Осторожно, реклама!
Бессмысленность этих фраз вопиюща. Даже набитый дурак, взяв кредит, о чём-то всё же думает. Ну, а в беспроцентной ипотеке смысла куда меньше, чем в объявлении: «Лечу бесплодие непорочным зачатием».
Что случилось? Мир сошёл с ума? Похоже, что да. Нынешний кризис (а кризис есть стадия заболевания) имеет формы болезни души и утраты совести.
Сегодня российский маркетинг с его важнейшим компонентом – рекламой – из искусства предложить товар потребителю (покупателю) в значительной своей части превратился в искусство морочить потребителю голову.
В любом магазине вы непременно увидите акции, в большинстве своём это информация о скидках. Причём скидки декларируются нешуточные: 50-70, а иногда и 80 процентов! Но вот что удивительно: в подавляющем большинстве товар со «скидочной» ценой не удивит вас своей дешевизной. Более того, зачастую она окажется выше, чем ценник этого же товара без скидки, скажем, месяц назад. И если в правилах торговли многих цивилизованных рыночных экономик такие манипуляции с ценами и скидками законодательно запрещены, то наш потребитель к такому лукавству продавцов просто привык и не считает это введение в заблуждение чем-то, что наносит ему ущерб. Где-то с этим можно и согласиться, когда речь идёт о мелких покупках. Серьёзные опасности возникают там, где реклама вовлекает людей в крупные финансовые сделки: кредитование недвижимости и дорогостоящих товаров (автомобилей), привлечение накоплений физических лиц под высокие проценты и т.п.
Казалось бы, эпоха финансовых пирамид и напёрсточников давно миновала, хотя бы потому, что даже до слепоглухонемых горожан доведена информация о заведомо мошенническом характере такого рода финансовых игр. На самом деле поменялись лишь способы морочить людям голову. И по-прежнему ищут заступничества в коридорах власти, редакциях СМИ и на немногочисленных митингах обманутых инвесторов те, кто отдал, возможно, последнее в надежде улучшить жилищные условия или за год удвоить или утроить свои небольшие накопления.
Что же поменялось? Жуликов, строящих пирамиды на пустом месте, государство законодательно, наконец, загнало в подполье, лишив возможности массово дурачить своих наивных жертв. Зато резко возросли агрессивность и изощрённость самой рекламы. Нельзя сказать, что рекламодатель прямо обманывает потребителя, скорее он заставляет его поступать в ущерб собственным интересам.
Вот несколько примеров. Солидный туроператор предлагает путёвки по очень выгодной цене, которую броско рекламирует. Желающие купить по этой цене находятся. Турист вносит задаток и начинает бронирование тура, не заметив, что где-то в договоре или на сайте мелким шрифтом имеется приписка «цена услуги, включая стоимость авиабилетов, может быть изменена». Через некоторое время в адрес покупателя приходит информация: «В связи с изменением стоимости авиабилетов цена тура по вашему договору увеличена на ….». Как правило, сумма возрастает столь значительно, что многие отказываются от поездки, но некоторые, махнув рукой, платят, хотя предложи оператор им эту цену сразу, они бы не согласились. Те, кто платит, – прямые жертвы недоброкачественного рекламного приёма; те, кто отказались, – тоже жертвы, т.к. вынуждены менять планы и бессмысленно потратили время, проведённое в турагентстве (моральный ущерб очевиден).
Аналогичны рекламные приёмы и в банковской сфере. Когда банк предлагает разместить ваши вклады под проценты существенно выше (иногда в разы) ставки рефинансирования, сразу могу сказать, что конкретные условия, на которых они это будут делать, напугают любого, кто хоть немного озабочен перспективой получить свои деньги назад. Реальные же проценты по депозиту, который вы на приемлемых для вас условиях сможете разместить в солидном банке, не будут иметь ничего общего с обещаниями рекламы.
Ещё опаснее ситуация в кредитовании долевого строительства многоквартирного жилья. Первая опасность в том, что ипотека – это тяжелейшее финансовое бремя на многие годы. К сожалению, широко распространена банковская практика выдачи ипотечных кредитов тем, для кого их погашение – непосильная нагрузка, о чём должник узнаёт не сразу. Он узнаёт об этом в ситуации, когда не в состоянии ни погашать ипотечный кредит, ни продать недвижимость за сумму, достаточную для погашения долга и покупки более скромного жилья. И всё же это малая опасность.
