Маска
Противник Гитлера Сталин то же не был, мягко говоря, ангелом (вопреки до сих пор распространенной странной логике, что раз некто выступает против кого-то «плохого», то он сам становится «хорошим») . Деяния Сталина то же достаточно хорошо известны, особенно совершенные в мирное время. О тех, которые совершены во время войны, говорить уже небезопасно – это связывают с фальсификацией истории и почему-то с реабилитацией нацизма. Важное отличие от Гитлера состоит в том, что СССР свои преступления старался скрыть, отрицал их наличие , как бы «стеснялся» их.
Но, если Сталина, противостоящего Гитлеру, нельзя однозначно идентифицировать со «светлой стороной», то может, эту сторону занимали его западные союзники? Демократические страны, в которых не было гитлеровских и сталинских порядков. Увы. Преступления союзников во время войны то же имели место быть: англо-американские ковровые бомбардировки немецких и японских городов, во время которых страдали в основном мирные жители, атомная бомба на Хиросиму (с тем же результатом)… Да и в Тегеране и Ялте они делили мир со Сталиным на сферы влияния и зоны оккупации типично империалистическими методами.
Продолжая поиски добра, на кого еще обратить внимание? Может быть, на те движения, которые выступали против Гитлера и Сталина, и которые были брошены на произвол судьбы англичанами и американцами? Например, АК (польская Армия Крайова) и УПА (Украинская Повстанческая Армия). Но и тут нас то же постигнет неудача. Эти армии временами вступали в тактические союзы с советской стороной (АК) и гитлеровцами (УПА). Но не это главное : каждая из них стремилась к собственному преобладанию над другими. В случаях АК и УПА это особенно заметно. Взаимные кровавые этнические чистки украинцами поляков, и поляками украинцев исключают всякую возможность зачислить их в разряд безгрешных героев. Ну, и все вместе – чехословацкое и польское правительства, при поддержке Советского Союза, США и Великобритании осуществляли в 1945-1947 г.г. массовую депортацию немцев со своей ( или вернее ставшей их) территории. Выселялись все поголовно – и стар , и млад.
Конечно, поиски «хороших» можно продолжать еще долго, но в «сухом остатке» безусловного Добра во Второй Мировой никого не останется. Не подходит на эту роль ни националистический Китай Чан-Кайши с его жесткой диктатурой и чудовищной коррупцией, ни народно-освободительные движения Юго-Восточной Азии, сотрудничавшие с Японией и т.д. (в контексте данных рассуждений о евреях говорить не приходится: они выступали не субьектом, а обьектом во время тех событий, и,в общем -то не являясь самостоятельной силой).
Все стороны преследовали свои интересы, не гнушаясь военными преступлениями. И искать во Второй мировой войне сторону абсолютного Добра – самая непритязательная мифология, хотя и достаточно распространенная.
В отличие от поисков добра, с поисками зла гораздо проще. Мы без труда обнаруживаем главное зло в нацизме, который открыто его провозглашал (культ насилия, собственного превосходства и т.п.). Но как тогда быть с теми, кто ему противостоял? Если их нельзя однозначно отнести к стороне добра, тогда их можно отнести к категории меньшего зла. «из двух зол меньшее». Вот и получается борьба зла с самим собой, зла большего с меньшим, и на фоне наибольшего зла меньшее зло может казаться (и, как показывает история Второй мировой, действительно кажется) добром. Это «относительное» добро является маской. Маской зла.
Свидетельство о публикации №215060200838