Знахарь
Знахарство – известные с древности способы лечения, которые традиционно сопровождаются ритуалами.
Согласно народным поверьям знахарь, знахарка – человек, обладающий сверхъестественным, магическим знанием. Эти знания он использовал для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы.
Знахарь лечил и людей, и скот. Главным в его практике были болезни, полученные в результате колдовства: порчи, сглаза, оговора, испуга, соприкосновения с потусторонним миром или вселения в человека нечистой силы.
Первоначально знахарство не отделялось от народной медицины. Знахари использовали знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Для лечения применяли лекарственные травы, отвары и настои из них.
Многие применявшиеся средства и методы впоследствии вошли в научную медицину: черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на поврежденную конечность, массаж, кровопускание и др.
Впоследствии возникли специализации среди знахарей. На Руси в знахарской среде существовали специальности:
- травник;
- костоправ;
- кильных дел мастер (специалист по вправлению грыж);
- апитерапевт (пчёлолечение).
В народе знахарство приписывалось тем, кто владел каким-либо ремеслом: повитухе, кузнецу, пастуху, пасечнику, музыканту, мельнику. Часто знахарь специализировался на лечении какой-либо одной болезни: зубной боли, детской бессонницы, змеиного укуса.
Знахарь заменял крестьянам врача, а знахарка-повитуха – акушерку. Знания знахарей передавались из поколения в поколение. Знахарское мастерство приобретается. Опытный знахарь обучает начинающего, и в этом знахарство близко к ремеслу.
Считалось, что знахарь передавал знание перед смертью или когда решил перестать лечить, потому что с передачей знания другому лицу сам знахарь теряет его. Знахарское знание не давало знахарю умереть, поэтому это знание необходимо перед смертью передать другому.
Знахари использовали силу заговоров, растений, воды и других предметов, обладающих, по народным поверьям, сверхъестественной силой. Этим они отличаются от колдунов и ведьм.
При лечении использовались также ритуальные обряды – заговоры, заклинания, которые оказывали положительное психотерапевтическое воздействие.
Знахарь лечил заговором, который основан на обращении к Богу, святым и добрым силам природы. Произносился заговор непосредственно над больным. Иногда наговаривал на различные продукты: воду, водку, соль, хлеб, чеснок или предметы, которыми обтирает или обмывает больное место.
Использовались предметы, которым приписывается магическая сила: земля, «громовая стрела» – кремень продолговатой формы, щепка от дерева, разбитого громом, нож и другие острые орудия; освященные предметы, святая вода, пасхальная скатерть и многое другое.
Для лечения той или иной болезни знахарь учитывал время суток. Ночью лечили ревматическую болезнь «утин», до восхода солнца – «ночницы», змеиный укус – в тот же день, когда человек был укушен, до захода солнца.
Место лечения зависело от характера заболевания. Болезни, случившиеся от испуга, лечились около текущей воды – у реки; на перекрестке; возле деревьев, не дающих плодов, – вербы, липы, тополя. Детские болезни – на пороге дома, в бане, на меже или в курятнике.
Места для лечения выбирались по принципу подобия – больного «летучим огнем» (струпьями на лице) знахарь выводил на улицу и дожидался первого зажженного в деревне огня.
Трясцу (лихорадку) лечили возле осины, так как она вечно трясется.
Отношение к знахарству двойственное. Считают, что знахарь действует от имени Бога. По мнению других, знахарю, как и колдуну, помогает нечистая сила. Отличие в том, что знахарь не отрекается от Бога, а, наоборот, использует молитвы.
Знахарские приемы – отдельное направление традиционной культуры, которое называется народной медициной.
Свидетельство о публикации №215060200705