Многоликая Хайфа

Хайфа! Это слово для меня давно имеет некий «магический» оттенок.  Израиль и Хайфа были мечтой моего мужа. И с той поры наши долгие, почти десятилетние, сборы в Израиль всегда сопровождались разговорами о Хайфе.

Когда, наконец, наш отъезд стал не мечтой, а реальностью, то вопросов, где мы будем жить, не возникало. Хайфа и только Хайфа! Хотя в Ашдоде и Ашкелоне у нас проживали родственники, и, может быть, было бы проще «абсорбироваться» в этих городах.

Увы, в Хайфе не оказалось мест в центре абсорбции, и нам предложили поселиться неподалеку, в пригороде, Кирьят Яме. Конечно, мы согласились.

И вот, мы проезжаем Хайфу! Равнинный ландшафт сменяется настоящей гористой местностью и на эти горы карабкаются узкие городские улочки.

Я удивляюсь, спрашиваю мужа, как же мы будем жить на этих горках? Как пользоваться транспортом, как передвигаться пешком? А муж убеждает, что вот этот горный рельеф и есть самое главное преимущество Хайфы!  Поскольку, передвигаясь по этим горкам и бесконечным лесенкам, ты всегда будешь «в форме». Бесплатный естественный тренажер!

Скажу честно, что когда, миновав Хайфу, мы снова выехали на ровное мест, то я сильно порадовалась, что мест в центре не оказалось. Ежедневная тренировка на горной местности, учитывая возраст, как-то в мои планы не входила!

И все-таки Хайфа постепенно и для меня стала центром притяжения. Не знаю, смогу ли с помощью скромного поста передать все ее очарование и притягательность. Но попробую.

Никто не будет спорить, что главная достопримечательность Хайфы – Бахайские Сады. Хотя Бахайский храм с прилегающими к нему садами не принадлежит Израилю, как Ватикан не принадлежит Италии. Бахайские сады – это отдельное государство со своими законами и порядками, которые может наблюдать каждый посетитель.

Новую религию, бахаизм, этот свеженький «опиум для народа» придумали только в 1884 году. Религия очень даже симпатичная: всеобщее равенство, единство Бога, равноправие мужчин и женщин, отрицание богатства и нищеты, согласие между религией и наукой.

Несмотря на такие замечательные постулаты, основатель религии, выходец из богатой Иранской торговой семьи Баб, был казнен в 1850 году. Так же как и множество его последователей.

Но религия оказалась живучей, постепенно распространилась по миру и сегодня объединяет свыше 5 миллионов человек. Бахайские сады созданы на пожертвования последователей только этой религии. Все работы велись добровольцами из 90 стран мира.  Строительство обошлось бахайцам в 250 миллионов долларов, а Хайфа получила великолепный парк, придавший городу неповторимый облик.

Говорят, что каждая из девятнадцати террас, на которых расположены сады, имеет свое отличие, свою изюминку. Однако, общая красота ландшафта и волшебный вид сверху затмевает все различия и особенности.

Набережная Бат – Галима для меня место грустное и святое. Госпиталь Рамбам, расположенный там, для очень многих является синонимом надежды и самой жизни. И набережная какая – то очень спокойная, без шумных баров – ресторанов.

На уютном небольшом пляже Бат - Галима волнорезы делают купание спокойным при любом ветре. Я заметила, что утром на этом пляжике сплошь наши российские пожилые люди. У них здесь свои сообщества, свои разговоры, свои способы купания. Дай им бог до 120!
 
Старики Хайфы. Они достойны отдельного разговора.  Их прекрасные, светлые лица заслуживают, наверное, лучшего фотографа. Но не сказать о них невозможно.

Пожилых людей много. На набережных, на рынках и в магазинчиках Адара, в многочисленных творческих студиях и группах, в домах для пожилых. Это наши соотечественники из разных уголков бывшего СССР. Наверное, им нелегко на новой жаркой Родине.

Но эти трудности – пустяки в сравнении с тем, что многие из них пережили в «братских» республиках после развала СССР.  Не нашелся еще писатель (а может уже и есть такой), чтобы записать историю Нового Исхода, случившегося в 20 веке нашей эры.   "Братская дружба народов". Чем она обернулась для наших соотечественников в Карабахе, Ташкенте, Ереване. Список можно продолжить. Но, несмотря на пережитое, эти люди полны интереса к жизни во всех ее проявлениях.

По Хайфе я всегда перемещаюсь очень просто: на общественном транспорте. И хотела сказать несколько добрых и даже восторженных слов об этой очень значимой для каждого города сферы.

Вот, в очередной раз кое как пришла в себя после «Уральских каникул». Внутри и снаружи. В транспорте уже не спешат уступить место. Мажорные дедушки за рулем призывно бибикают, мол, подвезем!

Но на призывы только машу рукой – проезжай, дедуля! Нет, не потому, что сильно «морально устойчивая». А просто потому, что обожаю общественный транспорт Израиля! Да, именно общественный транспорт! От Иерусалимского трамвая до автобуса, железной дороги и, конечно, нашего Хайфского Метронита.

