Позднышев Николай Иванович

Родился  в  1908  году  в  городе  Коврово  Ковровского  района  Владимирской  (Ивановской)  области  (Россия).  Русский. 
В  РККА  с  1930  года.
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  лётчиком  в  107-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  13  июля  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  9  боевых  вылетов,  участвовал  в  1  воздушном  бою.
При  посадке  попал  в  аварию  и  получил  ранение.  Более  месяца  лечился  в  госпитале,  после  чего  был  отправлен  на  родину.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  получил  звание  старшего  лейтенанта.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов.
Служил  в  145-м  истребительном  авиационном  полку.
Весной  1941  года  во  время  учебного  воздушного  боя  в  лобовой  атаке  столкнулся  с  лейтенантом  Кузьминым.  Оба  летчика  спаслись  на  парашютах.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  25  июня  1941  года. 
В  составе  145-го  истребительного  авиационного  полка  сражался  в  Заполярье,  был  заместителем  командира  эскадрильи  и  одновременно  штурманом  полка.
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  25  боевых  вылетов,  участвовал  в  4  воздушных  боях,  в  составе  пары  сбил  1  самолет.  Штурмовыми  действиями  уничтожил  до  10  автомашин,  склад  боеприпасов,  до  роты  пехоты. 

     «…Тройка  самолетов  И-16,  пилотируемых  старшими  лейтенантами  Н.  В.  Пискаревым,  Н.  И.  Позднышевым  и  лейтенантом  А.  З.  Небольсиным,  вылетела  на  разведку  в  район  Западной  Лицы.  Выполняя  задание,  летчики  заметили  колонну  автоцистерн  противника.  Ведущий  покачал  крыльями  -  и  звено  устремилось  в  атаку.  Небольсин  разворачивался  на  второй  заход,  когда  в  его  самолет  попал  зенитный  снаряд.  Машина  загорелась,  спасти  ее  было  уже  невозможно.  И  тогда  герой-комсомолец  направил  свой  истребитель  в  центр  автоколонны.  Раздался  сильный  взрыв,  разметавший  более  пяти  машин.
     Пискарев  и  Позднышев  решили  отомстить  фашистам  за  гибель  боевого  товарища.  Они  снова  спикировали  на  колонну  и  длинными  очередями  стали  бить  по  врагу  из  пулеметов.  Пронесшись  последний  раз  над  местом  гибели  Алексея  Небольсина,  советские  летчики  повернули  домой.  Неожиданно  в  облаках  мелькнул  немецкий  самолет-разведчик  ФВ-189*.  И  хотя  горючее  было  на  исходе,  Пискарев  и  Позднышев  преследовали  врага,  пока  тот  не  свалился  горящим  на  землю.  На  последних  каплях  бензина  вернулись  они  на  аэродром…» 
     (Из  книги  И.  Г.  Иноземцева  «Крылатые  защитники  Севера»)

11  июля  1941  года  в  воздушном  бою  над  аэродромом  Шонгуй  южнее  Мурманска  был  сбит  немецким  истребителем  Ме-109  (предположительно,  обер-фельдфебелем  Хуго  Даммером  из  5-й  истребительной  эскадры).  Погиб  и  был  похоронен  в  районе  аэродрома  Шонгуй  Мурманской  области  (Россия). 

Список  известных  воздушных  побед  Н.  И.  Позднышева:
10.07.1941     1/2       ФВ-189*          Западная  Лица                в  паре  с  Н.  В.  Пискаревым

Награждён  двумя  орденами  Красного  Знамени  (21.05.1940,  22.07.1941).

Примечание:
*     Самолеты  этого  типа  появились  в  Заполярье  лишь  в  1942  году.  Вероятно,  под  удар  летчиков  попал  До-17  из  разведывательного  авиационного  звена  «Лаппландия».  Немецкие  летчики  фельдфебель  Ланге  и  унтер-офицеры  Аккерманн  и  Куберек  погибли.   


Рецензии