Они были первыми

                "БАЛАХШОНИ СОВЕТИЙ"    14 Мая 1988г.

          Охрану здоровья людей, создание первых медицинских учреждений на Памире, Советская власть начинала с нуля.
         В числе первых врачей здесь были Лев Григорьевич и Зоя
Абрамовна Мильберг.
         Стоял 1928 год. В Средней Азии продолжали свирепствовать самые различные зпидемии, болезни. Они уносили тысячи жизней. Не хватало врачей, не говоря о каких-либо медицинских учреждениях.Из центральных городов страны люди самых различных национальностей, имевшие медицинское образование, решили работать на окраинах, там, где медицинское обслуживание населения по существу ещё только налаживалось.
         По караванной тропе на лошадях с Оша на Памир выехала супружеская пара: выпускники Ленинградского медицинского института Лев Григорьевич и Зоя Абрамовна Мильберги. С ними была старшая дочь, восмилетняя Нелли.
         На всей протяжённости заоблачной дороги на пути не было ни постоялых дворов, ни харчевен. Останавливаться на ночлег приходилось в основном под холодными звёздами. В добавок ко всему это время на Восточном Памире было неспокойным. Часто на идущие караваны нападали басмаческие шайки. Позтому караваны обычно сопровождали группы красноармейцев, которые вступали с басмачами в бой.
         После долгого пути почти в полмесяца, врчи добрались до Хорога.Был конец лета. Лев Григорьевич, как уполномоченный наркома здравоохранения республики, отвечал за всё. Но беда была в том, что здравоохранение на Памире не имело никакой материальной базы. Правда год назад было построено небольшое помещение, но там не было ни сотрудников ни оборудования.Населению кишлаков вообще не оказывалось никакой медицинской помощи. Люди страдали от тифа, оспы , малярии, глазных болезней . Хватало и других недугов. Жители, оказавшиеся в плену религиозных понятий с недоверием относились к медицине. Продолжало процветать знахарство. Немало усилий приложил Лев Григорьевич, чтобы завоевать доверие у населения. По прибытии на место он приспособил небольшое помещение под операционный блок. И вот подвернулся случай.
        В   Хороге сильно заболел дехканин. Знахарство по-видимому не помогло, и его родственники обратились к доктору  Мильбергу. Врач осмотрел больного и предложил прооперировать его.
        В операционную вместе с больным набились и все его родственники, знакомые. Мало кто из них верил, что врач поможет. Лев Григорьевич при свете керосиновой лампы сделал первую на Памире операцию. Когда через нелелю больного выписали, и он вернулся домой здоровым, родственники не поверили своим глазам.*
        Первая успешная операция вселила в людях веру в медицину. К врачам стали обращаться из самых отдалённых мест. Заполненные до отказа дни были и у Зои Абрамовны: Она налаживала работу первой детской и женской консультаций на двадцать пять коек.
       На долю Мильбергов в Хороге выпала трудная задача - лечить больных не только в стационаре, но и в отдалённых кишлаках. Немало горных троп пришлось пройти пешком Льву Григорьевичу по Памиру. Ему было очень нелегко:
       Лев Григорьевич, в первую империалистическую войну был ранен в ногу разрывной пулей и ходил с палочкой, сильно хромал, но долг врача был для него превыше всего и, ни на что не взирая, шёл он от больного к больному, от кишлака к кишлаку.
       Верным помошником и переводчиком для Льва Григорьевича стал юноша, Саид Махсум из Сучана, неразлучный спутник во всех поездках врача , его помошник и переводчик.
        Очень дорогим и близким был для нас Саид Махсум. Я очень хорошо помню его. Мне было тогда окодо восьми лет, а сестрёнке пять месяцев. И он её нянчил, готовил обед и конечно помогал папе в больнице, так,спустя годы, напишет о Саиде Махсуме, ставшая потом первым фельдшером на Памире- старшая дочь Мильбергов – Нелли Львовна,живущая и работающая сейчас в Ташкенте.*
        Врачам из Ленинграда приходилось в ту пору лечить от всех болезней. Мильберг провёл здесь первую операцию по удалению бельма,впервые он со своим помошником Саидом Махсумом начинает делать противооспенные прививки детям.
        Авторитет врачей и уважение к ним стали расти прямо на глазах.Горцы всё реже обращались к знахарям и муллам, всё чаще шли в небольшую поликлинику. Лев Григорьевич и Зоя Абрамовна выходных дней как таковых не знали.

