Сталин и алкогольный вопрос
«Сталин с водкой не боролся, он боролся за организацию свободного времени и культурного досуга советских людей. Любительский спорт и художественная самодеятельность были развиты чрезвычайно и именно были любительскими. Каждое предприятие и учреждение имели команды спортсменов и самодеятельных артистов из своих работников. Мало-мальски крупные предприятия обязаны были иметь и содержать стадионы и клубы. Играли все и во всё. Спартакиады спорта, творческие фестивали были неотъемлемой частью жизни страны и народа.
Сталин предпочитал пить только грузинские вина «Цинандали» и «Телиани». Случалось, что иногда выпивал и коньяк, а водкой просто никогда не интересовался. С 1930го по 1953й год охрана видела его «в состоянии невесомости» всего лишь только дважды: на дне рождения С. М. Штеменко и на поминках А. А. Жданова.
Во всех городах СССР от сталинского времени остались парки. Они изначально предназначались для массового отдыха людей. В них в обязательном порядке должны были быть: читальный и игровые залы (шахматы, шашки, бильярд), аттракционы, пивная и мороженицы, танцплощадка и летние театры».
А вот, что пишет на ту же самую тему военный историк Арсен Мартиросян в своей книге «Сталин: биография вождя»: «После смерти Сталина Хрущёвым был запущен в оборот миф о том, что тов. Сталин был невоздержан в еде и в употреблении алкоголя.
Зачем он это сделал, понять трудно. Наверное, для того, чтобы прикрыть свою безудержную страсть к обжорству и особенно к горилке (с перцем), из-за чего он натворил немало бед - у этого троцкиста была манера по пьянке выбалтывать иностранцам высшие государственные секреты.
А быть может, Хрущёв хотел утвердить ту точку зрения, что-де яблоко от яблони далеко не падает - ведь отец Сталина погиб в пьяной драке.
Приём, конечно, очень гнусный. Ну, а что же было в действительности?
А в действительности десятки и даже сотни людей, которые общались со Сталиным на протяжении трёх десятилетий его пребывания на самой вершине Олимпа власти, в один голос утверждают, что и в еде, и в употреблении алкоголя Сталин был очень умерен.
Повседневная еда у него была очень простая: суп, чаще всего борщ или щи с капустой, которые он очень любил, на второе отварное мясо (иногда рыба), в качестве гарнира каша, чаще всего гречневая, нередко и отварной картофель. Естественно, что на столе присутствовали зелень, овощи и фрукты, традиционные грузинские закуски (эти, правда, не часто), сыр, чаще всего сулугуни.
Бывали и традиционные для грузинской кухни блюда с орехами, сациви, например. На третье либо компот из сухофруктов, либо чай. Из сладкого очень любил варенье из зелёных грецких орехов (такое ему раньше его мать присылала).
Что тут такого сверхъестественного нашел недобиток Хрущёв, понять трудно. Ведь он же сам не раз бывал у Сталина на обедах и ел именно это. Зачем нужно было лишнее-то болтать?
Иное дело, когда Сталин давал официальные приемы от имени Советского правительства.
Да, в этих случаях столы действительно ломились от различных яств. Но это политика и дипломатия. Это обычная практика официального гостеприимства на высшем уровне. Что сверхъестественного в этом нашли Хрущёв и иже с ним понять тем более трудно.
Что касается алкоголя, то россказни старого троцкиста тем более трудно понять. Потому что, в отличие от самого Хрущева, Сталин родился в Грузии, где испокон веку царит очень высокая культура потребления алкоголя, в первую очередь вина сухого, полусухого и полусладкого. Как для грузина для Сталина традиционная грузинская культура потребления вина была столь же естественным явлением, как и дышать. И потому, употребляя алкогольные напитки, он исходил не из характерного для того же Хрущёва стремления напиться до поросячьего визга, а из возможности создать непринужденную обстановку дружеского застолья.
