Освободив Пушкина, Николай I забрил в солдаты...

Освободив из ссылки Пушкина, Николай I почти одновременно «забрил в солдаты» молодого поэта Александра Полежаева (1804-1838). Вот как это было:
     Осенью 1826 года, после казни декабристов, Николай праздновал в Москве свою коронацию. Полиция доставила ему поэму Полежаева «Сашка». Возмущенный вольнодумством, царь приказал арестовать и привести к нему автора – студента Полежаева. Заставив его прочесть вслух свою поэму, Николай приказывает сдать Полежаева в солдаты. После объявления приговора Николай подошел к Полежаеву и…поцеловал его в лоб!

В солдаты юношу сдавая,
Монарх его не унижал,
И поддержать его желая,
Обнял и в лоб поцеловал,
Тем самым как бы говоря:
«Хотя я и люблю тебя,
Как человека и поэта,
Но против правил «этикета»
Идти я все же не могу –
Покой страны я берегу.
Довольно бывших возмущений.
Я вольность всякую давлю,
Будь хоть ее носитель гений.

Пойми меня – я не злодей:
Пекусь о подданных своих,
Казня носителей идей,
Самодержавию чужих.
Я так стараюсь управлять,
Чтоб тишь была да благодать».

Понять могу я Николая,
Хотя его не одобряю:
Лишь на кладбище тишина,
А жизнь волненьями полна…


Рецензии