Сборник стихов Ибрагима Биектаулы
Автор сборника стихов - поэт, публицист, член Союза писателей Татарстана и Союза писателей Удмуртии, член Союза журналистов России и заслуженный журналист Удмуртской республики. Ибрагим Нафиков – общественный деятель: в течение десяти лет он исполнял обязанности Вице – президента Татарского общественного центра в Удмуртии, с его инициативным участием издавалась газета «Янарыш», создавались радио и телепередачи на татарском языке, вышел в свет первый сборник стихов и песен татарских поэтов и композиторов, живущих в Удмуртии. Ибрагим Нафиков стал наставником молодых татарских литераторов в Удмуртии, он создал литературный кружок. Это не первая книга поэта: им изданы четыре сборника,- кроме того, Нафиков – постоянный соавтор коллективных сборников русских и татарских поэтов, книг стихов и прозы лито «Прикосновение» ( руководитель поэт Васильев Л.П.). На стихи Ибрагима Нафикова создано более сотни песен.
И название сборника, и отобранные для него стихи вызывают у читателя впечатление творческого завещания. В памяти всплывают лучшие книги, созданные в человеческой культуре с целью передачи новым поколениям духовного наследия. Это «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, это «Опыты» Монтеня, «Максимы» Марка Аврелия.
Многие строки напомнят читателю философскую лирику Омара Хайяма, например, такие:
Я в мире странном
вечный странник.
Остановка – Земли суть.
За миг бренный
благодарный
Удаляюсь в долгий путь…
Или строки, обращенные к матери:
Я проводил тебя легко, без забот.
Ты ушла тогда, полная тревог…
Причина – волна поздно донеслась:
Как ты хотела – прожитья не смог.
Каким ты хотела - стать я не смог…
Требуют от читателя «додумывания», «домысливания» глубокие строки, напоминающие поэзию Японии и Китая, например:
И листья заговорят…
Стоит иероглифы их понять!
Используя одностишия или двустишия, автор сборника особенно отчетливо выражает духовные ценности, важные грядущим:
В щедрой миске ложке легче.
Ты на вершине – живи без риска –
Мир прекрасен и небо близко.
Жизнь убывает, а вопросы прибывают.
Лучше вражда с Добром.
Чем дружба со Злом.
Любовь – боль.
Любовь – лекарство.
Любовь – пространство.
Любовь – царство.
Ох, как зыбко всё на свете…
Но есть гранит – на чем стою.
Украшение жены – её супруг,
Плохая жена – его недуг.
Тело – тленно…
Душа – пленная…
Космоса выдох –
Пылинок струя.
Микропылинка – этоя…
Подобно многим своим предшественникам в российской поэзии, автор сборника публикует эпитафию, используя этот известный с античных времен жанр для подведения жизненных итогов. Авторская эпитафия, то есть написанная не о поэте после его ухода, а написанная им самим при жизни, содержит и размышления о судьбе татарского народа, и веру в победу добра над злом:
Благословенной судьбины раб:
Имел я и радости, и печали.
Желал я остаться на века,
Чтоб вырвать из духовного рабства
Мой народ наверняка…
Коль с Аллахом пребудет мой народ,
Глас мой молитвою до народа дойдет…
Поэт мысленным взором пронзает тьму веков, рисуя в воображении далекого предка:
Гнал ты табуны, отары…
Пласты времени ломая…
Да трепещет наш враг!
Страна татар –
Преогромный Архипелаг!
В сборнике опубликован и текст гимна «Татарстан – моя родина».
Отражена в сборнике и современная история: в стихотворении, обращенном к девяностолетнему ветерану Зиннуру Давлеткирову, он пишет:
Добыта Победа – праздник ликования.
Затихли и страсти, и раны, и беды…
Да окажем героям в любви признание!
Да на века запомним цену Победы!
Серьезными размышлениями о радикальных переменах в истории России наполнено стихотворение «Ко Дню Победы»:
Могли ли представить мы тогда,
Что развалится та страна,
Где каждый ковал свой сталь – булат.
Высота затронутых автором тем, нравственных запросов его лирического героя, духовных ориентиров находят выражение в стихотворениях «О бессмертии»:
Дано мне – видеть в каждом брата,
Сестру ль – в пичуге и цветке,
И слышать космоса набаты
В ручье и нежном колоске.
Обращается автор к собратьям по перу: в стихотворении «Молодому пииту» он пишет:
Перо твоё – что топор.
Что вырубишь им, интересно?
Поэт предлагает молодым современникам образцы для подражания:
Тукай – нации зеркальный канон,
Татарского духа небесны эталон.
Есть у поэта и добрые советы своим сверстникам в стихотворении «Старому поэту»:
Выбрось ты палку, старик, иди,
Но не торопись, мосты не жги.
…Но, чтоб не высохли мозги,
В помощь Музу позови,
Пиши стихи и переводи,
А за книги премий не жди…
Ибрагим Нафиков хорошо знаком с русской поэзией, он пишет Александру Сергеевичу Пушкину; переводит строки удмуртского поэта Кузебая Герда; с благодарными словами обращается к библиотеке как хранилищу книг, на бумаге отображающих духовные ценности, - библиотеке, носящей имя татарского поэта Мусы Джалиля: поэт называет библиотеку «домом святой мудрости», «площадью истории», «школой добра».
Одна из главных поэтических тем – тема любви раскрыта автором с необыкновенной молодой свежестью:
В мечтах моих светлых,
Кроме тебя, милый,
Кому шептать могу я:
«Единственный, любимый!»
Судьбу прошила молнией
Минута великая:
Мне улыбнулась Айсылу –
Луноликая…
Ты не звезда на небе
И не Солнце…
Но улыбка твоя так светла.
Берег Волги
Помнит, как я
Глаза твои ловил…
Как заря, вошла
Ты в душу мою,
Крылья мне дала
И любовь свою…
Богат внутренний мир лирического героя стихов Ибрагима Нафикова, есть в его душе место юмору:
Рай – страна там,
Где люди – ангелы.
Пятьдесят пять – чепуха,
Пятьдесят пять – это кураж
Молодого петуха! Ха!!!
Когда пора закрываться, зрачки расширяются.
Грех сей не я совершил…
Ты сама мне приснилась.
Это не я согрешил.
Вкруг меня ты, змея, вилась..
Ох, эти вздохи,
Ах, этот вскрик…
За тонкой стеною –
Терзающий скрип…
Не терзайся, что ты лысый
И что подруга воблу съела…
Прекрасно удаются Ибрагиму Нафикову стихи для детей, возможно, это знак хорошей души, близкой детям своей чистотой?
Рамис любит виноград,
Папе и маме очень рад.
Полюбил он и «лошадку» -
Успел деда оседлать…
На зеленой на траве –
На прекрасном на ковре,
Ой, гуляют гуси.
Я летом – огород копаю,
Зимой снег я убираю.
…Кому со мной дружить охота?
Будем знакомы,
Я – лопата!
Завершает сборник «Ода природе»:
Природа мудра,
Природа права!
Таким апофеозом завершено обозрение написанного поэтом, именно эти строки прежде всего можно считать завещанием грядущим.
Свидетельство о публикации №215060201088