на литературу

Для меня  размышления  знаменитого поляка  о литературе порой интереснее его собственной литературы. За исключением нескольких ранних утопий, Лема не люблю.
Но о постоянном нестроении фантастического жанра он рассуждает очень трезво: Самые интеллигентные и наиболее требовательные читатели, составляющие, как говорится, абсолютное меньшинство, постоянно скучают по лучшей НФ и отбирают сущестующую продукцию с неприятным осадком».
Увы, это так. И на этом рынке действует закон к понижению качества. Высокий уровень просто невыгоден, предпочитают штамповать огромный ассортимент ниже среднего. Когда в этом огромном жанровом гетто появляется хорошая литература – это просто фантастика!


Ю.Хатюнин
Реальность фантастического мира. Проблема западной кинофантастики

В 1977 году, когда была выпущена эта книга, подобные вещи с критикой реакционных тенденций и условным одобрением «прогрессивного» западного кинематографа, в Союзе шли на «ура». Злодей Алекс из «Заводного апельсина» смотрит с обложки. А нам так хотелось посмотреть описанные вещи, хоть одним глазком, хоть в кинозале заглянуть за «железный занавес». Но доступа не было! Сами правители своими дурацкими цензурами создали эффект запретного плода. Неудивительно, как все потом потекло.  Впрочем, без запретов «социализм» накрылся бы еще раньше.
А книга неплохая, автору за свой анализ западных фантастических лент, в том числе, и знаменитых киноутопий, и сегодня не было бы стыдно.

Протоирей Николай Доненко
Ялта -  город веселья и смерти
 

«Веселье и смерть» - именно о таких контрастах эта страшная книга. Документы и воспоминания повествуют о страшном терроре, который развернули революционеры в райском уголке Крыма.
Спасибо автору.

 А.С.Панарин
Введение  в политологию. М. 1994

Учебное пособие для преподавателей средней школы.
Одно из самых интересных и оригинальных пособий. Сильно отличается от других «политологий», где предлагают просто учить схемы и сообщают кое-какие имена и детали. Панарин пытается научить думать. Сам размышляет постоянно, хотя  и очень спорно. С суверенным мышлением у нас сейчас жуткая напряженка. Преподавание обществознания тоже пошло не по Панарину.

Эрнст Нольте
Европейская гражданская война (1917-1945). Национал-социализм и большевизм. М. 2003

Книга – один из эпизодов «Спора историков» в ФРГ. Нольте выступает как какой-то «ревизионист» Отчасти, и это важно, он пытается снять часть вины с Германии и реабилитировать немцев. С другой стороны, понятно, что нацизм есть реакция на большевизм, на коммунистическую угрозу Европе и всему миру. Историк-немец во-многом прав. Без лениных-троцких гитлеры-гиммлеры не имели бы шансов.  Но почему начало «гражданской войны» датируется 1917-м годом? А как быть с безумием 1914-го? А потом с «пломбированным вагоном».
Есть, есть воздаяние.

Алвин Тоффлер
Футурошок, СПб. 1997

Об этой книге я столько слышал и столько видел ссылок, что когда открыл ее, то знал уже основное содержание.
Шок будущего шок от Будущего, которое наступает слишком быстро и люди не успевают к нему привыкнуть и адаптироваться.
В общем. Тоффлер не зря заслужил свою мировую славу.
Впечатляет пример с мальчиком, который стал очень быстро стареть (как в фильме с Р.Уильямсом). Хватит ли современной цивилизации сил, ресурсов и воли, чтобы вынести такие темпы?

Самосознание европейской культуры ХХ века.
Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М. 1991

Среди включенных авторов, таких как Г.Бёлль, Макс Вебер, Г.Марсель, Ортега, М.Хайдеггер, Й Хейзинга, Г.К.Честертон, О.Шпенглер, К.Г.Юнг – я бы выдели В.Вейдле и Ж.Маритена. Все писали о кризисе очень глубоко и интересно. А кризис все углублялся и углублялся.

