Знахарь

Термин «знахарство» произошёл от древнерусских слов «знахарь», «знатец»:  производные от слова «знать» связывались с врачеванием. О знахаре  говорят, что он знает, бабит, ладит, шепчет. Иногда  их называют просто: бабка, дед.
Знахарство – известные с древности  способы лечения, которые традиционно сопровождаются  ритуалами.
               
Согласно  народным поверьям знахарь, знахарка – человек, обладающий сверхъестественным, магическим знанием. Эти знания он  использовал  для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы.
         
Знахарь лечил и людей, и скот.  Главным  в его практике были  болезни, полученные в результате колдовства: порчи, сглаза, оговора, испуга, соприкосновения с потусторонним миром или вселения в человека нечистой силы.
               
Первоначально знахарство не отделялось от народной медицины. Знахари использовали знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Для лечения применяли лекарственные травы, отвары и настои из них.
         
Многие  применявшиеся средства  и методы  впоследствии вошли в научную медицину: черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на поврежденную конечность, массаж, кровопускание и др.
             
Впоследствии  возникли специализации среди знахарей.  На Руси в знахарской среде существовали специальности:
- травник;
- костоправ;
- кильных дел мастер (специалист по вправлению грыж);
- апитерапевт (пчёлолечение).
          
В народе знахарство  приписывалось  тем, кто владел каким-либо ремеслом: повитухе, кузнецу, пастуху, пасечнику, музыканту, мельнику. Часто знахарь специализировался  на лечении какой-либо одной болезни: зубной боли, детской бессонницы, змеиного укуса.
               
Знахарь  заменял крестьянам врача, а знахарка-повитуха – акушерку.  Знания   знахарей  передавались из поколения в поколение. Знахарское  мастерство приобретается. Опытный знахарь обучает начинающего, и в этом знахарство близко к ремеслу.
          
Считалось, что знахарь передавал знание перед смертью или когда решил перестать лечить, потому что с передачей знания другому лицу сам знахарь теряет его. Знахарское знание  не давало знахарю умереть, поэтому это знание необходимо перед смертью передать другому.
          
Знахари  использовали силу заговоров, растений, воды и других предметов, обладающих, по народным поверьям, сверхъестественной силой. Этим они отличаются от колдунов и ведьм.
               
При лечении использовались также  ритуальные обряды – заговоры, заклинания, которые оказывали положительное психотерапевтическое воздействие.
            
Знахарь лечил заговором, который основан  на обращении к Богу, святым и добрым силам природы. Произносился заговор  непосредственно над больным.  Иногда  наговаривал на различные продукты: воду, водку, соль, хлеб, чеснок или предметы, которыми обтирает или обмывает больное место.
             
Использовались предметы, которым приписывается магическая сила: земля, «громовая стрела» – кремень продолговатой формы, щепка от дерева, разбитого громом, нож и другие острые орудия; освященные предметы, святая вода, пасхальная  скатерть и многое другое.
      
Для  лечения той или иной болезни знахарь учитывал время суток. Ночью  лечили ревматическую болезнь «утин», до восхода солнца – «ночницы», змеиный укус – в тот же день, когда человек был укушен, до захода солнца.
      
Место лечения зависело от характера заболевания. Болезни, случившиеся от испуга, лечились около текущей воды –  у реки; на перекрестке; возле деревьев, не дающих плодов, – вербы, липы, тополя. Детские  болезни  – на пороге дома, в бане, на меже или в курятнике.
               
Места для лечения выбирались по принципу подобия – больного «летучим огнем» (струпьями на лице) знахарь выводил на улицу и дожидался  первого зажженного в деревне огня.
Трясцу  (лихорадку) лечили возле осины, так как она вечно трясется.
          
Отношение к знахарству двойственное. Считают, что знахарь действует от имени Бога. По мнению  других,   знахарю, как и колдуну, помогает нечистая сила. Отличие в том, что знахарь не отрекается от Бога, а, наоборот, использует молитвы.
             
Знахарские приемы – отдельное направление традиционной культуры, которое называется  народной медициной.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.