Фотограф

Фотограф

– Послушайте, Анатолий Кузьмич, мы верим вам и сочувствуем, но посмотрите, что они написали в вашем отзыве: «Состояние судна заметно ухудшилось за те три месяца, что капитаном был Лобанов». А вот что о старпоме: «Очевидно, что усилия, предпринимаемые экипажем, были недостаточны. Старпом, как ответственный за состояние палубы и механизмов в целом, несет полную ответственность…» и т.д. и т.п.
– Да они понимают, о чем идет речь!? – взорвался седой человек в синей рубашке. – Пароход длиной сто восемьдесят метров, китайской постройки, где всего два матроса!? Китайская нержавейка через полго-да прогнила насквозь, я не говорю об обычном металле! Старпом из последних сил выбивался, сам кра-сил, но выполнить такой объем просто нереально! Судно нужно ставить в док, в док! Они совсем охр…ли!
На молодого человека в сером пиджаке этот взрыв эмоций не произвел впечатления. Он спокойно пе-реждал «бурю» и продолжал тем же ровным тоном:
– Вы же понимаете, что раз греки платят деньги, то они и заказывают музыку. Они планируют экс-плуатировать судно четыре года, потом продать, поэтому на ремонт рассчитывать не приходится.
Невозмутимый вид собеседника подействовал на капитана как холодный душ. Он вздохнул:
– Я понимаю.
– Прекрасно. Волноваться не стоит, полагаю, что вас мы отстоим, а вот старпомом придется пожерт-вовать.
– Как же так!? – привстал капитан, – он же трудяга, себя не жалеет!
Молодой человек постарался придать своему лицу скорбно-сочувствующее выражение.
– Что делать, это жизнь.
Капитан только крякнул с досады.
– Теперь встает вопрос о замене старпому, и я снова хотел бы обратить ваше внимание на выпускни-ков Водного института, – осторожно сказал инспектор.
– Да какие они моряки!? – снова встрепенулся капитан. – Когда Водный давал хороших специали-стов!?
– Водный идет в ногу со временем, они дают своим выпускникам современные знания, которые поз-воляют им успешно выполнять непростые задачи. Мы работаем с ними год и, в принципе, довольны. Как раз сейчас на примете есть неплохая кандидатура. Молодой, но с перспективой.
– Я двадцать пять лет в море, что такого может знать молодой пацан!? Сколько он плавает?
– Кандидат, которого планируем мы, имеет стаж в два контракта по четыре месяца. Везде отличные отзывы.
– Восемь месяцев – это вообще ничего.
– Поймите, при современных средствах автоматизации, ему не потребуются такие глубокие знания в навигации, судовождении. Когда-то люди определялись по секстану, сейчас это анахронизм. Современные авторулевые сами отворачивают…
– Все равно бывают случаи, когда требуется вмешательство человека, – угрюмо возразил капитан.
– Идите подумайте, – встал менеджер, давая понять, что разговор окончен. – У вас есть время до зав-тра. С утра мы должны подать список отъезжающих.
Капитан встал из-за стола и медленно пошел к выходу. Мысли путались. Какой может быть смысл в том, чтобы не брать толкового парня, работягу, без пяти минут капитана, и заменить его молодым выпуск-ником Водного? Водный всегда давал экономистов, ну механиков, при чем здесь штурмана? Или я старею? Отстал от жизни?
– Толя! – неожиданно капитана крепко обхватили за плечи и встряхнули. – Сколько лет, сколько зим!
– Миш, – обрадовался капитан однокласснику. – Ты что здесь делаешь!?
– Работаю, как и ты. Ты где?
– На «Баклане».
– А я на «Сириусе».
После краткого обмена информацией, как жена, как дети, кого видел, перешли на более приземлен-ные темы.
– Достали меня эти греки, – пожаловался капитан. – Из палубной команды оставили двух матросов и хотят, чтобы я им пароход сделал новым. Каждый день шлю фотографии, что сделано, все работают, как проклятые, а результат один: плохо.
– У меня та же история была, – вздохнул Миша. – Мучился, пока не взял молодого парня из Водного.
– Так в крюинге не свистят!? – поразился капитан. – Они, водники, могут разрулить!?.
У Михаила запиликал мобильник.
– Да, – поднес он трубку к уху. – Я уже в конторе… иду, иду, десять секунд, и я в вашем кабинете… Взял, конечно взял. Все, старик, бегу, – не отрывая телефона от уха, Миша пожал другу руку и пошел по коридору. – А этот «водник» разрулит, не сомневайся…
Последние слова он произнес, уже заворачивая за угол.
– Во дела, – сам себе сказал капитан. – Точно старею.