Сейла Бенхабиб
Притязания культуры. М. 2003.

Книга из серии постиндустриалиста» и модного экономического и политического комментатора с говорящей фамилией Иноземцев.
Культурные факторы оказывают все большее влияние на современный мир. А культура зависит от качества личности. «Претензии на признание индивидуальности должны быть подкреплены моральной предпосылкой, в соответствии с которой такая индивидуальность в равной мере достойна уважения в достижении собственной самореализации».

Классика геополитики. ХХ век. М.2003

 В сборник вошли произведения Х.Д.Макиндера, Н.Трубецкого, К.Хаусхофера, Н.Устрялова, П.Савицкого.
Когда-то это было интересно и важно, хотя заблуждения геополитиков были опасными и порой роковыми. Ну, а сегодня «геополитика» - это, похоже, некая модная дурь, затемняющая анализ актуальных мировых проблем.
Политические аналитики делятся на хороших, плохих и «специалистов по «геополитике».

Борис Парамонов
МЖ. М. 2009
БП бойко  лопотал на философском факультете ЛГУ, потом на радио «Голос Америки». Послушать было забавно. Непривычный для советского уха эпатаж, упоминание про гомосексуальность и прочие патологии рассматриваемых  и т.п. Но, в общем-то нагловатая контркультурная болтовня, без глубокого содержания.
«Блока надо развести с Россией. Он ей не муж».

Роджер Осборн
Цивилизация. Новая история Западного мира. М.2006

Возможно, в самом деле, закат Запада не за горами, так как его представители все чаще и все глубже рефлектируют над феноменом Запада.
Эта книга написана хорошо, как говорится «чётко» и находит свое место в ряду с такими авторами как О.Шпенглер или У.Мак-Нил. Но эпоха Осборна отличается от их времен: «По мере распространения свободы торговли по всему миру,  составляющего суть процесса глобализации, мощное давление начали испытывать и другие культуры». Или – для Запад это никакая не новость?

Патрик Дж.Бьюкенен
Смерть Запада. М. 2003

Автор тоже беспокоится за Запад, прежде всего за Америку и винит в идеологической диверсии Франкфуртскую школу и т.п.
Слухи о смерти Запад, возможно, сильно преувеличены, но тренды этот разумный американский консерватор схватил и описал верно.
Да и для мира это все актуально, и для России. Недаром, в РФ «Смерть Запада» столь популярна.
Утешение в безнадежной ситуации? Не мы одни страдаем от глобализации и мультикультурализма, оказывается.

Френсис Фукуяма
Сильное государство. М.2006

Очередной интеллектуальный бестселлер от автора «Конца истории».
Сильное государство необходимо, чтобы не впасть в хаос. Малому количеству народов еще возможно добиться и процветания. Однако «проблема «как сделать у себя Данию»  одна из тех, которые возможно решить для очень немногих стран».

П.П.Кротов, А.Ю.Долгов
От войны к миру. У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина

В книге три главы о П.Сорокине, а вторую часть занимают письма и документы по теме исследования.
Для интересующихся сорокинским наследием – очень познавательно.


Александр Севастьянов
Победу не отнять. Против власовцев и гитлеровцев. М. 2010

Книга, вышедшая в серии «Русский взгляд» демонстрирует зоркость и умение проходить по узкой грани, отказываясь от коммунизма, не впадать в апологетику врага и предателей. Автор, один из деятелей националистического движения, здесь не позволяет себе слишком увлечься. При всей дискуссионности книги, она вполне «конвенциональна».
Нам не требуется «покаяние» перед немцами, показавшими себя бесчеловечными врагами.  Много внимания в книге уделяется проблеме перемещенных культурных ценностей.

Великие ХХ века. Третий рейх. Тайны, загадки, секреты. М. 2003

В общем, можно было бы отнести к разряду бульварных сенсаций, если бы тема не «болела». Кое-что любопытно. До «конца истории» и исчерпания культуры, среди которой мы живем, тематика второй мировой войны и Третьего рейха будет «вечно» актуальной.

