Оставшиеся самими собой. Португалия. Ч. 8

На фото - Брага, церковь Бон-Жезуш, лестница и вид окрестностей;  Томар, Ротонда, восьмиугольный алтарь. Португалия.



                ОСТАВШИЕСЯ САМИМИ СОБОЙ. ПОРТУГАЛИЯ.

                Часть 8.

Рано утром следующего дня мы направились в Минью, «зеленую жемчужину» севера Португалии. Португальцы считают эту провинцию колыбелью нации.

 История этой области прослеживается еще со времен неолита. Город Гимарайнш находится в 50 километрах севернее Порту.

Здесь в 1109 году (примерно) родился первый король будущей страны Афонсу Энрикиш, провозгласивший графство Портукале королевством Португалия. Здесь действительно было начало начал португальской страны.

 Как я уже говорила, к этому времени эти земли уже 500 лет были захвачены маврами. Афонсу Энрикиш первым отважился вернуть земли своему народу.

 Он был умен и понимал, что без поддержки католичества в лице папы римского с арабами не справиться. Тем более, что владычество мавров в Испании было прочным и продлилось еще на 300 лет дольше, чем в Португалии. И потому в тот момент Испания не могла быть союзником Афонсу.

 И тогда между Афонсу и папством была заключена сделка. Монашествующий военный орден тамплиеров, сформированный еще во времена крестовых походов как реконкиста – освободительное движение, оказал помощь Афонсу Энрикишу в отвоевывании земель у мавров. В 1147 году было создано государство Португалия, которое одобрил и утвердил папа Римский.

Взамен провозглашенный король Афонсу 1 даровал ордену духовную власть над всеми областями, освобожденными от мавров. А в 1169 году в районе городка Томар было основано командорство ордена тамплиеров.

Но арабы так просто сдаваться не хотели, и в 1190 году взяли уже построенную тамплиерами крепость Томар в осаду. Однако тамплиерами испытание было выдержано, что еще раз подтвердило их военное могущество и утвердило их присутствие, как защитников северной Португалии.

Сегодня городок Гимарайшн богат историческим наследием, это и крепость постройки 10 века, где в часовенке Сан-Мигель и крестили новорожденного Афонсу Энрикиша. Это и сохранившийся дворец герцогов Браганса, возведенный в 15 веке сыном короля Жуана 1 Афонсу, графом Барселуш и первым герцогом Браганса. Старинные улочки этого города и по сей день хранят историю тех дней тысячелетней давности.

Хочу довести до конца тему зарождения государственности, ведь Португалия, как государство, на 300 лет старше Испании, и старше многих других европейских государств. Почему именно так сложилось, что век Великих географических открытий начался именно с Португалии. И это опять же связано с орденом тамплиеров.

К 14 веку реконкиста закончилась, орден тамплиеров выполнил свою освободительную миссию, из-за болезни папы Римского влияние римской католической церкви ослабло. Во Франции, где орден был учрежден, король Филипп разругался с магистратом ордена и разослал по всем странам петицию, в которой в день черной Пятницы 13 октября 1307 года предписывал арестовать всех членов ордена тамплиеров и их имущество.

 Однако заслуги этого ордена для Португальских королей были велики. Поэтому король Даниш по согласованию с испанской Кастилией не признал виновными тамплиеров на Иберийском полуострове и приказа короля Франции не исполнил.

А чтобы имущество не ушло королю Филиппу, Даниш в 1314 году основал новый орден на базе ордена тамплиеров, орден Христа, которому и передал не только все имущество, но и устав, и всех членов, став Магистром ордена.

Видимо, таким хитрым ходом французский король Филипп хотел расширить границы своего влияния. Но он недооценил умных и сметливых португальцев.

Португалия в те времена не была мощной морской державой. Земли были бедны, а в омывающем ее берега  океане хозяйничали баски, бретонцы, норманны.

Возможно, португальские короли уже знали от тамплиеров о существовании далеких земель. Ведь откуда-то тамплиеры вывозили драгоценные металлы, главный источник богатства и могущества их ордена и Ватикана во главе с папой Римским?!

 Считают, что они обладали картами мира, где уже были обозначены земли, позднее открытые португальцами и испанцами. Говорят, эти карты хранились в Ватикане. Но поскольку в Европе было неспокойно, тамплиеры копии этих карт хранили в подземельях крепости Томар.

