Путивко Павел Ильич
В РККА с 1930 года, был призван Днепропетровским районным военкоматом.
Окончил 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде в 1933 году.
В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 40-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 года по 27 мая 1937 года в качестве пилота, командира звена истребителей И-16.
«…Ослепительно сверкнувшая ракета прочертила в воздухе огненный след.
- По самолетам!
Это был уже третий вылет за день.
Павел Путивко повел свое звено немного вправо, к невысоким горам, с пустынными склонами цвета ржавчины и с редкой растительностью на вершинах. Зная повадку врага, можно было не сомневаться, что он попытается приблизиться к нам незаметно и крадучись.
Тов. Путивко не ошибся. Встреча произошла как раз над горами. Из белесых облачков вынырнули пять вражеских истребителей и, как коршуны, метнулись на звено. Используя свое превосходство в численности и положении, враги готовились молниеносным ударом сбить советские самолеты. Вот они, по двое заходят с боков и устремляются на ведомые самолеты. Пятый идет прямо на Путивко.
Положение и силы были неравны. Мгновенно оценив обстановку, Павел Путивко резко развернулся и ушел со звеном влево. Преимущество советских самолетов в скорости не дало врагу возможности начать бой по принятому им плану.
Неожиданно, резким маневром звено повернулось лицом к врагу и тогда оказалось, что против пяти самолетов противника не только три советских истребителя, но и солнце. После этого начался бой. Он продолжался 35 минут. Отобрав у врага инициативу, три истребителя ринулись на самолеты противника. Не выдержав, вражеские истребители ушли в стороны и вниз. Тов. Путивко получил еще одно преимущество: его самолеты оказались над вражескими. Он зашел в хвост правофланговому «рыцарю воздуха» и расстрелял его, почти в упор. Объятый пламенем вражеский самолет стал падать…
…Психологически враг был уже подавлен, но побежденным все же не хотел себя признавать. Несколько раз он пытался вырвать у советских летчиков инициативу, и каждый раз эта попытка оказывалась безуспешной. Тогда враг стал только защищаться, и это его окончательно погубило.
Когда советские летчики сбили третий вражеский самолет, уцелевшим двум оставался только один путь спасения - бегство. Они и удрали. А звено Путивко, выполнив свою задачу, вернулось на свой аэродром целым и невредимым…»
(Из газеты «Большевистское знамя», 23 февраля 1940 года)
13 февраля 1937 года был легко ранен при вынужденной посадке из-за отказа мотора.
Вечером 25 марта 1937 года был тяжело ранен в голову взрывом бомбы во время взлета.
После лечения в госпитале был досрочно отправлен в Советский Союз.
Всего в Испании совершил около 150 (120) боевых вылетов, сбил 4 самолета (3 лично и 1 в группе). По другим данным, сбил 5 самолетов (3 лично и 2 в группе).
По некоторым данным, в одном из боев над Мадридом, он совершил таран, но это не соответствует действительности.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
С 7 мая 1938 года командовал 21-м истребительным авиационным полком.
В 1939 году получил звание майора.
С 4 августа 1939 года учился в Военно-воздушной академии им. Жуковского и, после ее окончания был назначен командиром 31-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Северо-Западном фронте. С 12 июля 1941 года был заместителем командира 402-го истребительного авиационного полка.
26 августа 1941 года в воздушном бою был сбит и спасся на парашюте, но был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали правую руку.
После лечения в госпитале продолжал воевать, был заместителем командира по летной подготовке 10-го учебно-тренировочного авиационного полка.
Всего за период Великой Отечественной войны произвел около 170 боевых вылетов, провел около 50 воздушных боев, сбил 3 самолета (2 лично и 1 в паре). По данным наградного документа сбил 11 самолетов.
Погиб 9 июля 1942 года. В тот день он, вместе с батальонным комиссаром А. А. Коловым, пилотировавшего учебный самолет УТ-2, перелетал на другой аэродром. Над селом Рудня у самолета отказал мотор и, при вынужденной посадке на улицу села самолет разбился, зацепившись крылом за телефонный столб. Экипаж погиб и был похоронен на центральном кладбище села (ныне поселок городского типа) Рудня Руднянского района Волгоградской области (Россия).
Список известных воздушных побед П. И. Путивко:
06.12.1936 1 Хе-51 Мадрид лично
16.12.1936 1/2 Ю-52 Мадрид в составе пары
12.02.1937 1 Хе-51 Мадрид лично
13.02.1937 1 Хе-51 Мадрид лично
22.06.1941 1 Хе-111 Платонэ лично
00.07.1941 1 Ю-88 Новгород лично
00.07.1941 1 Ю-88 Новгород лично
00.07.1941 1 Хш-126 Новгород лично
00.07.1941 1/гр. Ю-88 Новгород в составе группы
00.07.1941 1/гр. Ю-88 Новгород в составе группы
24.08.1941 1/2 Ме-110 Вины лично
26.08.1941 1 Ю-88 Крестцы лично
Награжден орденом Ленина (16.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937,* 17.07.1937**).
Примечания:
* Орден имел порядковый № 858.
** Орден имел порядковый № 67/"2".
Свидетельство о публикации №215060200595