Блеск и нищета узбекских казнокрадов сколько верев

Казнокрадство «с особо крупным размахом», в котором задействована вся чиновничья рать страны, продолжает оставаться основной статьей теневых доходов, особенно для работников  госструктур. Излишне говорить, что объем и размеры материальных ценностей прямо пропорциональны статусу того или иного госчиновника. Большинство безликих олигархов чиновничьего аппарата, обслуживаемого отечественными налогоплательщиками, хорошо усвоили принцип напускной скромности, дабы не привлекать к своей грешной персоне стороннего внимания и, как следствие, не стать объектом преследования соответствующих органов. Данный принцип, по наблюдениям, дает сбои лишь тогда, когда взращенный покровительствующим оком претендент на «избранность» вдруг начинает терять, что называется, нюх и лезть «поперек батьки».

Происходят же подобные «метаморфозы» в основном с теми, кого принято в народе нежно величать «князьками из грязи» - богачи из числа рыночных торгашей. Таковых, причем уже с приставкой «экс», в стране удалось «насчитать» за прошедший год ни много ни мало 150 человек. Именно такое количество супербогатых бывших руководителей крупных рыночных и торговых площадей, супер- и гипермаркетов, оказалось, в силу форс-мажорных обстоятельств вынуждены были уступить теплые насиженные места своим более изворотливым коллегам.

«Наворовал – сел, вышел – наворовал…»

В начале марта 2013 года за крупные аферы с госнедвижимостью, взятки и коррупцию на 13 лет (изначально 17) был осужден директор дехканского рынка «Куйлюк» Усман Муталиев, которому инкриминируется за короткий срок правления хищение и присвоение госимущества в размере 12 миллиардов сумов (на то время примерно $4. 444.000 по «черному» курсу). 

Парадокс заключается, по утверждениям сведущих, в том, что Муталиеву, в недавнем прошлом состоявшему в замах у могущественного экс-директора ташкентского ООО «Чилонзор буюм бозори» («Ипподром») Камила Мирзаева, «впечатали» по полной программе. В то время как его босс отделался легким испугом за наворованные в продолжение семилетнего руководства сотни миллиардов. Говорят, известный своими связями в местных мафиозных кругах неприкасаемый Мирзаев откупился от органов следствия, пожертвовав часть из «нажитого непосильным трудом».

«Теперь Мирзаев преспокойно занимается бизнесом, находясь на пенсии и сохранив за собой многочисленную сеть ресторанов, кафе и заправочных станций в столице и столичной области, несколько респектабельных особняков и квартир, иномарок и много другого дорогостоящего имущества», - делится на условии анонимности один из приближенных к  администрации ООО «ЧББ».

За считанные месяцы прошлого года только в одном Ташкенте сменились директора практически всех базаров, на некоторых из них заведены уголовные дела. В списке осужденных, кроме бывшего главы Куйлюкского рынка, значатся имена экс-директоров Мирабадского («Госпитальный»), Юнусабадского, Чиланзарского (оптовый рынок «Катартал») и прочих торговых площадей. О размерах украденного вкупе остается лишь догадываться…

Тендерные торги для власть имущих

«Все до единого узбекские чиновники – стопроцентные воры и казнокрады», - убежден анонимный собеседник. Практически все «ходовые» торговые точки в Узбекистане, построенные за счет бюджетных средств, через так называемые тендерные торги в узком кругу своих незаконно скупаются почти задарма, чтобы затем сдать втридорога в субаренду нуждающимся предпринимателям. Правят балом, как и следовало ожидать, администрирующие чиновники и платежеспособные торгаши.   
 
По закону предприниматель, не имеющий действующего договора аренды магазина, не имеет права торговать, владельцы же через своих посредников предлагают лишь кабальную субаренду – без документального обоснования и каких-либо гарантий в случае ЧП.

При этом мало кто задумывается о том, что у нас, как и во всем мире, декларируется принцип свободы аренды и доступность любых торговых помещений, только в наших реалиях это остается на бумаге.

«Представители же Управления по торговым комплексам и рынкам Госналогового комитета предпочитают утверждать, что «в Узбекистане торговые точки приобретаются исключительно путем тендерных торгов», что в корне является абсурдным и противозаконным решением, - считает собеседник. – Осмеливающихся пойти против их доводов ждут суровые испытания - камикадзе нет».

Быть у ручья и не напиться?

Схема «коммерциализации» гособъектов проста - во главе преступного синдиката по «тендерным играм» стоят высокопоставленные представители административных, силовых и фискальных органов, имеющие покровительствующие «крыши» и соответствующие финансовые возможности, а желающие приобрести торговые места в собственность предприниматели задним числом узнают о якобы состоявшемся аукционе, продолжает собеседник.   