        Кроме оказания медицинской помощи,лечения больных, они взяли на себя и организацию первых детских внешкольных учреждений. В 1929 году, благодаря их инициативе и настойчивости, в Хороге открываются первые ясли на 20 детей. ” Ясли быстро завоевали симпатии дехканок. При яслях была проведена выставка по охране материнства и младенчества”,- пишет в своём дневнике врач Лев Григорьевич. И это действительно было так.

        Посмотреть на ясли приезжали из районов, партийные и советские работники, дехкане. Вскоре детские ясли были открыты и в Рушанском районе. В этом была большая заслуга Зои Абрамовны, врача- педиатра и гинеколога.

        При поддержке партийных органов, она добилась выделения средств для открытия первой женской консультации .
        Население, -продолжает в своём дневнике Лев Григорьевич, -  встретило открытие консультации радушно, тем более , что оборудована она очень хорошо.
        Оглядываясь нынче на пройденный здравоохранением путь на Памире ,хочется отдать дань глубокого уважения тем кто стоял у его истоков ,тем кто заложил в его основу первый камень. И Лев Григорьевич и Зоя Абрамовна были среди этих первопроходцев.

        С Памира они уезжали с отличными характеристиками партийных и советских органов, увозя благодарность и уважение горцев Бадахшана. Горцы их помнили , но связь прервалась с ними на долгие годы.
        Помогла установить эту потерянную связь публикация на страницах газеты “Коммунист Таджикистана”. Заметки “ В те далёкие годы” за подписью одного из авторов. Откликнулись многие из тех, кто хорошо знал семью Мильбергов.

        Особый интерес представляет письмо-воспоминание старшей дочери. Нелли Львовны. Вот что она пишет:* “После Памира семья наша осталась в Ташкенте. Папа несмотря на то что был освобождён от службы в армии, всё таки добился своего и уехал на фронт.
         Всю войну он был начальником госпиталя. Закончил войну в Берлине. Возвратился в чине подполковника с орденами и медалями”.

        Долгие годы Лев Григорьевич работает начальником противоэпидемиологического управления Минздрава Узбекской ССР. Защищает кандидатскую диссертацию. Зоя Абрамовна становится гинекологом – онкологом. За чуткость и отзывчивость, завоёвывает большой авторитет.
        По стопам родителей пошли и дочери. Нелли Львовна – кандидат медицинских наук, Заслуженный врач Узб. ССР, живёт в Ташкенте. Младшая – Эрна Львовна тоже врач невропатолог работает в Москве. Помнят они годы пребывания на Памире с родителями, тепло отзываются о тех, с кем были знакомы. И дружбу эту сохранили на всю жизнь.

      “ Прошло много лет с тех далёких времён , когда мои родители работали на Памире. И как видно, хорошие дела и люди не исчезнут из благодарной памяти народа”,- заканчивает своё письмо Нелли Львовна. Что-ж, она права .
      - Память- бесценное богатство каждого из нас. Особенно-память о тех, кто стоял у истоков нашей сегодняшней прекрасной и полнокровной жизни в горном крае.

        М. Садаткадамов. Н. Джонбабаев.”БАЛАХШОНИ СОВЕТИЙ” 14 мая 1988 года.