И, конечно же, короли Португалии были в это посвящены. Но освободительные войны от мавританского владычества на тот момент были важнее, страна не была готова к морским завоеваниям. Лишь спустя сто лет начались активные приготовления к океанским походам.

Инфант Энрики, как принято его называть, Генрих Мореплаватель, Великий магистр ордена Христа, обновленного ордена тамплиеров.

Получив доступ к тайнам ордена тамплиеров, он основал академию Сагреша, где собрал арабских и иудейских ученых, которые разбирались в древних таинственных книгах и географических картах.

Каждого капитана судна, приходившего в порты Португалии, расспрашивали о путях передвижения. На верфях строились новые современные корабли, моделью которым послужили усовершенствованные нефы – лодки тамплиеров.

Считается, что только благодаря конструкции португальских  и испанских каравелл  можно было совершать длительные путешествия. Ведь их длина не превышала 20 метров, а грузы и вооружения для завоевательных походов, которые они перевозили на большие расстояния, были неподъёмны.

 И, тем не менее, по скорости движения им не было равных. И уже к 1460 году португальские корабли  достигли острова Мадейра и Азорских островов, вывозили слоновую кость и черных рабов из Сенегала. А это уже многотысячные расстояния.

Это о предыстории периода Великих географических открытий.

На этом, думаю, закончилась эпоха тамплиеров в Португалии. Теперь нужен был другой орден, который бы был «кузницей кадров» для миссионерской деятельности. А заодно остановил бы приток иудеев в начинающую богатеть Португалию.

Период конца 15 - начала 16 веков был характерен изгнанием иудеев из Испании, которая только что освободилась от мавританского владычества.

 На иудеев и цыган в Испании начались гонения. В 1492 году в Португалии проживало около 1 миллиона португальцев, беженцев же иудеев из Испании были десятки тысяч.

Такой приток иудеев вызвал гнев народа, португальцы и сами только начинали «поднимать голову» после арабского владычества. В 1496 году король Мануэло 1 был вынужден запретить в стране иудейскую религию, им предписывалось либо принять католическую веру, либо покинуть страну.

 В 1505 году в стране вспыхнула чума. Затем неурожай и голод. Во всем винили евреев. В Лиссабоне вспыхнул погром, дома иудеев разоряли, поджигали. За 2 дня 3 тысячи  человек погибло от рук погромщиков, в том числе 600 было сожжено.

 Король Мануэло 1 был вынужден отменить ограничения для иудеев до 1534 года. После смерти Мануэло 1, чтобы как-то ограничить поток эмигрантов, король Жуан 3 приказал взимать на границе по 8 золотых крусадо с каждого за право проживать в стране 8 месяцев. За более дорогую цену 600 богатым семьям иудеев было дано право на постоянное проживание.

 Ведь бежали они в Португалию со своим капиталом! И для страны, которая снаряжала каравеллы, это было не лишним.  Видимо, такая ситуация с беженцами сложилась во многих странах Европы. И в 1540 году папской буллой был утвержден устав ордена иезуитов (общество Иисуса).

Об этом Иисус Христос предупреждал: «ибо многие придут под именем моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят» (Ев. от Мф, 24).

Иезуитов еще называют «пионерами европейской цивилизации». После утверждения устава ордена члены его были разосланы по всем странам мира. Цель их – оказывать долговременное политико-идеологическое влияние на страны пребывания иезуитских миссий.

 Орден отличается строгой военной дисциплиной и иерархией (можно сравнить с кольчугой, каждое звено важно, чтобы кольчуга не рассыпалась). Главенствующее – образование и воспитание в нужном им духе. Принципы – единоначалие, строгая централизация, железная дисциплина и повиновение воле старшего.

Это как нельзя кстати было нужно  Португалии для воспитания целого поколения колонизаторов. В Коимбре и Эворе открывались теософские колледжи, была выпущена первая серия философских и теологических учебников. Кузница кадров для управления колониями заработала в полную мощь.

А что было внутри страны?  Ведь в 1534 году истекал срок отмены ограничений для иудеев. Просто объявить их вне закона означало бы вызвать гнев простого народа. Ведь иудеи и цыгане прижились, ассимилировали с коренным населением.

