Добрые люди

                Глава3.Деревня.

  Дальнейшую историю деревни  я знаю уже от очевидцев.И пусть это были всего навсего рассказы,но рассказы живых людей.Людей которые пережили лично все эти события,которые видели всё происходящее своими глазами.Конечно их рассказы в чём-то субъективны,отражают личные мнения и переживания,но они видели и помнили именно так.И именно так я хочу это пересказать.
  Зимними вечерами к прабабушке Анне приходили подруги-соседки.Как правило с прялками,или с корзиночкой шерсти,иногда кудели.Куделя-это волокна льна,которые нужно расчесать специальным устройством,так-же как и шерсть,и прясть.Льняная нитка получалась тонкая и ровная,тоньше чем шерстяная.Нитки сматывали с веретена в большие клубки и убирали.Пряли нитки разные по толщине,из толстых делали дратву,брали и натирали варом.Это такой кусок наподобии гудрона,получалсь черная,очень прочная нить,использовалась для ремонта обуви,в основном валенок.Из тонкой нитки ткали полотно,раньше наверное всякое ткали,а я помню только мешковину.Прадед приносил в дом ткацкий станок,он хранился на чердаке,и использовался не часто.
  Мне нравилось смотреть,как старухи пряли.Нитка бежала нескончаемым ручейком,и ровными рядками наматывалась на веретено.Пучок кудели,или шерсти становился меньше,а веретено от нитки толще.Руки старух работали автономно,сами по себе.Они даже не смотрели на то,что прядут.Сидели и разговаривали,вспоминали.А руки работали.Приходили две,три,иногда больше прабабушкины подруги,зажигалась керосиновая лампа,в избе становилось уютно и спокойно.Я усаживался у печки,или на сундучёк,смотрел и слушал.Старухи всегда что нибудь рассказывали,не для меня,вообще не для кого.Просто что-то говорили,а я слушал,и смотрел как бежит нитка,или как горит огонь в печи.Разговоры как правило были о былых временах,о том как жили раньше,до советов.О том какие были вкусные баранки в лавке у Тихомировых,а Васильевы торговали лучшим сахаром.Сахар продавался головками,по пол-пуда.О том,что Абрамовы качали больше всех мёда и сад у них появился у первых,но это баловство.А вот рожь у них была всегда не очень,да и хозяйство по тем меркам так себе,всего пять коров,лошадь вообще одна.Вот Кулик хозяйство вёл справно,несмотря на то,что мельник,со всеми делами управлялся.И земля у него была и скотины полный двор.Мать его,бабка Анисья до смерти всё в руках держала,самое крепкое пожалуй хозяйство в деревне.Кулик сидел тут-же,это был мой прадед,но в разговоры не встревал,скорее всего и не слышал,так-как был сильно глуховат.А может просто не хотел влезать.Потом вспоминали Афоньку Бодрова,которого бык забодал,но это уже при колхозе.
  Ещё запомнилось мне рассуждение одной соседки по прозвищу Керсаниха,о политике,о мировой политике,но в масштабах деревни.Керсаниха рассуждала так:"Все беды начались с японской.Помните,до японской в солдаты забрали одного Ваньку Абрамова.Так от этого деревне ни какого убытку и не случилось.Про Ваньку и забыли все,до той поры пока он не вернулся,через двадцать годов,да взял в жёны Химку рябую,старую деву.А крестьянствовать так и не научился потом,хоть и в деревне вырос.Сад посадил,да пчёл завёл,разве это дело.Да с ружьём ещё баловался,за охотой всё ходил,срамота."У нас так и говорили,не на охоту,а за охотой.Дальше Керсаниха продолжала рассуждать:"На японскую пятерых забрали,Васька Васильев сгинул,а Митрей Васильев без ноги пришёл.А уж как германская началась,почитай через одного подобрали,осиротили деревню.Мужиков не вернулось четверо,а кто вернулся израненый.Вон Кулик твой"-обращалась Керсаниха к прабабке-"в голову раненый пришёл,оглох.Хорошо руки-ноги целы.А уж как вторая германская,тут уж и совсем пропала деревня.Правда это опять уж при колхозах."Про колхозы старухи говорить не любили.Эта тема,не то что вообще не обсуждалась,а как-то обрывочно.Вспомнит кто-то,какой-то эпизод,или случай и все надолго замолчат.
  В дальнейшем,воспроизведя в своей голове отдельные реплики и краткие рассказы о становлении колхоза в нашей деревне,сопоставляя различные факты,мнения,у меня сложилась ясная и полная картина,как это всё было.Об этом я больше узнавал от своих более молодых предков,бабушки,дедушки,их братьев,сестёр,и просто ровесников.Они были поколением первых колхозников.А поколение прадедов,всё-таки были ещё настоящие крестьяне.


Рецензии
Молодец, столько всего запомнить!

Елена Ляхова   30.10.2016 23:28     Заявить о нарушении
Память живёт с нами всегда.

Мик Александров   30.10.2016 23:40   Заявить о нарушении