Священные чудовища

Сокращенный вариант статьи под названием "Властелины хаоса" опубликован в журнале "Наргиз" (III, 2015).

Чудовище! В самом этот слове уже заложен чудесный трепет. Все грандиозное, способное поколебать наши представления о естественном порядке вещей во Вселенной — от латинского monstrum, ужасное диво, пугавшее людей античности безумной Сциллой и ненасытной Харибдой [1] в те времена, когда мир был еще был юным.

В Средневековье самые невероятные существа фигурировали в специальных сборниках — бестиариях. В Европе прославился  священнослужитель и путешественник Олаф Магнус, составивший в 1539 году свою знаменитую Carta Marina, где наряду с реальными животными, населяющими Скандинавию, присутствовали также монстры, кишевшие в
 северных водах.

Английский путешественник Джон Мандевилль, проведя тридцать три года в Азии и Африке, поведал своим соотечественникам об одноногих людях — монопедах, которые устав от ходьбы, поднимают свою широкую ногу, защищаясь от зноя. Был здесь иной разряд уродцев, пользовавшихся с той же целью верхней губой. Но самым лакомым сочинением оказался бестиарий Себастьяна Мюнстера, где фигурировали карлики, питающиеся запахом яблок, змеи — хранители законнорожденных детей, и губители ублюдков; охраняющие золото гигантские муравьи.

Не отставал и исламский Восток. Знаменитый иранский автор Закария аль-Казвини, живший в тринадцатом веке, описывает еще более гротескных зверьков — «всеухих», использующих свои уши в виде подстилки и укрытия. Широко распространились легенды о драконах — таннинах, различного рода демонических существах, вроде наснасов, представлявших из себя антропоморфное существо, разделенное продольно… Описание всех эти чудес заняло бы не один том; ограничимся констатацией того, что мышление средневековых людей было склонно к сверхъестественному. Нe пора перейти к нашей эпохе?

Разумеется, современная кинематография тоже не могла пройти мимо этих древних символов могущественного зла. От самых первых немых фильмов двадцатых-тридцатых, вновь воскресивших Чудовище доктора Франкенштейна [2] и вампиров Трансильвании, произведений семидесятых-восьмидесятых, где наряду с Чужим Ридли Скотта, или Левиафаном Клайва Баркера [3], совершенно необычными для традиционной культуры порождениями техногенного кошмара прошедшего века, вновь появляется целый сонм фольклорных персонажей.

Девятнадцатый век породил немало чудовищ, среди которых можно отметить тех, которые стали предтечей для легендарных персонажей позднейших экранизаций. Пожалуй, самый необычный из них — сумрачное чудовище Говарда Лавкрафта [4], послужившее прообразом для капитана Дэйви Джонса из франшизы «Пираты Карибского моря».

Традиционные мотивы «проклятого корабля» в фильме переплетаются с сюжетными ходами и героями готического романа, вроде отвратительного капитана Дэйви Джонса и его ручного кракена, поставляющего на борт все новых членов экипажа Летучего Голландца. Кракен, чудище морского эпоса европейских народов впервые упоминается в скандинавской рукописи, созданной на рубеже первого тысячелетия от Рождества Христова. С тех пор северные мореходы с ужасом стали пересказывать друг другу саги об этом существе.
 
Самое яркое из этих сказаний — легенда о странствующем норвежском епископе, который даже отслужил службу по случаю вновь открытой земли, возвышавшейся средь водной бездны, после чего она внезапно исчезла из виду. Через целое столетие, в 1582 году Эрик Людвигсен Понтоппидан, описывает Кракена как существо со множеством рук и подвижной спиной. Английский поэт Альфред Теннисон был знаком со скандинавским автором и использовал этот сумрачный миф для одного из сильнейших своих стихотворений:

Под громоподобными волнами
Бездонного моря, на дне морском
Спит Кракен, не потревоженный снами,
Древним, как море, сном.
Тысячелетнего века и веса
Огромного водоросли глубин
Переплелись с лучами белесыми,
Солнечными над ним.
На нем многослойную тень рассеял
Коралловых древ неземной раскид.
Спит Кракен, день ото дня жирея,
На жирных червях морских,
Покуда последний огонь небесный
Не опалит Глубин, не всколыхнёт вод, —
Тогда восстанет он с ревом из бездны
На зрелище ангелам… и умрёт.

Реальным источником этих легенд, по-видимому, являются глубоководные кальмары [5], которых порой находят в желудках добытых кашалотов. Кракен Альфреда Теннисона — глубинный символ скрытого бытия древнего океана, не поддающийся однозначному описанию, или оценке. Лишь в конце времен это чудо природы будет явлен всем сотворенным, чтобы подтвердить могущество и силу Творца.

Дракон — самый харизматичный монстр в мифах народов мира. Царственная жестокость  этих бестий неразрывно была связана с проницательным умом и невероятным могуществом. Уже в классических античных мифах появляются существа, близкие по своим свойствам к драконам — Ладон, Тифон и Пифон [6].