 
      P.S. Нелли Львовна Мильберг, умерла в 2002году в Израиле в клинике Ашарон, из-за преступной халатности местных врачей. Пока они залечивали трещину ребра, мама умерла от перетонита...   
Вечная память  этой необыкновенной маме, прекрасной души женщине. враче высочайшей мудрости и квалификации 
  Муж Нелли Львовны Мильберг - Лев Михайлович Файнштейн,орденоносец,с несколькими ранениями в ВОВ. Умер в клинике Ашарон из-за преступной халатности врачей, которые лечили сердце, какой-то гадостью, невозможной к применению при диабете.. 
      P.P.S. А в следующей заметке, уже я – сын Нелли Львовны, расскажу, если мне будет дозволено, какую роль в жизни последующих поколений играет -
                к р у ж к а  п и в а.
   *..И вот, проработав на Памире почти 10 лет и собрав в один чемодан благодарности, которыми была отмечена работа семьи Мильберг , отличные характеристики партийных и советских органов, и почти все заработанные деньги, Лев Григорьевич отправился в Москву, по приглашению вышестоящей организации, предоставить отчёт о проделанyой работе и тамошнем состоянии здравоохранения.

       А также предполагалось дальнейшее трудоустройство и проживание семьи Мильберг в Москве. Шёл 1937 год.
 
       Сколько дней и ночей длилось в то время путешествие из Ташкента в Москву, точно не знаю. Думаю дней 6. И на середине этого утомительного , жаркого и пыльного путешествия, долгожданный оазис – город Куйбышев (до 1935 года Самара) Стоянка поезда 20 мин.
      А на перроне бочка с пивом! Мгновенно образовалась очередь из жаждущих граждан,  одинаково одетых, в полосатых ж.д. пижамных штанах и в майках «алкоголичках». Других пока ещё не было. Маек. Ну, естественно, мой дед, с какой-то тарой, отстоял отведённый очередью срок и даже успел вернуться в вагон до отхода поезда, с добытым пивом.
      Т.е. жизнь удалась!
      Но, продолжалась она, уже без чемодана с документами и деньгами. И Лев Григорьевич провожал свой уходящий в Москву поезд, из окна линейного отделения милиции, куда он обратился с сообщением о странном исчезновении.
      А там, компетентные товарищи объяснили деду, что мол каждый уважающий себя ж.д. вокзал, просто обязан иметь своих ж.д. воров.

      И о сохранности своего имущества, граждане пассажиры должны заботится сами. То есть им самим решать, что им нужнее в данный момент. Кружка пива, хоть и свежего и холодного, или извините, чемодан с документами и кучей денег.
 
      Ехать в Москву в пижамных штанах и тапочках на босу ногу, дед не решился. Даже в майке. И те же товарищи помогли ему с обратным билетом.

     Восстановить украденные документы было невозможно

     А дальше, всё по тексту. После слов Нелли Львовны: .. После Памира, семья наша осталась жить в Ташкенте..
     Шёл (обратите внимание)1937 год..
   
   На всё Божья Воля...      
        


Рецензии
В 16 лет я работал с геологами в Гиссарах и мне знакома кочевая жизнь в горах, но здесь в очерке гораздо труднее было людям, так -как надо было бороться с болезнями. Это подвиг людей! Владислав Толоконников из Волгограда, бывший ученик школы №80

Владислав Толоконников 4   19.11.2016 10:24     Заявить о нарушении
Привет Слава! Спасибо за рецензию. Я ведь сравнительно недавно узнал, что у меня такой героический дед. Он ведь и на Рейхстаге успел расписаться (читай предыдущую рецензию).Мы с тобой в шк № 80 пересекались? Потому как по имени, я тебя вспомнить не могу.

Юрий Файнштейн   20.11.2016 19:36   Заявить о нарушении
Владислав пишет книгу о Ташкенте. Кое-что я ему рассказала из своих воспоминаний, предложила прочесть твой рассказ для расширения кругозора. Надеюсь, наши знания ему помогут. Удачи обоим!

Лилия Смоляр   20.11.2016 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.