Да, на столе у Сталина, особенно если к нему приезжали гости, были разные напитки и вино, и водка, и коньяк. Кому что хотелось, то и употреблял. Сам же Сталин больше всего предпочитал грузинские вина сухие и полусладкие. В повседневной практике сухие, главным образом карталинские вина, если исходить из воспоминаний сотрудника его личной охраны Г. Эгнатошвили, Карталинское вино - самое слабое вино из всех грузинских вин, примерно 9-11o.
Сталин пил вино тридцати или пятидесятиграммовыми стаканчиками. Никогда не напивался.
В то же время не раз и не два многие из его окружения были свидетелями, когда Сталин употреблял и более крепкие напитки. Чаще всего это имело место ввиду каких-либо политических соображений, например в общении с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, который обожал крепкие напитки. Вот Сталин и пил с ним прекрасный армянский коньяк, от которого Черчилль был просто в восторге. Сталин потом послал ему несколько ящиков.
Однако и в таких случаях Сталин никогда не напивался. Более того, никто даже и заметить-то не мог, что он в нетрезвом состоянии, потому что люди, выросшие в условиях высокой культуры потребления алкоголя, умеют не только пить, в том числе и много, но и держать себя в руках даже после большого количества выпитого.
Кстати говоря, с У. Черчиллем произошла весьма любопытная история. Будучи на правительственном приёме по случаю визита в СССР У. Черчилля, любимец Сталина главный маршал авиации, создатель советской авиации дальнего действия А.Е. Голованов обратил внимание, что Сталин всё время подливает Черчиллю коньяк и пьёт с ним наравне. Заметив встревоженный взгляд Голованова, Сталин наклонился к нему и тихо сказал: "Не бойся, Россию я не пропью. А этот (то есть Черчилль. А. М.) у меня завтра будет вертеться как карась жареный".
Очевидно, в ходе этого дипломатического спаивания Сталин пытался решить какие-то очень важные вопросы, которые Черчилль на трезвую голову не хотел решать. Но это обычная практика у всех людей, что на высшем уровне, что на обыденном. Каждый из нас хоть раз в жизни прибегал к этому приёму.
К слову сказать, на следующий день Сталин был в прекрасном состоянии, а Черчилля одолевал похмельный синдром, но после соответствующей опохмелки Сталин вырвал у него необходимые для Советского Союза уступки.
Ну и что тут такого плохого?! Дай-то Бог, чтобы иные правители умели бы использовать алкоголь в интересах собственной державы так, как это делал Сталин.
Любопытна ещё одна деталь. Во время встреч с представителями иностранных держав, особенно руководящими, Сталин никогда не упускал случая продемонстрировать, так сказать, в интересах внешнеторговой рекламы, всю палитру советских вин, шампанского, коньяков и водки.
Мало кому известно, что, например, начало настоящему виноделию в штате Калифорния положил именно Сталин. Во время одной из встреч с президентом США Рузвельтом Сталин угостил его знаменитыми грузинскими винами "Киндз-мараули" и "Хванчкара ". Рузвельт пришёл в неописуемый искренний восторг. После этого Сталин пообещал ему прислать черенки виноградных лоз этих сортов винограда и своё обещание выполнил. Так в Калифорнии и началось настоящее виноделие.
И вот ещё что. Как известно, Сталин не очень-то жаловал лекарства. Однако, прекрасно зная лечебные свойства грузинских вин, пользовался ими в зависимости от того, что нужно было лечить. Вот так в действительности относился Сталин к еде и алкоголю».
А вот, что говорил об этом сам И. В. Сталин: «Правильно ли поступили мы, отдав дело выпуска водки в руки государства? Я думаю, что правильно. Если бы водка была передана в частные руки, то это привело бы: во-первых, к усилению частного капитала, во-вторых, правительство лишилось бы возможности должным образом регулировать производство и потребление водки, и, в-третьих, оно затруднило бы себе отмену производства и потребления водки в будущем. Сейчас наша политика состоит в том, чтобы постепенно свёртывать производство водки. Я думаю, что в будущем нам удастся отменить вовсе водочную монополию, сократить производство спирта до минимума, необходимого для технических целей, И ЗАТЕМ ЛИКВИДИРОВАТЬ ВОВСЕ ПРОДАЖУ ВОДКИ».
Свидетельство о публикации №215060200474