Момент истины. Декабрь 94

Момент истины
(Открытое письмо, или исповедь на незаданную тему)
                Крым. Декабрь 94.
Веришь, поведай людям о вере своей,
Ибо, вера без проповеди – слепа есть.

   Говорят, в споре рождается истина. При открытом обмене информацией возникает «момент истины», и спор гаснет сам собой. Казалось бы, должно быть так. Но в реальной жизни с нами часто спорят далеко не слепые и глухие или просто глупые люди, а имеющие целью не истину, а свой, суетный интерес. Истина в споре рождается далеко не всегда.

   05.11.94 «Крымская правда» опубликовала статью Леонида Грача, первого секретаря коммунистической партии Крыма «Великий Октябрь». 19.11.94 последовал и отзыв «Россия, Октябрь, Социализм» В. Пономаренко. Два доктора наук скрестили шпаги, казалось бы, по всем правилам дуэльных баталий: социализм или капитализм.

    Газета пригласила к дальнейшему разговору на волнующую тему. Последовал ряд публикаций, в основном, сторонников Грача. У меня создаётся впечатление, что сжатый, несколько легковесный отзыв профессора Пономаренко использован газетой, как своеобразная провокация, для того, чтобы создать иллюзию широкой поддержки, написанному борзым пером искушённого в политике (или политиканстве) доктора исторических наук Грача и его помощников.
   Ни в коей мере не посягая на компетентность высокотитулованных авторов, я хотел бы добавить несколько штрихов для целостности общей картины.

   «Жизнь даётся один раз, и закончить её лучше в Крыму», - так, с лёгкой завистью, провожали меня на новое место жительства четыре года назад. Это одни. Но, были и другие. «Вася! Тебе там воздуху не хватит! Задохнёшься!» - слышал я от более практичных молодых специалистов – осевших на псковских заводах недавних выпускников украинских ВУЗов.
   И те и другие были в чём-то правы…

   Крым недаром называют «орденом на груди планеты» - прикипаешь быстро. «Родина – где Мама тебя родила, Отечество – где ты сам Отец», - сказал Стефан Цвейг в своей последней книге. И когда мой пятилетний сын, младший из троих, родившихся на Крымской земле, присев рядом с притомившимся родителем, возглашает: «Папа! Мы не бросим Крым!» - я чувствую себя обязанным этой не очень сегодня счастливой, но не переставшей быть прекрасной, земле.

   А люди? Татары, Украинцы, Русские, многие малые, но от этого не менее значимые в культурном смысле народы. Не сплав, но многообещающая эклектика. Да и нужен ли в этом случае сплав?
   Читаю девиз на молодом гербе Крыма: «Процветание в единстве». Далеко нам до процветания. Это, конечно, не «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Но, тоже, хорошо замахнулись. Вспоминается нечто другое: «Единство в многообразии». – Отцы – основатели долго думали и спорили, но так и не пришли к единому мнению. И надпись на гербе США гениальна именно в своей незавершённости.
    Зато на символе стабильности сего дня – зелёной бумажке читаем всем понятное, объединяющее без национальных различий: «IN GOD WE TRAST - В Бога мы верим!» Как здесь не упомянуть великого язычника, жестокого завоевателя Чингиз Хана, в зародыше давившего всякое военное сопротивление покорённых народов, но завещавшего своим преемникам веротерпимость: «Бог един. Но каждый народ волен идти к нему своим путём. В этом – не мешайте». Его династия правила более трёхсот лет…

   Немногое сейчас в нашей жизни меняется к лучшему. А к лучшему ли мы стремимся?
   С рублёвой зоной всё ясно. На вокзале – базаре тебе запросто обменяют всё на всё. Да и зона – слово пугающее – это колючая проволока, ограничения, запреты, протекционизм. Свободное хождение, хотя бы валюты, все же лучше.
   «Севастополь, Крым, Россия!» - Лозунг «униженных и оскорблённых» звучит всё реже. Люди умнеют и постепенно понимают, что судьбу военно-морской базы, имеющей геополитическое значение, будут решать не Лосевские Бабули, а как минимум, на державном уровне, законные преемники распавшегося Союза – Россия и Украина. Крымчан, даже из вежливости, скорее всего не пригласят на переговоры. В мировой истории есть примеры благополучного решения аналогичных проблем. Процветают ныне территории Сингапура, Гонконга, Гибралтара.

