Просто фантастика

- Света, доченька, вставай, пора в школу…
Медленно выплывая из сна, она услышала ласковый голос мамы. Просыпаться упорно не хотелось.
- Светланка, вставай!  На автобус  опоздаешь!

«Эх, вставать придется, ведь сегодня контрольная по математике, да еще и первым уроком»,- мысли были вялыми и сонными

- Ясно, моя дорогая, почему ты никак не можешь проснуться! Опять читала всю ночь с фонариком под одеялом!  – Мама , склонившись над ней, держала оставленные на тумбочке ночью фонарик и книгу.

- Я сколько раз тебе буду говорить, что по ночам все нормальные люди спят! А потом на уроках будешь сидеть засыпать? И в кого ты такая любительница фантастики  уродилась?!

  Да, Света очень любила  читать.  Любовь к книгам у неё возникла ещё с раннего детства.  Конечно, всё прочесть невозможно, но в библиотеке Дома офицеров их  городка Крампнитц – обширной, с книгами на любой вкус, - она была частой гостьей. Жанры любимых книг менялись со временем и с возрастом. Последний год Светланка погрузилась в волшебный мир фантастики, и сегодняшней ночью увлечённо читала затёртый томик Станислава Лема «Солярис».

  Сонный взгляд на часы - «Опаздываю!»- и  Светлана пружиной вскочила с кровати. Умыванье – одеванье, школьную сумку в руку, и лишь на выходе из квартиры уловила запоздалый возмущённый окрик мамы:
- И кто же у нас  постель заправлять будет!?   Света, а   завтрак!?
-Потом, мам, потом! Уже некогда!

  Хлопок двери подъезда, вот и угол дома…  и Светланка вдруг поняла, что что-то с ней не так. Взгляд вниз. Точно, выбежала в домашних тапочках. Скорее назад, переобуться, пока не засмеяли. Да, теперь точно она могла опоздать на школьный автобус. Быстро шла, почти бежала на стоянку.
 Под ногами красно-золотистым ковром шуршали листья. Октябрь. Осень. 

  Впрочем, и летом-то эта улица красива. Липовой она была названа из-за  старых лип, чти верхушки  смыкались, образуя тоннель, а когда эти липы цвели, благоухание было на весь городок.

  Успела. Автобус - зелёный «Прогресс» - сиротливо  стоял у тротуара. Одноклассники уговорили водителя подождать. Всё, поехали.

  Начальная школа в Крампницах была своя. А средняя школа была в Потсдаме, и возили туда лишь старшие классы. Потому и пассажиры автобуса были как на подбор, уже «взрослые», девяти-десятиклассники, безо всякой пищащей младшеклассной мелюзги.  До школы ехать совсем немного, минут 20.

 Настроение  у Светланки  сегодня отсутствовало полностью. Впрочем, унылость была вполне объяснима. Осеннее утро, не выспалась, да и первым уроком контрольная по нелюбимой математике. И никак этого не миновать.

  И вдруг с задних сидений кто-то из пацанов с надеждой в голосе выдал гениальную, но робкую мысль:
-Дядя Коля, а может, мы сегодня опоздаем?

-Дядь Коль, ну давайте опоздаем! Ну пожалуйста! - к мальчишкам  подключились  дружные и звонкие девчоночьи голоса, перекрывая натужный вой двигателя.

  Дядя Коля, прапорщик, водитель школьного автобуса, конечно же был добрым человеком. Другого не посадили бы за руль автобуса с детьми. Да и рейсы были ежедневны и однообразны. Городок - школа - городок. Разве ещё на почту заехать, так она рядом со школой. Или в госпиталь кого-то по пути завезти. Тоска для водителя…

-  Конечно, опоздаем, а потом мне начальство большой «сыктым» будет делать! Ну вы и размечтались, двоечники и бездельники! В школу и никаких гвоздей!

-Ну дядь Коль, ну пожааалуйста!!! ДядьКоль!!! Мы никому не скажем!!! – хор голосов был громок и настойчив. Пытка детским убеждением в необходимости непременного опоздания оказалась сильнее воинского долга.

-Ладно. На полчасика опаздываем. Только если кто спросит, автобус сломался, понятно? И к памятнику заедем.
-Урааа! – от звонких дружных криков, казалось, лопнут стёкла автобуса.

-Светка, а что мы всё время с дядь Колей по памятникам ездим? - тихо спросила Светланку её подружка  Лариска.
-Ты у нас новенькая, вот и не знаешь. Он сам нам как-то рассказывал. Его отец, капитан,  без вести пропал в мае 45-го под Берлином. И где он похоронен - неизвестно. Дядь Коля его и не помнит, говорит, что маленький совсем был, когда отца в армию в 41-м забрали. Вот и останавливается всегда у разных военных памятников, где наши похоронены , как будто к отцу на могилку приходит…

   Как и обещал дядя Коля, опоздали ровно на полчаса. До конца контрольной оставалось совсем немного, когда в тишину класса  с шумом и гвалтом ввалились  «опоздавшие» из Крампниц.