Позже человеческая фантазия породила целую классификацию этих сказочных существ. Драконы были геральдическими, с телом, составленным из частей различных животных и огромными крыльями. И сейчас они украшают гербы многих государств по всему миру. Среди них особо выделялись двуногие виверны, державшие хвост штопором [7]. Знаменитые драконы, на которых путешествовали проклятые короли-назгулы во франшизе «Властелин колец», очевидно, тоже можно отнести к этой породе. Французский Вуивр вообще не имел конечностей, но обладал мощными крыльями и рубином, растущим на голове. Таких драконов называли амфиптерами. И, наконец, особую группу образовывали змеевидные драконы — линдвормы и гивры.

Разумеется, драконы — центральные персонажи многих произведений литературы и фильмов, из которых в последнее время большую славу заслужила фэнтезийная сага Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» — «Игра престолов». В отличие от традиционных геральдических драконов, хранители рода королевской семьи материкового Вестероса Таргариенов — существа, не склонные к экзотическим метаморфозам. К примеру, легендарный дракон Фафнир [8] в прошлом был человеком, и превратился в дракона благодаря своей неистовой жажде золота. Их можно было бы даже определить, как редких животных, наделенных силой, хитростью и огромной мощью — но вовсе не разумом.

Чем же закончить мой рассказ? Да, чудовища могущественны и стары, как мир. Но гибель даже самого страшного существа предопределена пытливой силой человеческого ума, разрушающего его злые чары. Ни один монстр не способен устоять перед разумом, если только он не окажется во власти тех же стихий, которых его порождают — безмерной жаждой силы и золота, чувственных удовольствий, попытками погрузить мир в тьму невежества. Тогда миру будет явлено новое чудовище, ибо из борцов с драконами получаются превосходные драконы.

А это значит, что чудовища — бессмертны.

Примечания
1. В греческой мифологии, Сцилла была монстром, который жила на одной стороне узкого  пролива, напротив ненасытной Харибдой, олицетворением губительных сил морской бездны. Гомер его описывает, как чудовище о шести головах с трехрядными зубами, тело которого опирается на двенадцать лап.
2. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», где поднимаются этические вопросы ответственности ученого за открытые им знания, созданный талантом английской писательницей Мэри Шелли в начале XIX века.
3. Речь идет о фильме Ридли Скотта «Чужой» и второй части фильма ужасов Клайва Баркера «Восставший из ада». В этих произведениях появляются биомеханические чудовища — солдат инопланетной расы (ксеноморф) и владыка ада Левиафан, представляющий собой ромб, висящий над лабиринтом, покрытым тьмой.
4. Ктулху — вымышленный бог из Вселенной божеств Хаоса. Сама же мифология Хаоса придумана легендарным американским писателем Говардом Филипсом Лавкрафтом. Автор описывает Ктулху как человекоподобного уродливого монстра колоссальных размеров, с головой спрута, крыльями летучей мыши и телом дракона.
5. Представители рода гигантских кальмаров (Architeuthis) могут достигать впечатляющих размеров — до шестнадцати метров в длину.
6. Стоглавый дракон Ладон в древнегреческих мифах охранял сад с золотыми яблоками Гесперид. Тифон же подвизался в качестве супруги отвратительной змеи Ехидны, породившей целый выводок монстров. Наконец, третий дракон — Пифон, охранявший вход в знаменитый Дельфийский оракул. Был сражен богом Аполлоном, поразившем его стрелой из лука.
7. Один такой дракон татарского роду-племени по имени Зилант даже изображен на гербе Казани.
8. Фафнир — человек-дракон, один из самых узнаваемых персонажей скандинавской мифологии, сын колдуна Хрейдмара. Вместе со всей своей семьей пал жертвой коварного могущества хитроумного бога Локи, проклявшего клад, соблазнившего Фафнира. Один из действующих лиц оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Баку, 13-24 декабря 2014 года.


Рецензии
Все мифические чудовища плод воспаленного разума. Иногда это основано на чем-то реальном. Например, если встретится в темноте с гигантским вараном с острова Комодо, то будешь думать. что это дракон. Страх увеличит это чудовище в размерах. А нам еще на экскурсии сказали. что эти милые животные - травоядные. После этого группа ошалелых туристов гонялась за этими тварями, чтобы сделать фотографии. И еще, однажды, где-то на глубине около 30 метров мне посчастливилось увидеть огромного осьминога.Я немедленно поверила во всех кракенов вместе взятых. Даже акула Мака не произвела на меня такого впечатления!

С уважением Алиса Юровская

Юрий Юровский   06.04.2021 22:27     Заявить о нарушении
Вроде бы, комодские драконы — свирепые хищники. Да еще выяснилось, что с ядовитой слюной.

Об осьминогах — без сомнения, в водной стихии восприятие размера животных может существенно изменяться. Как-то раз во время волжского круиза я увидел мертвую щуку в Волге. Я был потрясен. Она мне показалось монстром, длиной чуть ли не пять метров. Стоит учитывать, конечно, что я был еще мальчишка, подросток. Но впечатление остались незабываемые.

С уважением,
Мехти Али.

Мехти Али   08.04.2021 12:14   Заявить о нарушении
Вот-вот свирепые! А бедных туристов дурят. Я только после посещения этого острова узнала, что через неделю после моих селфи с современными драконами, на острове погибли двое туристов.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   14.04.2021 20:45   Заявить о нарушении
Если в погоне за прибылью и рекламой гиды идут на такое нарушение — то и страна, и остров просто небезопасны для туристов.

Мехти Али   15.04.2021 04:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.