    Лет двадцать назад моряки Северного флота шутили: «Северный флот – самый, что ни на есть флот, Тихоокеанский – тоже флот, Балтийский – бывший флот, Черноморский? – чи флот, чи не флот. По большому счёту России пока не до флота. Но время работает не на нас. Пока Украина и Россия разбираются и делят неделимое, Турция, с благословения блока НАТО, наглухо запечатала для кораблей выход в Средиземное море, попутно завалив не только крымский рынок турецкими огурцами и помидорами и дешёвым бросовым товаром.

   О «Великом Октябре». С таким же успехом можно считать, что новая эра России началась «Великим Февралём» того же года, когда отрёкся последний император трёхсотлетней династии дома Романовых.
   В октябре же произошла довольно бескровная смена власти. Ленин на вопрос своего незадачливого земляка по Симбирску А. Ф. Керенского «Кто возьмёт на себя ответственность за дальнейшую судьбу России?» ответил с присущей ему решительностью «Есть такая партия!» И штурм Зимнего. 6 человек погибло в давке у пресловутых ворот. Вот и все потери.

     В ночь с 5 на 6 января 1918 года легендарный матрос Анатолий Железняков, не менее решительно, произнёс «Караул устал». И депутаты, напуганные произошедшим накануне у Таврического дворца расстрелом рабочей демонстрации в поддержку нарождающейся демократии, покинули зал заседаний Учредительного собрания. Расстрелянные были похоронены рядом с жертвами всем известного 9 января 1905 года. На венке, возложенном на могилу рабочими Обуховского завода, было написано: «Жертвам произвола самодержцев из Смольного». Таким образом, демократия, не успев родиться, уступила место диктатуре.   В крови Россия, так и не передохнув после потерь первой мировой, начала вновь захлёбываться чуть позже.

   Временный Совет Народных Комиссаров, созданный вторым Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 года вскоре стал постоянным и чисто большевистским. Таким образом, большевики в России окончательно взяли власть вместе с исторической ответственностью за всё хорошее и плохое, что творилось и творится с нами.

   Дальнейшая история страны до недавнего времени по вполне понятным сегодня причинам для большинства из нас потеряла объективную документальную основу. Для того, чтобы сохранить власть, а иногда и жизнь, надо было думать одно, говорить другое, делать третье… короче, лгать, сажать, убивать, ссылать тех, кто мешал лгать, и снова лгать.
   
    Прошлогодний Ельцинский расстрел Белого Дома. Ничему не научились.
   Я не отрицаю величия Октября. Велик и гений и злодей. Один своим подвижническим взносом в сокровищницу человеческой мысли, другой своим великим злодейством, заставляющим задумываться и содрогаться не одно поколение.
   История пишется или вечным, божественным языком высокой культуры, понятным далеко не всем, или низким, страшным, но всем доступным языком страстей, крови и великих потрясений. «Невеликих» людей, времён, событий в истории просто не остаётся.

    Что же такое так ругаемый ныне коммунизм? Лет пятнадцать назад я впервые взял в руки бабушкину библию. На замечание тёщи: «Коммунист, а что читаешь?», молодой и очень тогда самоуверенный член КПСС и атеист ответил: «Оружие врагов нужно знать в подлиннике». Но, странное дело, чем дальше читал, тем всё более и более стыдно становилось за глупые слова. В библии и святых книгах я искал и находил, прежде всего, не мифы и сказания о чудесах, а вечный философский смысл, которого так не хватало в официально преподаваемых в ВУЗе общественных дисциплинах.
     Законы Ману, уложения Буддизма, Десять заповедей Моисея, Нагорная проповедь Христа, Откровения, данные Мухаммедом в Коране и Моральный кодекс строителя коммунизма…  По сути во многом идентичны по общечеловеческому и смысловому содержанию.   Не такое уж и новое было предложено Марксом. Действительно: «Вековая мечта человечества». Но, почему, коммунисты, почерпнув из колодца вечной  мудрости, считают обязательным, нагадить в него?