Жан Марабини
Повседневная жизнь Берлина при Гитлере. М.2003
В молодогвардейскую  серию о повседневной жизни включается описание очень разных феноменов. Ура, торжествует «история повседневности». Сейчас это действительно для многих гораздо интереснее книгам о битвах, революциях и т.п. Но куда деваться от политических катастроф, «повседневность» - слишком ненадежное бомбоубежище от всего этого.  Так, из книги Марабини с интересом узнаешь о широкой оппозиции Гитлеру и постоянным попыткам его убить или свергнуть. Ни одна не увенчалась успехом.


Уильям М.Джонстон
Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история  Автро-Венгрии 1848-1938 гг. М.2004

Эту книгу я для себя сначала «спроектировал», так как феномен невиданного культурного расцвета в Австро-Венгрии перед Великой войной и разлетевшиеся по всему миру «брызги» этого культурного взрыва меня интересовали очень сильно. Потом, с помощью консультанта, нашел эту книгу. Не совсем то, чего я ожидал, но весьма интересно.
Таких эпох культурного расцвета и явления талантов и гениев не так много в мировой истории. Говорить о культурном значении «Австрийского Ренессанса» было бы излишним.

П.А.Столыпин
Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. М. 1991.

Говорят, что лозунг «нам нужна великая Россия» написал для Столыпина еврейский спичрайтер; еврейский террорист Петра Аркадьевича убил. «Великой России» осуществиться не удалось, вместо этого пришел ужас революции, гражданской войны, террора и ужасающей нищеты. Но шанс был. Если бы Столыпин был жив в годы кризиса 1914-17 гг.!
Об этом шансе много размышлял Солженицын в «Красном колесе». Во многом с подачи писателя у нас пробудился интерес к русскому премьеру.
Трудно сейчас говорить о реальности благоприятных для России альтернатив. Но столыпинские речи читать интересно. Дух эпохи.
На лезвии…

Красное колесо
А.И.Солженицын

Эпопея не закончена, закончена не будет, и закончена быть не могла. А о чем автор думал, когда над ней работал?
Грандиозный труд, но из всех томов читабельны только «узлы»: Август Четырнадцатого и Октябрь Шестнадцатого. А потом уже масса деталей и имен, но литературного произведения уже нет.
Не подвел ли здесь Александра Исаевича пресловутый «литературоцентризм», пример Льва Толстого и пр.
Польза от выжимок из «Колеса», политический эффект «Ленина в Цюрихе» был куда больше, чем от всего этого многотомья. Солженицын занимался политикой, занимаясь литературой, но политически книги-узлы о 1917 годе принесли мало пользы. Уйдя в историю, и будучи отправлен в эмиграцию, АИС потерял чуткость к современности, вернулся слишком поздно, не стал «русским Гавелом». Время было упущено, «узлы» так и не развязались.

Умберто Эко.
Как написать дипломную работу. М. 2001

Самая полезная книжка У.Эко. Можно рекомендовать всем дипломником./ несмотря на то, что пособие было составлено еще в докомпьютерную эпоху.

М.Л.Гаспаров.
Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и ещё о многом другом. М. 2001

Вот какой книжечки мне не хватало в детстве, когда я бредил греками и персами.
Но и сейчас – интересно!


Г.Г.Литаврин
Как жили византийцы.  СПб, 1997

Интересно жили. Интересная книжечка из интересной серии «Византийская библиотека».
Империя смогла просуществовать так долго во многом благодаря искусной политике и дипломатии. Одним из эффективных средств усмирения окружающих племен было обращение их в христианство. (Кстати о «Третьем риме»).