Считаю общественный транспорт и все что с ним связано – прекрасные дороги, обустроенные станции, переходы, расписание - огромным достижением Израиля. Достижением государства, которое не на словах, а на деле заботится о своих гражданах. И это не просто слова. Действительно, в Израиле одна из самых густых в мире сеть дорог. Общая их длина - девять с половиной тысяч километров. Согласитесь, что для страны с территорией 470 км в длину и 135 км в ширину, половину территории которой занимает пустыня, это замечательные результаты.

Короче, люблю Израильскую дорогу в общественном транспорте! Никаких тебе ремней (после просмотра «50 оттенков серого» у меня к ним неприязнь), зеркал заднего вида, парковки, стоянки и прочих прелестей. А какой пейзаж за окном! Понимаю, что этот пейзаж не очень нуждается в моем любовании. Но я нуждаюсь в нем. Сколько мыслей приходит в голову! Сколько начинаний и даже сюжетов рассказов родилось здесь, в метроните – автобусе – железной дороге.

Метронит Хайфы заслуживает отдельного разговора. Блестящее решение – связать Крайот с Хайфой прямыми ветками.

В Хайфе, наверное, не меньше сотни автобусных маршрутов, в том числе междугородних. Автобусные линии связывают Северную столицу Израиля с любой точкой страны. Основную часть перевозок в Хайфе осуществляет автобусный кооператив «Эгед». Это одна из крупнейших в мире автобусных компаний.
Возможно, я езжу в удачное время, но никогда в автобусе никто не стоит, всем хватает сидячих мест. И особых пробок (кроме остановки «Шук (рынок)» на Адаре) тоже не наблюдала.

Нужно ли говорить, что ВСЕ автобусы оборудованы кондиционерами и платформами для инвалидных колясок. И в них нет никаких кондукторов! Зайти в автобус можно только с передней площадки.  Оплату за проезд принимает водитель. Пассажир или прокатывает карточку в специальном устройстве (загорелся зеленый – вперед!) или расплачивается шекелями. Пенсионеры платят 50% - 3,3 шекеля. Казалось бы, мелочь, но на российские шекели это почти 30 руб. Зато поездка в прохладном мягком автобусе – одно удовольствие!

Но, видно, этого удовольствия еще мало, а потому в Хайфе очень быстро реализовали новый проект – «Метронит». Речь идёт о вместительных автобусах (около 150-ти пассажиров за одну поездку) с отдельной полосой движения и преимуществом на светофорах. Основные маршруты «Метронит», который не проходят вблизи религиозных районов,  работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Метронит связал Хайфу с пригородами скоростным движением, без пересадок, что не может не восхищать нас, жителей того самого пригорода - Крайот.

Есть в Хайфе и метро, которое было построено за 2 года (1956)! Крошечное, всего 2 км и шесть станций. И потому Хайфское метро «Кармелит» занесено в книгу рекордов Гиннеса.

«Кармелит» соединяет скоростным горным подземным маршрутом три самых главных городских района: спальный Кармель расположенный в верхней части города, центр торговли Адар и деловой Нижний Город где расположены основные государственные учреждения Хайфы.

Надо сказать, что метро совсем не пользуется популярностью у горожан. Там всегда пустынно. Автобусом, хоть и дольше, но доступна практически любая точка города. А на метро не разбежишься – всего 6 станций!

Одно из любимых моих мест в Хайфе, это квартал, который на иврите называют «Мошава германит» – «Немецкая колония». Начинается он прямо от Бахайских Садов. Улица Бен Гурион.

Здесь лет 150 назад обосновались протестанты-тамплиеры, перебравшиеся из Германии в Палестину. Рассчитывали ускорить второе пришествие Христа. С Христом ничего не вышло. Зато Хайфе сплошная польза. Чистенькие, аккуратные домики, винные погреба и множество кафе. И праздники. Самые разнообразные!

Конечно, я рассказала далеко не про всю Хайфу. И ничего о недостатках. О замусоренном Адаре. О странных развалинах Нижнего Города, которые пугают своей запущенностью и безлюдьем. Но это недостатки любого мультикультурного города. А в Хайфе этого «Мульти» ох, как много! Вот только культуры у «Мульти» совсем не наблюдается!

А потому пожелаю мэру Хайфы справиться со всеми трудностями и привлечь в город побольше не «Мульти», а просто культурной публики. Хайфа этого заслуживает!


Рецензии
"...побольше не «Мульти», а просто культурной публики" - прекрасно сказано! :-)

В Ваших зарисовкая есть прекрасные изюминки. Вот тоже замечательное: "Рассчитывали ускорить второе пришествие Христа. С Христом ничего не вышло. Зато Хайфе сплошная польза."
Язык у Вас лёгкий, остроумный. Позитив чувствуется. :-)
Пожелаем и Хайфе, и лично Вам благополучия, а Вам ещё и творческих успехов!

Хайе Шнайдер   01.06.2015 14:47     Заявить о нарушении
За изюм - отдельное спасибо! Ох, любила я его когда-то и выковыривала откуда можно и нельзя...

Татьяна Киссель   01.06.2015 19:51   Заявить о нарушении