     Есть светлая цель, есть и реальная жизнь с её далеко не бесконечными возможностями и средствами. Первобытное варварство, царство естественной необходимости, царство разума. Пытаясь понять жизнь, мы стараемся всё разложить по полочкам. Но, не раскладывается. Каждый сам выбирает себе эпоху. Каждый человек -  это целый «мир в себе». И когда один, одухотворённый великим замыслом, стремится к «разумному, доброму, вечному»,  рядом другой, опускаясь, уподобляется зверю, хитрому, плотоядному. Ибо, ни один зверь не наделён таким страшным оружием, как разум человека, обращённый во зло. Человечество по мере своего развития становится всё более опасным, прежде всего, для себя самого. Выбор неширок: осознанное добровольное самоограничение, отнюдь, не наивный идеалистический коммунизм, когда «каждому по потребностям», или хаос и самоуничтожение. Это, может быть уже лучше, чем мы, понимают там, за бугром. Главное не ярлык, не форма, а содержание.

    «Священники губят религию, профессора – науку, академики – искусство», - так говорил П.Д. Успенский – один из известных русских философов – эмигрантов, имея в виду, конечно, не тех, кто двигает вперёд человечество, прилагая все силы, чтобы «курс был ясен и кормило устойчиво», а тех, кто корыстно и жадно алчет у кормушки, предоставляемой власть имущими (услужливым, так называемым «учёным»).

   Великому вождю и отцу всех времён и народов приписывают слова, произнесённые в самый разгар холодной войны: «Если капитализм сможет дать достойную жизнь экслуатируемым рабочим и крестьянам, если капитализм обеспечит право на труд, отдых, образование, лечение, обеспечение старости, тогда он перестанет быть капитализмом». «Капитализм», похоже, кое-что смог. Мы не смогли. Стоит ли теперь цепляться к ярлыкам?

   Почему же лидеры ортодоксальных коммунистов так держатся за отжившие понятия вчерашнего дня? От недостатка ума? Демократы или те, кто так себя называют, разрушив пусть гнилую, но всё же кое-как работавшую систему, не смогли пока предложить народу ничего нового и доброго. Ломать – не строить. Да и невозможно «строить» общество. Это сложный живой организм. Он не строится, а медленно растёт. И лицо его определяется не желаниями вождей и политиков, а интегрированным сознанием, неформально господствующим в народе.

   Не всегда наверху, во власти, самые достойные, скорее, самые живучие, энергичные, зацикленные на власти. И, каждый правитель грешен, как и все мы.  Думая совершить что-нибудь неблаговидное, непотребное над народом своим, он, невольно обращает взор «вниз»: «Поймут? Простят ли?» Но, если не поймут, второй вопрос уже и ни к чему. Всё дозволено.

   Каждый народ, в конечном счёте, получает то, что заслуживает. Содеянное одним поколением исправляют идущие следом во времени. Грехи отцов искупают дети и внуки уже во имя своих детей. Лишь в страданиях (от слова страда) и труде проявляется «момент истины» открывается верный путь.

    Мы от многого освободились за последние годы, многое и потеряв. Чем моложе человек, тем легче ему приспособиться, найти место в быстро меняющейся жизни. Каково старикам? Они надеялись на государство, которое обеспечит достойную старость. И вот «Банка лопнула» - как сказал негр Джим Тому Сойеру, присвоив его деньги. Нет горя страшнее, чем разочароваться в жизни на старости лет. Людям старшего поколения,  не видящим света в конце тоннеля, остаётся вспоминать ушедшие, относительно благополучные времена. Величие былого.

   Генералу Лебедю, командующему четырнадцатой армией в Приднестровье, принадлежат слова: «Тот, кто не жалеет о потерянном Союзе, не имеет сердца, тот, кто считает, что Союз можно восстановить – у того нет мозгов». Больно, но справедливо.