Карен Армстронг
Краткая история мифа. М. 2005

«Мифология – это особая форма искусства, устремленная за пределы истории ко вневременному ядру человеческого бытия, помогающая вырваться из хаотичного потока случайных событий и уловить отблеск самой сути реальности»

Н.Н.Зарубина
Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб, 1998

РХГИ выпускает интересные издание. Эта книжечка о пресловутой «протестанской этике» и ее роли в становлении современного капитализма и обществ Модерна. На веберовскую «протестанскую этику» ссылаются все, кому не лень. А Зарубина – объясняет.
Но все равно, для понимания трансформаций (и их неудач, как в России) это уровень слишком абстрактный.

Краткий словарь по социологии. М.1989.

Полезный справочник. Краткость здесь – это достоинство.


Карл Шмитт
Политическая теология. М. 2000

А.Ф.Филиппов усиленно продвигает к российскому читателю интелелктуалу произведения Карла Шмитта.  «Политическая теология» по сути дело, про то, что либерализм и парламентская демократия «висят в воздухе».
А что – диктатура лучше?


Карл Шмитт
Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. М.2006
Одна из самых интересных и глубоких сочинений Шмитта. Много интересного написал нацистский юрист и политический философ, поклонник диктатуры и чрезвычайного положения в годы войны и до, и после нее.
Возможно, Гоббса неправильно прочли. Автор сообщает об английском философе и его главном труде массу интересных вещей. Но можно ли согласиться с авторской трактовкой «Левиафана»?


Россия и «санитарный кордон». Сборник информационного агентства REGNUM
М.2005

Книжечка издательства «Европа», когда небезызвестный Павловский был в силе и фаворе.
Ну, много было понятно уже тогда, что в прошлом году проявилось в санкциях и враждебной позиции Запада. Наши бывшие «братья» тоже откровенно себя показывали.
Но и Кремль постарался изолировать Россию, ведя глупую  и непоследовательную политику.

Киргизский переворот. Март-апрель 2005.
М.: Европа», 2005

Еще один «европейский» сборник. По названию ясно, про что.
Причины и обстоятельства вроде бы называются. Но заняв охранительную, а не аналитическую позицию в описании и объяснении «цветных революций», московские аналитики и политики сами себя разоружили.
Украинская катастрофа для РФ и ближайшие потрясения в Центральной Азии – прямое следствие стремления прятать голову в песок и все объяснять происками Запад, ростом нищеты и т.п. Плясать надо от отсутствия российской, русской России. Отсюда и вся окружающая напряженность и траектория эскалации кризисов на постсоветском пространстве.

Елена Афанасьева
Государство или революция?

Еще одна «европейская» апологетичка. Как только не каламбурили на тему названия ленинского труда «Государство и революция» (сочинил в шалаше, согласно мифу). У людоеда Гадйара было «Государство и эволюция». Здесь «или».
А не является ли спекуляцией и манипуляцией предлагаемый выбор. О каком государстве идет речь: об авторитарном или демократическом? О неозастойном или модернизирующимся? О правовом или коррумпированном насквозь?  о национальном государстве или «криптоколонии»?

Бог и мировое зло
Н. О. Лосский

Труды Н.Лосского, Б.Вышеславцева, Е.Трубецкого и др. теснятся на моей полке. Как давно я их не брал. Многие ли сейчас (за исключением узких профессионалов, озабоченных своими диссертациями и публикациями в малотиражных сборниках) проявляют к подобным книгам хоть какой-то интерес?
 Похоже, что так называемая русская религиозная философия, после краткого всплеска интереса к ней в конце 1980-90 гг., оказалась на обочине внимания отечественных интеллектуалов. Почему?
 Или эти интеллектуалы сами стали маргиналами? Или дело в неконкурентоспособности Лосского (да хоть и "раскрученного" Н.Бердяева) на рынке современных идей? Или же мы так дико одичали (тавтология не случайна), что уже и не в состоянии воспринять подобные тексты, которые когда-то открывали с жаром?
 Не знаю, не знаю. Но даже о Достоевском в "Мировом зле" читаю сейчас почти механически. Вышевлавцевы-булгаковы-бердяевы и т.п. тоже «не идут».


Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 1.
Освальд Шпенглер

Хотя я впервые прочел «Закат Европы» в переводе 1922 года, издание, подготовленное К.Свасьяном и его громадное предисловие, оказали гораздо большее впечатление. Думаю, что «русский Шпенглер» в основном, сейчас «свасьяновский». Историкам схемы Шпренглера могут показаться сущим кошмаром и ужасным дилетанством; с точки зрения классической философии размышления Шпенглера - глупость. Но есть в них какое-то наднаучное, сверх-академическое прозрение. Тему развивает и недавняя лекции философа («О будущем Европы в свете её настоящего»). Старушка Европа в маразме! Воле своей у нее уже мало, она под воздействием воль Америки. Азии, Африки (уже не России, увы!). Кажется, жить Западу Старого Света осталось недолго, и они еще нас в могилу преждевременно утянут (другая опасность – «евразийство»), если мы не обретем себя по-настоящему.
 Но – это в сторону. Взгляды же философа К.А.Свасьяна и его отношение к нынешней Европе давно известны. Вопрос в том, что будет после напророченной Шпенглером гибели «закатных стран». Можно ли на закате предугадать черты восхода, который состоится как-нибудь и когда-нибудь. Так древние римляне не думали, наверно, о полётах на околоземную орбиту, но у них уже было христианство.


 Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания
Хосе Ортега-и-Гассет

Как-то раньше толком и не прочитал, хотя основные идеи были восприняты. Отличная философская публицистика. Много точных наблюдений и замечаний, хотя и «лажается» автор довольно часто. В чем-то Ортега напоминает наших «веховцев»: предупреждал - не помогло. В «Бесхребетной Испании» легко отыскать параллели с российской ситуацией – хоть с нынешней, хоть со временем написания «Вех». Хотя, что огорчает, заметно по ряду замечаний, что знает и понимает нашу страну Ортега очень плохо. Ну, мы-то его понимаем. Засилье людского «количества» попросту ужасно.
 «Чисто по-человечески» испанцы как-то приятнее французов. Культура богатейшая и оригинальнейшая, множество разных пластов, хотя интеллекту и трудновато там пустить глубокие корни – слишком каменистая «почва»

Полиархия. Участие и оппозиция
Роберт Алан Даль

В качестве кредо:
 «Возможность совершать ошибки – это еще и возможность учиться. Точно также, как мы отклоняем патернализм в индивидуальных решениях, ибо он препятствует развитию наших моральных качеств, мы должны отвергнуть попечительство в государстве, ибо оно задержит развитие моральных качеств целого народа. Только демократическая идея, в её лучшем проявлении, может дать надежду, но на это никогда не будет способно попечительство – на то, что все люди, а не многие, занявшись управлением собой, смогут научиться действовать как морально ответственные личности»


Партия и выборы в современной России. Эволюция и деволюция
А. В. Кынев, А. Е. Любарев

Систематизирован и проанализирован значительный материал.
 Однако, что сейчас можно сказать о феномене выборов. Лучше Роберта Михельса сделать это трудно:
 «выборы в условиях современной демократии не свободны даже в самом акте выбора. Именно демократии как власти народа свойственно такое «делание выбора», которое естественно предполагает подверженность массы внешнему воздействию, в результате чего выборы как «свободные акты волеизъявления» становятся чрезвычайно уязвимыми».

О демократии
Роберт Даль

Компактное, понятное и очень дельное изложение теории демократии.


Постдемократия
Колин Крауч

Разговоры о «кризисе демократии» давно стали общим местом; в развитых странах наблюдается существенное сокращение именно массового участия, самой «власти народа», когда демократические институты становятся во многом декорацией, но, тем не менее, без них современный политический спектакль представить трудно.
 Сторонникам западной демократии как образца не стоит рассматривать её как нечто раз и навсегда достигнутое и гарантированное.
 В последнее время она явно вырождается в строй, где превыше всего ценятся права для паразитов и бездельников, в защиту свобод диких животных и секс-меньшинств, в бесконечное потре****ство и манипуляции толпой.
 Призывают, по сути, подражать больному, а не здоровому.