У каждого из приближенных к административным «кормушкам» имеются в собственности один или несколько магазинов, скупленных по себестоимости (5-10 млн. сумов – менее 2000-4000 долларов) и оформленные на родственников или подставных лиц, чтобы использовать их в коммерческих целях.

Несмотря на обилие в Ташкенте новых пустующих магазинов, на которых висят объявления типа «продается» (читай: перепродается – прим. авт.) или «сдается в аренду» (субаренду), желающих в них работать по пальцам сосчитать. Брать в аренду магазин по тройной цене накладно, к тому же это еще и большой риск – хозяева  не спешат документировать сотрудничество, что лишает арендатора уверенности в завтрашнем дне.   

Сданные в субаренду точки, как утверждает административный сотрудник, приносят теневым владельцам-чиновникам от 600 до 2.500 долларов в месяц каждая (в зависимости от их географического расположения и квадратуры площади).

Сегодня только на вновь отстроенных торговых комплексах рынков «Катартал», метро «Чиланзар» и Фархадской ярмарке, принадлежащих всесильным двигателям режима разных мастей, со слов источника информации, имеется свыше 1700 бездействующих резервных мест, ожидающих состоятельных предпринимателей-торговцев. По Ташкенту же таких точек, висящих балластом на шее у государства, десятками тысяч.

Власть вынуждает рядовых торговцев уходить из бизнеса

Между тем, многие предприниматели, напуганные активизацией фискальных органов в свете последних правительственных постановлений и скандальными «разборками» вокруг оптового рынка «Абу-Сахий» и одноименного торгового комплекса, вынуждены сворачивать свой бизнес.

«После истории с «Карго Абу-Сахий», который обслуживал клиентов с документами и без, теперь, с ужесточением требований по ввозу импорта, большинству из нелигитимно торгующих на правах субаренды не остается ничего, как уходить даже не в подполье - в никуда, пополнив ряды безработных», - сетует источник.

Не имея легальных документов, самостоятельно ввозить в страну товар они сейчас не могут,  а без оного нет работы и средств к существованию, да и какой смысл держать аренду, если нечем торговать?! 

Именно по причине отсутствия адекватно оцениваемых мест для торговли некоторые магазины на «Ипподроме» работают круглосуточно, в 3 смены, в каждом может быть задействовано до 15-20 человек без соответствующих документов, из них налоги платит в лучшем случае один-два, а вся наличность попадает в карман истинных хозяев.
 
«Карго Абу-Сахий» сменит вывеску?

Ссылаясь на свои источники информации, собеседник утверждает, что легализованный по следам известных событий монополист по импорту «Карго Абу-Сахий», возможно, переименуют в «УзКарго» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Этот факт может означать, что порядка 70% предварительно заказанного за рубежом товара не дойдет до узбекских адресатов, поскольку у заказчиков нет официальных документов на них (особенно по части китайского ширпотреба), а у вновь испеченного перевозчика поменяются как статус, так и реквизиты.

В данный момент, как говорит информированный источник, «Абу-Сахий» худо-бедно продолжает завозить мелкооптовые партии товаров, стараясь придерживаться легальных  каналов ввоза продукции.

«Начиная с 1 марта 2013 года, чтобы получить заказ у перевозчика, согласно двустороннему договору, приходится перечислять деньги со своего счета отдельно за растаможку и отдельно - доставку товара, - поясняет непростую ситуацию с новыми правилами один из постоянных клиентов узбекского перевозчика. - Помимо этого нужно предоставить копии патента, паспорта, документа на кассовый аппарат, сертификата соответствия с указанием веса каждого отдельно взятого изделия, накладную на товар. Так как в Узбекистане по настоящее время существуют устаревшие правила растаможки и высокие цены на декларирование, то получается, что, чем больше ассортимента товара ты ввозишь, тем дороже обойдутся услуги декларирования и, как следствие, растаможка и доставка товара. Уже сейчас эти суммы выросли более чем на 50%».

В итоге вместо еще относительно недавних 600 долларов за 1 куб. м привозимого товара (деньги перевозчик принимает в нацвалюте по курсу доллара на черном рынке) сегодня с законопослушных предпринимателей, которых в стране едва ли наберется 30 %, изымают за услуги уже по 850 долларов…

Вот такая чехарда с «созданием условий» для обычных узбекских предпринимателей, которые, в силу несовершенства законодательной базы, оказались между молотом и наковальней.

Если уж совсем откровенно, то следует в этой связи упомянуть Закон о президенте, принятый узбекским Олий Мажлисом в 2003 году, в рамках которого глава государства освобождается от уголовной и прочей ответственности за действия, совершенные им в период исполнения служебных обязанностей (?!). Это явное нарушение не только Конституции, но и всей логики понятия о справедливости. Не трудно догадаться, что такие нормативные акты противоречат здравой логике, являясь по сути нелегитимными. Однако, как известно, Восток – дело тонкое… 






      


Рецензии