Инновации, как фундамент повышения конкурентоспосо

«Для того, чтобы экономика была конкурентоспособной, она должна стать инновационной. Для того, что бы экономика была инновационной, она должна научиться использовать творческий потенциал своих граждан.
А для того, что бы использовать творческий потенциал граждан, государство должно научиться: выявлять природные таланты, обучать и воспитать, направлять и развивать бережливое и творческое мышление человека».

В этой статье предлагаю своим уважаемым читателям рассмотреть зависимость конкурентоспособности предприятий и организаций, общества и государства от практического внедрения инновационных знаний. (Экономическое и операционное обоснование и оценку эффективности реализации этапов инновационного развития по программе инновационного менеджмента ТриСС можно посмотреть здесь http://www.slideshare.net/musa103/ss-48696505)
Для того, чтобы государство и общество были привлекательны для всего цивилизованного мира, граждане должны создать конкурентоспособную экономику.  Конкурентоспособная экономика – это, прежде всего, инновационная экономика. Инновационная экономика социотехнического общества отличается от традиционных технократических тем, что она использует для развития экономики и общества творческий потенциал своих граждан. Для того, чтобы использовать творческий потенциал граждан, государство должно:
1. За основу своего стратегического развития взять инновационное образование и просвещение, обучение и воспитание своих граждан.
2. Помогать гражданам открывать и развивать свои природные таланты
3. Предоставить возможность реализовать каждому свой творческий потенциал не зависимо от его социального статуса…
Инновационная экономика – это способность государства создавать инновационные продукты, обладающие высокой потребительской Ценностью. Для того, что бы создать продукт (товар или услугу) с высокой потребительской Ценностью, необходимо создать такую организационно – управленческую систему предприятия или организации по разработке и производству инновационного продукта, которая была бы способна:
1. В кратчайшие Сроки
2. С наименьшим количеством Ресурсов
Создавать продукты высочайшего качества, которые  по своим свойствам и характеристикам соответствовали или превосходили  бы самые взыскательные требования потребителя:
- как по качеству, так и по Цене,
- как по срокам (от принятия заказа, разработке и производству до поставки готового продукта), так и по количеству и ассортименту  необходимого потребителю продукта,
- как по сервису обслуживания и ремонта разработанного и произведенного Производителем продукта, так и по реакции Производителя на требования (замечания и пожелания) Потребителя.
Таити Оно, основатель «производственной системы Тойоты», говорил: «Все, что мы делаем в бережливой (инновационной) производственной системе Тойоты – это сокращаем время от принятия Заказа, до поставки готового продукта Заказчику». Другими словами цель любого Разработчика и Производителя продукции (товара или услуги) заключается в том, что бы в кратчайшие сроки получить финансовые средства от удовлетворенного разработанной и произведенной ими продукцией Потребителя.
Чем короче время выполнения заказа, тем выше удовлетворенность потребителя, а значит и выше конкурентоспособность предприятия или организации. Алгоритм  обоснования данного утверждения – коэффициент  удовлетворенности Заказчика.
Кудовл.зак.=(Vф.кол.пос.о.п.\Vф.кол.зак.о.п.)*100%
Где: Vф.кол.пост.о.п. – фактическое количество своевременно поставленного Потребителю продукта в отчетном периоде.
Vф.кол.зак.о.п. – фактическое количество заказанного Потребителем продукта в отчетном периоде.
Чем выше коэффициент, тем выше удовлетворенность заказчика, а значит и конкурентоспособность предприятия.
Вывод: разработка и реализация тактики и стратегии создания организационно – управленческих систем предприятий и организаций по сокращению Времени Выполнения Заказа  (времени разработки и производства продукта) – это главная задача и ответственность Руководителя и Собственника.

Получается, что главная цель Руководителей и Собственников любого предприятия или организации, которые стремятся стать высоко конкурентными или сохранить свои конкурентные преимущества на мировых рынках – это их способность к непрерывному совершенствованию и развитию  организационно – управленческих систем предприятий с целью сокращения Времени Выполнения Заказа.
Но, глядя на то, что происходит на 99% отечественных приятий невольно задаешься вопросом, а обладают ли эти руководители необходимыми инновационными знаниями и навыками, что бы создать организационно – управленческие системы способные не просто быстро реагировать на меняющиеся потребности своих Потребителей, а и предвосхищать эти потребности? Нет!!! Значит надо учиться, прежде всего, самим руководителям.
В чем экономическое чудо той же Японии? Да в том, что на тот исторический момент нашелся государственный Лидер, который усадил за парты директоров и собственников предприятий и заставил их учиться инновационным знаниям у американского профессора Эдварда Деминга. В Казахстане Н.Назарбаев заставил учиться своих руководителей предприятий, не зависимо от формы собственности у международных бизнес – тренеров концепции «бережливого производства». А кто заставит учиться наших руководителей?