На следующий день он дал согласие на старпома, окончившего Водный. Еще через день они вместе летели в Китай на судно. По дороге капитан задавал помощнику вопросы, и ответы его не радовали. Нет, белобрысый парень с модной стрижкой не разбирается в типах краски, и не знает, куда идет однокомпо-нентная, а куда двухкомпонентная. Нет, он не специалист по смазке и не знает, зачем нужна графитовая смазка. И он не знает, как должно «стоять» судно, чтобы откатать весь балласт. Точно так же старпом «плавал» в вопросах загрязнения окружающей среды, трудового законодательства.
– Да вы не волнуйтесь, – спокойно сказал двадцатипятилетний юноша убеленному сединами «стар-цу», – я же не первый контракт делаю. Все будет тип-топ.
– Дай-то бог, – вздохнул капитан и стал наблюдать в иллюминатор за проплывающими клубами облаков.
Еще с причала капитан понял, что общее состояние судна ухудшилась. За те три месяца, что он был в отпуске, ржа успела отхватить приличный кусок у закрашенной части.
– Не успеваем, – вздохнул отъезжающий капитан. – Работаем, работаем, но сам понимаешь…
– Ладно, – махнул рукой капитан, – что там из первоочередного?
– Закрасить крышки трюмов до следующего порта.
– Все пять!? – схватился за голову капитан.
– Вместе с комингсами .
– За четыре дня!?
Отъезжающий капитан пожал ему руку.
– Я могу вам только посочувствовать.
В тот же день «Морской баклан» ушел из Китая на Вьетнам. Капитан отправил восемьдесят два от-ходных меседжа  всем заинтересованным лицам и пошел спать.
На следующий день он проснулся поздно. Пообедал, прошелся по палубе. Один матрос одиноко мая-чил на крышке, второй подкрашивал надстройку.
– Где старпом? – поинтересовался капитан.
– Был здесь, пофоткал и куда-то ушел, – последовал ответ.
– Ну-ну, – пробормотал капитан  пошел искать помощника.
Из каюты старпома доносилась громкая музыка. Капитан постучался и открыл дверь. Хозяин сидел в кресле, закинув ноги на стол, и ковырялся зубочисткой в зубах. Дела, подумал капитан, а вслух сказал:
– Слушай, чиф, а чего это у нас только один матрос на крышке трюма работает? Мы и так не успева-ем.
– Все успеваем, Анатолий Кузьмич, –  не снимая ног со стола, ответил старпом. –  Идем даже с опе-режением.
–  Ну-ну, –  с изрядной долей сомнения  сказал капитан. – Приходи в пять на мостик, приноси фото-графии, посмотрим.
В пять часов старпом поднялся на мостик, положил на стол флэшку. Капитан вставил ее в компьютер, открыл фотографии и ахнул. Вот они первые две крышки до покраски, а вот они покрашены, сверкают, словно новые.
– Не может быть, – капитан вскочил и посмотрел в иллюминатор. Там в лучах заходящего солнца была четко видна граница свежей краски. Она проходила по крышке первого трюма.
– Что вы смотрите? – старпом встал рядом. – То, что мы реально сделали и то, что мы отсылаем, мо-жет не совпадать.
– Как это? – поразился капитан.
– А вот так. Работа же невыполнима в такие сроки. Зато на фотографиях все в порядке. В офисе спо-койны, и нам не нужно париться. Ну а если будет свободное время, мы эту работу подобьем.
– А если нет?
– Если нет, так и оставим. На фотографиях же все в порядке.
– А если приедет проверяющий?
– Не обязательно это случится в нашем контракте. Кроме того мы всегда можем сослаться на плохое качество краски. Смотрите, неделю назад вот как было, и буквально сразу все слезло. Обыкновенная угольная пыль, а краска под ее воздействием слезла.
– Лихо, – поразился капитан. – А теперь скажи, как ты это смог сделать, ну фотографии?
– У нас в институте, начиная с третьего курса, по восемь часов в неделю теоретических и практиче-ских занятий по «Фотошопу», «Иллюстратору» и прочим дизайнерским программам. Это еще пустяки, я могу совмещать объекты и такой компромат печатать, закачаешься. Меня в один журнал брали, но там не те деньги.
– Ну что ж, – пробормотал ошарашенный капитан, – молодец, иди.
Старпом ушел, а капитан еще долго задумчиво смотрел в экран монитора. Что же это твориться? По-лучается, мы гоним «залипуху», и всех это устраивает. Нас, крюинг, операторов. Не устраивает это только хозяина, который понесет неплохие убытки, но когда он еще это поймет. Как сказал этот фотограф, не обязательно это случится в нашем контракте. Капитан взглянул на часы, спохватился и стал отправлять отчет за день. Сегодня греки будут довольны.


05.08.2011


Рецензии