 И тогда с помощью ордена иезуитов в стране заработала инквизиция.

Португальская инквизиция официально была утверждена папской буллой в 1536 году по просьбе короля Жуана 3. Того самого, который перенес университет в Коимбру, построил новые колледжи, организовал библиотеку и укоренил орден Иезуитов в стране.

Король был женат на сестре испанского короля, ярого сторонника инквизиции. Фактически же она началась уже в 1492 году, когда происходил массовый исход иудеев из Испании. В Португалии была учреждена инквизиция в 3 городах – Лиссабоне, Коимбре и Эворе. И везде во главе инквизиторских судов были поставлены члены ордена иезуитов.

Инквизиция в Португалии была государственной, но правовую основу имела  власть папы. В богатую тогда Португалию потянулись, все, кто почуял запах золота. А также вольнодумцы, кто мог взбаламутить простой люд и внести раскол в стратегию португальской империи.

 Под суды инквизиции подпадали не только иудеи, но и цыгане, мусульмане и протестанты  - короли женились на английских инфантах, которые привозили с собой свиту соотечественников и которые оседали в стране. А то, что это называлось борьбой с еретиками и ведьмами – это всего лишь было лозунгом.

Вот откуда в португальском народе столько терпения и смирения! Воспитано веками!

Конечно, роль иезуитов в истории Португалии противоречива. Но они внесли огромный вклад в национальную систему образования и науки, в развитие инфраструктуры португальских колоний. И этот орден, когда выполнил свои функции «кузницы кадров» и «чистки»,  стал не нужен и у него  начались проблемы с королевским двором.

Так, из-за земли в колонии в Парагвае, иезуиты поссорились с могущественным премьером Помбалом, в 1759 году орден был изгнан из Португалии, а имущество национализировано.

Вот так, с помощью воинствующих орденов, под стягами Христа, Португалия могла бы построить империю. Но люди полагают, а Господь располагает. Чему было не случиться, то не случилось. Империя развалилась.

Но вернемся в тот день, к поездке в Брагу, главный город провинции Минью и оплот католицизма  еще с римских времен. Сегодня это крупный административный центр с большими современными кварталами на окраине. А на улицах и площадях старой Браги три дюжины церквей и дворцов.

В 5 км от Браги на вершине лесистого холма находится знаменитая церковь Бон-Жезуш, самое популярное место паломничества после Фатимы и самая впечатляющая святыня Португалии. Впечатляет не сама церковь постройки 15 века, а ведущий к ней подъем в виде барочной лестницы на высоту 564 метра.

Каждый пролет лестницы, каждый барельеф или статуя имеют определенный смысл. Паломники идут сюда пешком, за десятки километров, чтобы успеть к утренней службе. Некоторые преодолевают подъем на коленях.

Кто знает, может быть, они правы. Может быть, через преодоление боли современный изнеженный  благами человек вспомнит историю своих предков. Как маленькая группа людей, одержимая идеей мирового господства, перемалывала в мясорубке человеческие жизни в угоду цели мирового господства. Может быть, каждый из нас станет чище и добрее. И это уже хорошо.

На этом осмотр достопримечательностей Браги закончился, мы развернулись и поехали назад, в Лиссабон.

 По пути не могли не заглянуть в Томар, основанный в 1157 году Гуалдином Паишем, первым Великим магистром тамплиеров в Португалии.

Выдающимся сооружением комплекса является церковь тамплиеров, известная как Ротонда. Она была возведена в 12 веке и построена в форме высокого шестнадцатиугольного барабана,  а в центре ее – восьмиугольный алтарь.

Прообразом Ротонде послужил Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

 Конечно, произвели впечатление фрески на стенах, сохранившиеся с тех времен. И поразил вход с западной стороны – он был рассчитан на въезд всадников.

 Тамплиеры, как уже было сказано выше, воинствующий орден. Чтобы не терять время, которое в сражении было дорого, всадники въезжали в церковь на коне, прикладывались к алтарю, объезжали восьмигранный алтарь и выезжали в ворота.

 Ворота рассчитаны так, чтобы два всадника с оружием могли разъехаться.
 