1.Рассмотрим влияние времени выполнения заказа разработки и производства продукции на конкурентоспособность предприятия или организации.

Одним из главных факторов, влияющих на время разработки и производства продукции с высокой потребительской Ценностью, является отсутствие ключевых Знаний теории инновационного (бережливо – изобретательского) менеджмента у сотрудников предприятий и организаций 20% практического применения которых, может на 80% повысить уровень конкурентоспособности продукции и предприятия.
Для того, что бы определиться с Причинами низкой конкурентоспособности разрабатываемой и производимой продукции, необходимо разобраться: отсутствие  каких знаний практического применения у собственников и менеджеров тормозят повышение уровня развития государства и общества, предприятий и сотрудников?
У инженеров и менеджеров отсутствуют:
1.  Ключевые Знания о правилах и методах организации и управлении бережливыми экономико – технологическими  системами разработки и производства продукции, для которых ключевыми Знаниями являются:
а) Понятие потребительской Ценности товаров и услуг от которого зависит оптимальное комлектование как технической системы продукта, так и оптимальное привлечение необходимых производственных ресурсов, необходимых для производства продукта…
б) Организация и управление ресурсами по разработке и производству продукции согласно логической последовательности выполнения операций по созданию потребительской Ценности (поток единичных изделий по созданию потребительской Ценности) в единице готовой продукции от которых зависит создание оптимального размещения производственных ресурсов в технологической системе разработки и производства продукта, от которого зависит время выполнения заказа…
в) Выравнивание производственной мощности оборудования (сотрудников), задействованного в технологическом потоке (информационном, материальном, финансовом) единичных изделий по разработке и производству потребительской Ценности в единице готовой продукции. Приведение производственного ритма производства единицы продукции в соответствии с тактом спроса на продукцию предприятия со стороны Потребителя, что способствует сокращению межоперационных запасов в ПСЦ и себестоимости единицы продукции…
г) Создание системы вытягивания (системы канбан) готовой продукции – потребителем, а сотрудникам - необходимых изделий для производства готового продукта из предыдущих операций и процессов в системе семейства ПСЦ, что способствует эффективному и естественному управлению технологической системой разработки и производства готовой продукции…
д) Стандартизация, стабилизация и совершенствование ПСЦ готовой продукции в системах ПСЦ предприятий и организаций, что способствует снижению: брака и себестоимости, времени выполнения заказа…Росту: качества и надежности, удовлетворенности Потребителя…
2. Знания о правилах и методах командного решения Проблем: качества, затрат, сроков, безопасности, мотивации (КЗСБМ), что способствует обучению и развитию, вовлечению и причастности всех сотрудников в процесс совершенствования…
3. Знания о правилах и навыках эффективного выполнения работ сотрудниками:
- определение ключевых аспектов, влияющих на КЗСБМ,
- последовательность выполнения работ,
- выбор, стандартизация и обучение разработанному (совместно с исполнителями) эффективному методу выполнения работ,
- самоконтроль и контроль руководства за правильными методами выполнения работ…
«Можно сколько угодно:
-  прочитать книг о «бережливом производстве»,
- посещать предприятия внедрившие или внедряющие концепцию б\п,
- прослушать лекций и семинаров на модную тему,
 но если вы лично не реализовали ни одного инструмента б\п на практике, то и полученная информация для вас останется только информацией и никогда не превратится  в Знание».
Для того что бы полученная Информация преобразовалась в Понимание и Знания, необходимо приобрести практические Навыки, реализации на практике полученной Информации.

2.Вторым важным фактором, влияющим на конечный Результат разработки и производства качественной продукции, являются ключевые Навыки практического выпорнения работ (операций, процессов).
От Знания и выполнения всеми сотрудниками ПСЦ 20% ключевых Навыков, на 80% зависит качество конечного продукта. 
Ключевые Навыки о правилах и навыках командного метода разработки и производства сотрудниками мероприятий по повышению эффективности: операций, процессов и систем, для которых ключевыми Навыками являются:
а) Методы практического определения Проблем, начиная с их формулирования…
б) Методы практического определения Причин, их вызывающих, начиная с объектов управления…
в) Методы практического применения инструментов «бережливого производства», позволяющих устранить Причины, вызывающие Проблемы. Начиная с внедрения инструмента 5С (1.Сортируй 2.Содержи в порядке 3.Содержи в чистоте 4.Стандартизируй 5.Совершенствуй).
Масааки Имаи говорил: «Руководитель, который не может на рабочих местах реализовать 5С, не может управлять предприятием».
На многих ли отечественных предприятиях мы можем увидеть внедренный инструмент 5С? А ведь это только один из инструментов 1-го операционного этапа инновационного развития предприятий и организаций…
Выводы делайте сами…


Рецензии