Демократия и рынок 
А. Пшеворский

Адам Пшеворский - автор книги  - закончил ее очень символично: «Неприкрытые факты свидетельствуют о том, что восточноевропейские государства стремятся к капитализму и что они бедны. Это те же самые условия, которые характерны для множества народов по всей планете, также мечтающих о процветании и демократии. Следовательно, резонно заключить, что все они столкнутся с обычными для капитализма в бедных странах проблемами экономики, политики и культуры. Восток стал Югом»

*???
Иного не дано. М. 1988

Было ощущение, что «так жить нельзя». А КАК можно?
 Странно, что сторонники либерализмов-демократий провозглашали (в самом названии!) безальтернативность. Гнилость была в самом проекте «перестройки». Потому ТАК и получилось…

Борис Ельцин: от рассвета до заката
Александр Коржаков

Детали, описанные ельцинским денщиком впечатляют. Например, как он разбавлял шприцем две бутылки водки – дневную норму шефа, чтобы по градусам вышла одна. Ну, и остальное..
 Нужна не только десталинизация, о которой кричат либерасты, но и полная деельцинизация, чтобы духа их не было!


Третья волна, Демократизация в конце ХХ века
Хантингтон С

Классика транзитологии. Третья волна» демократизации началась в середине 1970-х с «революции гвоздик в Португалии и достигла кульминации в 1989 году в Восточной Европе.

Либеральное сознание может быть не менее догматизированным и тупым, чем осуждаемые им течения.
 Только недавно стали писать, что с демократией что-то не в порядке, но неужели отмеченные там тенденции стали очевидными лишь накануне кризиса 2008 года и т.д.?
 Так называемая «третья волна демократизации» и свертывание реального народовластия и возможности населения выражать, хоть в какой-то степени, свои коренные интересы стартовали практически одновременно, с середины 1970-х годов. Возобладал процедурно минималистский вариант демократии, за фасадом распространения которой мировые элиты и глобальные корпорации обделывали свои грязные делишки.
 Венец распространения и выхолащивания «третьей волны» пришелся на 89-91 годы. Сначала обчистили, потом стали подбрасывать подачки. Но стоит помнить, что «стабильность нулевых» - это не только российская аномалия, но вполне себе глобальная тенденция. Везде народоправство вытесняется потре****ством, права и свободы вымениваются на чечевичную похлебку. Пока можно ездить за границу, покупать шмотки, авто и смартфоны, но при случае все это легко отберут.
 Либеральные политОЛУХИ этого как будто почти не замечали. Они как болельщики или, точнее, комментаторы сосредоточились на том, что происходило на спортивных аренах (кто выигрывает, кто забивает, какое место в рейтинговой таблице дома свободы, судью на мыло и пр.!). Но ведь за всеми этими играми, ведущимися по правилам или без, стоят интересы кланов, бизнес-спонсоров, мафий и прочих манипуляторов. Надо же смотреть и «за ареной», но представление об автономии политики и тупой позитивизм наших и не наших олухов не оставляли этому внимание. Но как, скажите, может распространиться единая политическая система при чудовищных экономических контрастах. Только по названию. Да и консьюмиризм американского образца нельзя выменять в других регионах, даже если возникнет такое желание. Можно лишь создать временную иллюзию, взяв кредит на дешевую иномарку и забыв про право голоса.
 Протрезветь жизнь заставит жестоко, но будет уже поздно. Есть ли в этом какой-то «высший» смысл. Наверное, да. Если Запад и пристегнутая к нему РФ стремительно впадают в маразм, то это не значит, что так будет везде. Потому, нужно разнообразие, единый стандарт – это гибель. «Транзитология» ведь похожа на «научный коммунизм» - желательно, чтобы по всему миру была или электоральная коррупция или ГУЛАГ (в реальности так). Идет сопротивление этой унификации и чаще всего самыми варварскими способами, авторитарные диктатуры с самыми мерзкими и экзотическими предводителями, тем не менее, сопротивляются и мировому совку и глобальному пиндостану. Жертв и страданий не счесть, но земшарный военный коммунизм или глобальный ганстерский американизм были бы просто гибелью. Сказки про свободы и права человека оставьте для бедных – при мировой железной пяте (любо типа) им не останется места.