Кстати,  о фресках. Почему так хорошо сохранились краски за тысячу лет? Думаю, это природные условия (большая влажность соленого океана) и секрет мастеров, изготовлявших фрески. И, конечно же, отсутствие минусовых температур!

Приближаясь к концу повествования не могу не сказать об окончании периода правления королей. В 1911 году Браганцская династия королей была свергнута и провозглашена республика.

 Португалию «лихорадило» как и весь мир. За 17 лет до 1928 года сменилось 40 кабинетов министров! И в 1928 году в большую политику пришел профессор экономики Коимбрского университета Антониу ди Оливейра Салазар. Вначале он возглавил министерство финансов, а в 1930 году создал партию «Национальный союз».

Надо отметить, что в 1926 году в Португалии на смену буржуазно – демократической республике пришла военная диктатура. Салазар был назначен премьер министром с неограниченными полномочиями. Во время Второй мировой войны, несмотря на объявленный нейтралитет, он поддерживал франкистскую Испанию.

Вчерашний профессор навел порядок в финансах, пусть и жесткий – шла война. Но он почти на 50 лет сохранил для Португалии ее колонии, благодаря которым пополнялся бюджет страны и экономика не зависела от займов.

Поэтому после Второй мировой войны Португалию не лихорадило так, как другие страны, которые увязли в долгах  у транснациональных корпораций.

Кроме всего, в конституцию 1933 года было заложено понятие «нации» - новой идеологической концепции «нового государства». Несмотря на дружбу с франкистами, публично делать нападки на Россию и Сталина Салазар опасался и высоко ценил мужество и выносливость русского народа.

Многим его режим не нравился, но португальцы его чтят. В 1968 году по состоянию здоровья был отстранен от дел, 2 года был парализован. Но его так уважали и боялись, что вплоть до самой его смерти в 1970 году заседания кабинета министров проводились в больничной палате. Так закончилась власть диктатора Салазара. 

По пути назад наша замечательная экскурсовод Людмила рассказала о себе, как она попала в Португалию. И это было опять связано с 70-ми годами и Ленинградом! Она уехала после окончания института, влюбившись в португальского моряка.

 В браке с ним за 10 лет у них родились 2 дочери. Дочери, получив образование, уехали в другие страны. Русских корней не знают, не говорят по русски. Не знают России, уехали из Португалии – вот такое новое поколение грядет в Европе, без роду и племени.

 Да и сама Людмила, за 37 лет лишь однажды была на Родине. Как сказала, затянул быт. А точнее, работа и заработок.

И я представила, была бы Португалия сейчас независимой страной? Если бы ее предки не пронесли сквозь века дух португальской нации и не освободились бы от римского и арабского владычества.

Взлетая над Лиссабоном, увидели, как с океана на маленькую Португалию надвигается огромный грозовой фронт, высотой километров 10. Слава Богу, что нам надо было лететь в противоположную сторону, на восток!

Еще долго сверкали позади нас молнии.

 И думалось, как такая маленькая, вытянутая вдоль океана страна, практически не имеющая плодородных земель, выживала во все времена. В чем сила и загадка португальского народа, оставшегося после всех бурных потрясений самими собой?!

 Что ждет ее впереди? Сейчас она на грани выживания.

                * * *

Начало, часть 1 - http://www.proza.ru/2015/05/14/1568


Книга "Оставшиеся самими собой. Португалия" была напечатана в 2012 году.


Рецензии
Очень интересная и информационно-размышлительная концовка Вашей книги о Португалии! Очень познавательная книга и полезная для тех, кто размышляет на тему стран и народов, их истории и месте в мировой культуре.

Например, вот эта сторона истории:
"И тогда между Афонсу и папством была заключена сделка. Монашествующий военный орден тамплиеров, сформированный еще во времена крестовых походов как реконкиста – освободительное движение, оказал помощь Афонсу Энрикишу в отвоевывании земель у мавров. В 1147 году было создано государство Португалия, которое одобрил и утвердил папа Римский.

С благодарностью и уважением,

Нюта Ферер   23.07.2022 16:01     Заявить о нарушении
Совершенно верно! Что лишний раз подтверждает моё предположение, что испанцев и португальцев, как простофиль, использовали в качестве завоевателей европейские владыки. Короли Франции и папа Римский.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   23.07.2022 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.