Вечные стоп-кадры Войны и мира Льва Толстого

Вечные стоп-кадры «Войны и мира» Льва Толстого






И.Тургенев о романе «Война и мир»:
«…Великое произведение великого писателя –
это подлинная Россия».




Стоп-кадр 1 Вступительный:

Писать о «Войне и мире» Льва Толстого  – это как говорить, что сахар - сладкий, а соль - соленая. Меня извиняет   лишь то, что я  никогда не была поклонницей творчества Льва Толстого, как бы кощунственно это не звучало. Но  настоящее жестокое время и возраст возвратили меня к этому роману, с которым я рассталась, как мне казалось в юности, навсегда.


Начало романа заворожило меня мастерством (что бы не писали сейчас о Толстом писаки-графоманы), а портрет князя Василия на первых же страницах романа, как крючок  зацепил и заставил дочитать произведение до конца  с огромным удовольствием.

Только Мастер может дать словесный портрет героя романа в двух словах и сказать о нем всё. Итак, князь Василий предстаёт перед читателем  человеком «с светлым выражением плоского лица»!!!Гротесковые метафоры в портрете героя – это высший пилотаж для тех, кто понимает.

Окончательно убедили меня в  правоте мнения моего любимого Тургенева  о «Войне и мире» следующие строки из  романа:

«Россия одна должна быть спасительницей Европы. Вот одно, во что я верю».

И мне пришлось поверить вместе с Л.Толстым в сакраментальность этой мысли.

После этого, я поняла:  роман - близкое мне, и я буду его читать не раз.

Следующие стоп-кадры романа лишь подтвердили его гениальность, актуальность на века и квинтэссенцию его мудрости, которая никогда не устареет.



 Стоп-кадр 2

Князь Андрей о жизни и  причинах своего отъезда на войну:

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду, эта жизнь – не по мне!»

Сколько раз вспоминались мне эти слова из романа в  жизни? Не потому ли мы всегда так резко готовы изменить свою жизнь, вопреки всему, потому что ведем жизнь, которая «не по нам». Может быть все войны начинаются только потому, что выдержать пошлость и трюистичность этого «мира» уже нет больше никакой возможности?  Опасная мысль. Однако, то, что мы видим из века в век – это вечное небо «войны и мира», склоняет именно к такому выводу.



Стоп-кадр 3 (случайно-попутный) о дружбе Князя Андрея и Пьера:


«В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали».

Простая и сложная мысль. Получается, что лесть, как и ложь может быть во благо?
Но разве кто-нибудь из вас видел дружбу, построенную на уничижении и рубке «правды-матки»? Увы.

И здесь Лев Толстой предстает глубоким и точным философом человеческих взаимоотношений.



Стоп-кадр 4 Образ отца Болконского, князя Николая Андреевича:


«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».



 Эта короткая фраза говорит об отце князя Андрея всё. Разом объясняет она и образ самого Андрея. Всё остальное: склочность, резкость и выспренность этого героя(князя Николая Андреевича)отходит на второй план. Ему можно простить все недостатки, так как он воспитал таких детей, как Андрей и Марья, и сам прожил жизнь почти героическую.

Сильная личность имеет право  и на  неприятные стороны характера. Надо уметь видеть главное за шелухой.



  Стоп-кадр 5  Княжна Марья:

«И едва она сделала этот вопрос, как бог уже отвечал ей в её собственном сердце: «Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должны быть неизвестны тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если богу угодного будет испытать тебя… будь готова исполнить его волю».

Блаженны верующие… Но ведь за столетия ничего лучшего и более верного никто не придумал. Так было, есть и будет. И если кто сомневается в этом, горе тому.

Княжна Марья напоминает мне иконописные лики святых. Но такие люди действительно есть и всегда будут среди нас. Ведь без их света  – никуда. Без их веры страшно жить.




Стоп-кадр 6

Князь Андрей под Аустерлицем:

«Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...»

Вначале я хотела назвать эту работу «Вечное небо «войны и мира» Толстого».
Оно ведь,  правда – вечное, это небо. И ничего, ничего не меняется. Главное – увидеть это, как князь Андрей. У каждого из нас свой «аустерлиц». И когда-нибудь небо открывает нам пустоту и обман окружающего. Особенно в этом непрекращающемся  «мире», скрещенным с «войной» навечно…


Стоп-кадр 7

Князь Андрей в плену, перед Наполеоном:

«Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не смог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

«Ничтожность величия»(как  социальный термин) почти увековечивает Толстого-философа. Смысл  понятий жизни и смерти не перестанет терзать всё новые и новые поколения людей и авторов. Эти глобальные вопросы давно поставлены в художественном плане  гениями от литературы, как неразрешимые. Но поиски ответов на неразрешимые вопросы – самая сладкая горькая судьба человека.