Майкл Манн
Власть в XXI столетии: беседы с Джоном А. Холлом

Известный исторический социолог Майкл Манн, пусть и отрицая концепцию «современности» (Общества Модерна), говорит о том, что «комбинация индустриального капитализма и идеал национального государства, так или иначе, подразумевают мобилизацию масс. Важнейшим вопросом начала ХХ столетия был способ этой мобилизации…».
 Однако сейчас подобные мобилизации становятся все менее востребованными. На это накладываются как кризис национальных государств и соответствующих институтов, в том числе и политической демократии, так и принципиальные изменения на рынке труда, в связи с вытеснением «живого труда», объективной ненужности рабочей силы, не обладающей высокой квалификацией.

История России. Факторный анализ. Том 1-2.
 Сергей Нефедов

Среди подходов и теорий, объясняющих причины глобальных кризисов и национальных революций («Смут») нам, признаться, ближе всего неомальтузианские объяснения. На наш взгляд, именно эти подходы (разумеется при сочетании и в дополнении с другими) дают наиболее убедительную картину каузальности того или иного социально-политического потрясения. Как пример подобных объяснений, мы могли бы сослаться на труды уральского историка С.Нефедова.
 Именно демографический перегрев и относительное перенаселение приводит ко всякого рода деструктивной политической активности, вспышкам войн, в том числе гражданских, и разнообразного революционного терроризма.

О политической науке
Федор Бурлацкий

Книга вышла уже посмертно.
 Говорят именно автор, то крутящийся в советниках в аппарате ЦК, то занимающейся научной деятельностью и пишущий книги, предложил дополнить советский марксизм «политологией»

Теория государства
Виталий Иванов

Есть интересные мысли и довольно меткие поражения распространенных "либеральных"стереотипов, но в целом книга написана не в целях познания феномена государства и прочее, а в русле апологетики существующего режима.
 "Шоб не вякали".


Как жили византийцы
Г. Г. Литаврин

Интересно жили. Интересная книжечка из интересной серии «Византийская библиотека».
 Империя смогла просуществовать так долго во многом благодаря искусной политике и дипломатии. Одним из эффективных средств усмирения окружающих племен было обращение их в христианство. (Кстати о «Третьем Риме»).


Австрийский Ренессанс
Уильям М. Джонстон

Эту книгу я для себя сначала «спроектировал», так как феномен невиданного культурного расцвета в Австро-Венгрии перед Великой войной и разлетевшиеся по всему миру «брызги» этого культурного взрыва меня интересовали очень сильно. Потом, с помощью консультанта, нашел эту книгу. Не совсем то, чего я ожидал, но весьма интересно.
 Таких эпох культурного расцвета и явления талантов и гениев не так много в мировой истории. Говорить о культурном значении «Австрийского Ренессанса» было бы излишним.

В. Ф. Эрн.
Сочинения

В книге философа Эрна выделяется его речь с характерным названием «От Канта к Круппу», произнесенная в начале Великой войны:
 «Но вот налетает война. Под мягкой шкуркой немецкой культуры вдруг обнаружились хищные кровожадные когти».
 Многие интеллектуалы в военные годы решительно стали на сторону своих правительств и родных народов. Ж.Бенда в следующем десятилетии назовет это «предательством».
 Но был ли достойных выход, и можно ли было выбрать между гуманизмом, патриотизмом и милитаризмом?