   Сегодня льётся кровь в Чечне. Умные люди понимают, что более страшную рану нельзя нанести настоящим патриотам России. Но сегодняшняя кровь в Чечне не случайность, закономерность. Три года назад Россия потерпела сокрушительное поражение на Кавказе. Ушли войска. Это не беда, когда уходит оккупационная армия из Восточной Германии. Утрёмся, переживём. Не весёлый и временами пьяный президент, а бывшие союзники наши и немцы позаботились о более или менее достойном выходе. Беда, когда солдаты своей страны уходят голые, оставив всё оружие с полным боекомплектом, складские запасы невесть кому. Сегодня это оружие стреляет. Спросить снова не с кого. Хотя все живы, все налицо. Почерк старый, бесталанный. Почерк партийный (партия – часть – сектор – секта), неоригинальный. Когда рука руку моет, когда всё хорошее себе, всё плохое – другим, обгаживая и убирая нежелающих включаться в грязную игру. Это политическое наследство нашей единой и гениальной партии. Неважно, кем они себя называют: демократами, которые, использовав демагогию, в очередной раз обманули незадачливый народ и сумели удержаться на верхушке пирамиды, фактически став шестёрками уголовных заправил, или тех, кто, не успев «поменять лошадей», не нашёл ничего лучшего, чем искать вчерашний день. Крайности сходятся. И те и другие ведут нас в никуда.

   Товарищ Грач! Однако, вы клевещете на старую партию, так много сделавшую для Вас лично, деля коммунистов только на два сорта: упёртых ортодоксов и предателей. Из восемнадцати миллионов бывших членов КПСС, большинство, я в этом уверен, порядочные и, самое главное, неглупые люди. Партбилеты в сейфы они не прячут, хранят в семейных архивах как реликвию ушедшего прошлого. Им, может быть, если в чём-то и стыдно, так это в том, что поздно смогли разобраться, что к чему.
   На повестке дня сегодня вопрос более серьёзный, чем выбор между капитализмом или коммунизмом, и более острый. Быть нам всем, или не быть. И с помощью демагогии его не решить. Надо просто организовывать труд, если хотите, эксплуатацию, много и честно работать. Тем, конечно, кто умеет. Тем, кто может. Произведём. Поделим. Без насильственного изъятия в уравнительную кучу. Не мешайте, товарищ Грач!

   Прошёл первый демократический угар. Народ устал. Молодые «голосуют ногами», не желая бесполезно топтать обувь в походах на избирательные участки. За стариков и ветеранов больно. У них осталось последнее реальное право – бросать бумажки в избирательные урны. Демократия.
    На волне недовольства возможна даже кратковременная реставрация. И товарищ Грач снова сядет в руководящее кресло. (В конце концов, он и сел. Но в Крыму от этого ничего не изменилось). Держитесь тогда, господа демократы и миллионеры. Все в Швейцарию не смоетесь. Америк на вас не хватит. Но и народ не выиграет. Отберут, переделят и после короткой эйфории начнут новый круг. Обманутые в очередной раз будут чесать поредевшие плеши, приговаривая: «Опять нашего брата …»
   Да что это я? Жизнь не повернёшь назад. Не только и не столько у избирательных урн решается наша судьба, не в правительствах и парламентах, сколько в том ежедневном нравственном выборе, который каждый из нас осуществляет каждый день, перед каждым поступком, между жизнью и смертью, добром и злом, человеком и зверем в себе. Между суетным мигом и вечностью. И я верю в Разум моего народа, моей Родины, моего Отечества.
                Василий Овчинников, г. Симферополь, АП ПО «Крымпродмаш».



       Февраль 2012. Посмотрев по TV, очередные предвыборные дебаты между Прохоровым и Зюгановым, почему то вспомнил ситуацию в Крыму  декабря 1994 года, на которую я отреагировал тогда открытым письмом в «Крымскую правду». Письмо не опубликовали. Мало того, большая часть писем из России ко мне стала приходить в повреждённых конвертах, или, вообще, пропадали.
     Пришла пора всерьёз задуматься о возвращении на «историческую родину», в «край вечнозелёных помидоров». В 1997 году я снова стал Гражданином России. Не жалею. Холодно сейчас в Крыму, даже море замёрзло…
    09.03.14. Тревожные события на Украине и в Крыму. Референдум на 16 марта и отношение к нему на Востоке и Западе. Что-то будет?               


Рецензии
Пётр Е. всё правильно говорит, но, у меня такое ощущение, что на эти решительные меры у Путина храбрости не достаёт, то ли считает, что ещё время не пришло, может проиграть эту схватку, то ли просто боится, что его грохнут... Спокойной ночи, Василий! Р.Р.

Роман Рассветов   08.09.2016 01:25     Заявить о нарушении
Он как каган в хазарском каганате.
Баланс на грани дозволенного.
Жить-то, каждому хочется,
желательно подольше.

Василий Овчинников   07.10.2018 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.