Главная опасность долевого строительства – это отсутствие гарантий получения жилья. Сегодняшняя реальность пестрит драмами, когда люди, вложив все средства в долевое строительство, не могут получить квартиру, но при этом вынуждены платить по ипотеке… А реклама продолжает соблазнять: «Начните новую жизнь в новой квартире по нереально низкой цене», «Берите кредит, и через год здесь будет стоять ваш новый дом!»…
Что делать во всех приведённых случаях?
1. Прежде всего, не верить рекламе! Реклама – это источник коммерческой информации, главная цель которой – заставить потребителя больше тратить. А вообще-то информация должна ещё заставлять человека больше думать.
Поэтому, когда добродушный дядечка, рассказывая прогноз погоды, ещё и рекомендует вам лекарство от насморка или поноса, знайте: за эту рекламу было хорошо заплачено. И эти немалые деньги будут «отбиты» повышенной ценой именно этого наименования лекарства. Если вы возьмёте на себя труд проконсультироваться у врача или незаинтересованного фармацевта, вы обязательно найдёте аналог препарата, с другим названием, который будет стоить в три-пять раз дешевле. Но это для тех, кого информация заставляет думать. Большинство же рекламная информация заставляет покупать по завышенной цене…
2. Помните: современная реклама не лжёт. ОНА ПРОСТО НЕ ГОВОРИТ ВСЕЙ ПРАВДЫ.
Когда магазин рекламирует скидки до 70 процентов, ему достаточно выложить с этой скидкой от закупной цены пару вышедших из моды башмаков, чтобы реклама не была прямым обманом. Поэтому не забывайте, что самый опасный обман – это полуправда.
3. Реклама может дать вам полезную информацию, но условием успешной финансовой или торговой сделки может быть только собранная вами доброкачественная информация о товаре и продавце услуги.
Реклама такой информации не даёт. Реклама всегда хвалит и товар, и продавца.
Читатель спросит, где же её взять?
Обычно покупатель получает информацию у самого продавца. В этом есть что-то детское. Поясню для наглядности примером, который иногда наблюдаю на стихийном рынке возле вокзальной площади. Там стоят прямо на земле открытые вёдра с домашней сметаной, которую привозят из окрестных деревень. Какая-нибудь любительница деревенского подходит к такому ведру и спрашивает хозяйку: «Сметана свежая?». А я думаю: вот бы было весело, если бы молочница ответила правду. «Разумеется, нет. Как она может быть свежей, если я всю неделю её копила, а потом она уже 10 часов находится на жаре, правда, в тенёчке…» (?!) Ничего принципиально иного вы не дождётесь в ответе любого другого контрагента сделки о достоинстве его товара, будь то банк, строительная компания или магазин… Значит, собирать информацию нужно на стороне. Весь вопрос, где эта сторона? Это самое сложное.
Полезную, правдивую информацию всегда можно найти, если есть желание. Большинство жертв недобросовестных сделок её просто не ищут. Поэтому помните: без независимой доброкачественной информации о товаре или услуге сделку не совершайте!
Если вы совершенно не разбираетесь в области, куда хотите вложить свои деньги, прибегайте к услугам независимого специалиста. Проще говоря, если вы хотите купить автомобиль, предварительно собирайте сведения о нём не у продавца автосалона, а у независимых профессиональных автомобилистов. По банковским и торговым операциям вас должны консультировать финансисты, юристы, товароведы и другие специалисты, знающие тему не поверхностно. Где их найти? Появится желание – найдёте. И не только в виде платных консультаций. Хотя качественная консультация дорого стоит. Сегодня ведь никто не сомневается, что толковая медицинская услуга, которая всегда начинается с диагностики, т.е. с консультации, практически всегда стоит денег. Почему диагноз надёжности строительной фирмы, которая претендует на ваши многолетние сбережения для приобретения жилья, должен быть бесплатным или вообще не проводиться?
Но в социально ответственных поселениях (на звание такового может, видимо, претендовать и Магнитка) должны работать механизмы информирования населения о надёжности тех или иных финансовых услуг, программ и акций. Прежде всего эти механизмы должна запустить наша власть в лице городской администрации. Она призвана отвечать на поставленные вопросы такого рода. Главное, задавать эти вопросы. Жаловаться на то, что вы стали жертвой недобросовестной рекламы, – дело малопродуктивное. А вот получить толковый совет было бы неплохо. Больше вопросов к власти! Пока же с вашего молчаливого согласия вам так и будут продавать слонов, завёрнутых в обманчивую обёртку.
Опубликовано 29 Май 2015 в многотиражной газете "Твоя трибуна"
Свидетельство о публикации №215060100645
Якоб Рэдз 2 13.11.2016 08:40 Заявить о нарушении