Homo Ludens. В тени завтрашнего дня
Йохан Хейзинга

Да, человек, в основном, занят игрой, которая придает жизни интерес, а сапиенсам энергию и силы. Но - что это за игры? Ради чего? Нужна ли новая Касталия, например? состоитлся ли мир игроков-юзеров?
 Если нет прежней потребности как в рабочей силе, но даже в целях «человеководства» существование большинства «сапиенсов» становится неоправданным и нерентабельным, ввиду развития дополнительных возможностей для репродуктивного воспроизводства («дети из пробирки», банки спермы или даже клонирование человека, несмотря на все опасности таких опытов), а в перспективе получения «экземпляров с заданными характеристиками». Здесь же пригодятся и успехи медицины и биотехнологий по продлению жизни и т.п., которые будут доступны лишь меньшинству.
 При отказе от творческого развития, без возможностей для совершенствования способностей миллиарды людей превращаются в обременительную для планеты и в глазах элит не имеющую никакого смысла существования «биомассу». Если для них нет работы, то стоит ли занимать их игрой? Несколько миллиардов «хомо люденсов» – не слишком ли большая роскошь ввиду обострения экологической проблемы и убывания природных ресурсов.

В.В.Шульгин
Дни. 1920

Мемуары интересные, жизнь самого Шульгина как роман, но...
Как мог настоящий патриот участвовать в изменническом заговоре и принуждать царя и верховного главнокомандующего к отречению. И это в разгар Великой войны!
Из приведенных текстов такое предательское поведение непонятно.
 

П.Н.Милюков
Воспоминания

Интересно, автор, ничего не осознав,  просто врет (не о деталях и конкретных событиях, а в целом) или стремится как-то оправдаться за свое соучастие в организации великой российской катастрофы.

Виктор Суворов
Беру свои слова обратно

Автор-перебежчик продолжает свою  набрасывать свою Тень Победы», или тень на Победу. В прицеле Жуков, по словам Астафьева, «браконьер русского народа»
Режим совершил страшные преступления, и в годы войны, и до, и после. И это чрезвычайно облегчает врагам и предателям подрывную работу против нас.
Возможно, «Суворов» врет не все, даже наверняка в его композициях много реальных данных (ради них и читаешь, хотя непросто отличить где ложь, а где намек на историческую достоверность), но то, что он,  проливая фальшивые слёзы над страшными жертвами, нам сочувствует  - в это поверить невозможно. Резун сочувствует нам не больше, чем немецкие каратели на оккупированных землях или их укропоследователи, убивающие детей в ЛНР и ДНР. На войне, как на войне, и пропаганда – эффективное оружие. Видеть в них врагов нужно, что не мешает ненавидеть берий и прочих.

Виктор Суворов
Освободитель

Занятные рассказы с критикой нравов советской армии изнутри. «Своих» надо опасаться больше, чем врагов. Резун спекулирует на печальных фактах дедовщины, дуроломства, солдафонства  и ситуации, когда жизнь человека не ценится ни в грош, а о достоинстве и говорить нечего.

Андрей Буровский
Великая гражданская война 1939-1945

Эта гражданская война была продолжением Великой войны, начатой  в 1914 году и вакханалии классовой борьбы, развязанной в 1917. Так и можно только вторую мировую понять. Помимо боевых действий на фронтах, по сути, в каждой стране шла своя гражданская война.
Концептуально с автором не всегда соглашаешься, но факты и оценки у него интересные.


Борис Соколов
Красный колосс. Почему победила Красная армия

«Окажись … на месте советских солдат -  солдаты немецкие, британские или американские, Советский Союз войну бы проиграл очень быстро».

Найл Фергюсон
Восхождение денег

В общем, книга мне не понравилась именно из-за «глобалистско-либеральной» позиции автора, хотя  он  собрал немало интересных фактов. Но я предпочел бы видеть их подачу в иной интерпретации.
 


Рецензии