- Тихо, тихо, я сказала! В чём дело? Почему опоздали? – строгая математичка  Шаповалова окинула взглядом вмиг присмиревших десятиклассников. – Говорит кто-то один, не надо мне хорового пения, здесь класс  математики! Дорохина, отвечай!
- Светлана Николаевна, у нас автобус сломался, мы поэтому и опоздали! Мы же не нарочно! – Светланка искренно и честно, насколько была в силах, смотрела в глаза педагогу.

- Что то у всех, как контрольная, так автобусы ломаются. Хорошо, садитесь, только тихо. –Светлана Николаевна повернулась и сразу рассыпала кучу замечаний:
- Найдович, Воробьёва, прекратили болтать! Митрошин, отвернись от Пальчикова и прекращай списывать! Климова, к чему всякие хиханьки! Заканчиваем контрольную, осталось десять минут!

 Под хитрые понимающие  улыбки одноклассников опоздавшие расселись на свои места. Всё как и задумано, с контрольной они «пролетели», Светлана Николаевна скороговоркой продиктовала домашнее задание, вот и звонок.

   Следующий урок – физика. Ни математика, ни физика не были Светланке по душе, не смогла она заставить себя полюбить эти скучные точные науки. Девочка-гуманитарий, что с неё взять. Плюхнула сумку на среднее место своего любимого предпоследнего стола и уверенно заявила:
- Так, Юра справа, Игорь слева, - Дмитриев и Нетименко недоумённо посмотрели на деловую соседку.
- Книжку я взяла интересную, никак не дочитаю и оторваться не могу. Нафик эту физику. Толкнёте, если что.

   Достав учебник физики, Светланка прикрыла им зачитанный томик Лема  и окунулась в приключения героев  станции «Солярис» на планете мыслящего океана….какая тут физика!


«…Трясущимися руками я затянул последний болт, отшвырнул ключ и соскочил с лесенки. Медленно пятясь задом, я видел, как шпильки амортизаторов, рассчитанных только на постоянное давление, пляшут в своих гнездах. Мне показалось, что бронированная оболочка теряет свой однородный монолитный блеск, Как сумасшедший подскочил я к пульту дистанционного управления, обеими руками толкнул вверх рычаги запуска реактора и связи. И тогда из репродуктора вырвался не то визг, не то свист, совершенно непохожий на человеческий голос, но, несмотря на это, я разобрал в нем повторяющееся, воющее: «Крис! Крис! Крис!!!...»

-Юрка, не толкайся! – Светланка отпихнула острый Юркин локоть, впивающийся ей в бок. – Игорь, ну перестань! – потихоньку прошипела она второму соседу, усиленно пихающему её с другой стороны.

- Так, Дорохина, это что у тебя там? Дай-ка сюда! – Валерий Николаевич требовательно протянул руку. – Ага, Лем, фантастика. Дорохина, физика лучше любой фантастики! Давай дневник!

   Учитель физики и астрономии Валерий Николаевич Гончаренко приехал преподавать в школу с Западной Украины. Черноволосый и кучерявый, эмоциональный, он более походил на грузина, чем на украинца. Акцент у него был смешной и интересный, ставил ударения как придётся, коверкал слова, «ладонь» называл «долонь», и заслужил уважительную кличку «Омега».

- Валерий Николаевич, не надо дневник, я больше не буду! И книжку отдайте пожалуйста, она библиотечная!
-Дура ты, Светка! –шепнул Юрка. – Он над тобой уж минут пять стоял, мы тебя толкали, а ты в книжке торчишь и ноль эмоций!

   Светка, покрасневшая, достала дневник и  под дружный хохот  в сердцах швырнула его на учительский стол.

   Жирно, красной шариковой ручкой, дневник украсила в графе «оценки» в строчке «физика» цифра 1 и далее, в скобках, расшифрована была буквенно, чтоб не перепутали родители - (ОДИН). И размашистая роспись Омеги.

   Прошла неделя.
- Валерий Николаевич, когда вы мне книгу вернёте? Она библиотечная!
- А, книгу…Да-да, Дорохина, верну, потом, может быть…  Давай-ка к доске, реши нам пожалуйста вот такую задачку…

   Прошла ещё неделя.
-Валерий  Николаевич, вы у меня книгу забирали! Верните её, она библиотечная!
- Какую книгу, Дорохина?
-Библиотечную! Верните, или я к директору пойду! – расхрабрилась Светланка.
-Так, Дорохина, после звонка останься! – в суровом голосе  физика были отчего-то слышны нотки смущения.

-Вот, Дорохина, твоя книжка. Больше не читай на уроках!
- Валерий Николаевич, спасибо! Больше не буду! – радостная Светланка засунула книгу в сумку.
-Это…я просто «Солярис» не читал раньше…пока прочёл… Люблю фантастику. - опустил взгляд Омега. – И ..это…вот тебе. Считай, что это подарок.

  Валерий Николаевич  робко протянул опешившей от неожиданности Светланке книгу.
- Это тоже Станислав Лем. «Непобедимый». За «кол» не обижайся, я в журнале его давно исправил. Только ты не говори никому, хорошо?

P.S. Огромное спасибо Светлане Дорохиной, моей однокашнице по Потсдаму, за прекрасный правдивый сюжет и фотографию.


Рецензии