Стоп-кадр 8

Размышления князя Андрея над   образком,подаренным княжной Марьей:

«Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Даже атеисты, порой, интуитивно понимают, что за верой, безоглядной верой людей скрывается нечто важнейшее и непреходящее, и истинное!



Стоп-кадр 9 Про русских воинов(воинство):


«Слова Растопчина про то, что  французских солдат надо возбуждать к сражению высокопарными фразами, что с немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперед;  но что  русских солдат надо только удерживать и просить: потише!»

Гордость за русского солдата у нас в крови. Но Льву Толстому удалось связать это с внутренним характером и менталитетом народа. И ведь как верно и точно!


Стоп-кадр 10 Пьер (научно-философский):



«…Ничего не найдено,– опять говорил себе Пьер – ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой  премудрости».


Здесь опять Толстой-философ выходит на передний план.  Интересно, что Л.Толстой сформулировал эту мысль в 1868 году (когда вышли первые части романа). А в 1872 году немецкий физиолог  Эмиль Дюбуа-Реймон в своей работе
«О границах естествознания»  написал: «Мы не знаем, и никогда не узнаем».

Эту фразу после многократно использовали многие ученые и писатели. В частности, у С.Лема она встречается в «Солярисе» в таком виде :
«старой доктрины "ignoramus et ignorabimus" (Не знаем и не узнаем)».
Возможно,  эта мысль стара как наш мир. Но Л.Толстой вернул её к жизни, наполнив старое русло реки новым содержанием, как истинный гений.



Стоп-кадр 11  Пьер-масон о революциях и реформах:

«Благоприятствовать ли революциям, все ниспровергнуть, изгнать силу силой?
 (Нет, мы весьма далеки от того). Всякая насильственная реформа достойна порицания потому, что нимало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии».


Какие актуальные слова, жгущие либеральные призывы к кровавым сменам режимов на корню. Впрочем, история нам явила очень яркие примеры того, к чему приводят кровавые смены режимов сегодня. Главное, чтобы назидание истории оказалось услышанным в нашей стране, где когда-то было написано это великое произведение, в котором есть ответы почти на все современные вопросы.


Стоп-кадр 12 Заключительный и главный:


«Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечно разнообразие умов человеческих, которое  делает то, что никакая истина одинаково не  представляется двум людям».



Что тут скажешь?

Только то, что Мастер был и здесь прав. Многообразие мира поражает и в восприятии литературы. Ведь у  вас наверняка есть отличное от моего мнение об этом романе?

И это хорошо! Вечное небо «Войны и мира» всегда зовет нас. Величие такого понятного и такого разного Л. Толстого  – это то небо, в которое стоит вглядываться хотя бы иногда.


Июнь 2015 года


Рецензии
Не помню где, читал интересное мнение о Толстом: якобы от рождения ему был присущ талант писать коротко, метко и образно — но ему это не нравилось, презирал он "изящную словесность", поэтому многократно редактировал свои произведения, безжалостно изгоняя из них красоту, наполняя полезными, но скучноватыми поучениями.
Так что то, что справедливо восхищает Вас (и меня) в творчестве Толстого — на самом деле лишь "сорняки", уцелевшие после этой его "прополки".

Иван Жемакин   30.08.2024 19:31     Заявить о нарушении
Не знаю, Иван, с трудом могу представить, что Толстой умел писать коротко. По-моему его стиль- как раз- многословность. Автор ведь "как дышит так и пишет". Тут себя не переделаешь. Но все может быть.
Мне ближе Чехов, Тургенев и Лесков, как писатели. Но талант Толстого я признаю, и в отличие от некоторых авторов Прозы.ру( наталкивалась на такие статьи здесь) не берусь судить признанного во все мире Гения.
Хорошего дня

Наталья Буданова-Бобылева   02.09.2024 09:06   Заявить о нарушении
Возьмите, например, рассказ "Рубка леса" — великолепная военная проза, никакой "воды", каждое слово по существу.
Как раз, на мой взгляд, пример такого замечательного "огреха прополки".

Иван Жемакин   02.09.2024 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.