Семенов Александр Федорович
В РККА с 1 августа 1933 года.
Окончил Харьковское военное авиационное училище в 1936 году.
В звании лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 декабря 1937 года по 15 августа 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Всего в Испании произвел около 15 боевых вылетов, сбил 4 самолета (1 лично и 3 в группе).
11 января 1938 года при взлете с аэродрома, потерпел аварию из-за поломки шасси и получил тяжелые травмы. После госпиталя был отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1939 году получил звание капитана.
С ноября 1939 года по март 1940 года был помощником командира эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Летая на истребителе И-153, совершил 75 боевых вылетов, участвовал в 5 воздушных боях, лично сбил 2 и в составе группы ещё 2 самолета.
С ноября 1940 года учился в Военно-воздушной академии им. Жуковского, но из-за начавшейся войны не успел её закончить.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
С июня по август 1941 года был командиром отдельной эскадрильи, а затем с октября - заместителем командира 180-го истребительного авиационного полка. Участвовал в боях на Западном и Калининском фронте.
«…Я бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием фашиста. Из-за резкого маневра мой ведомый Б. Д. Власов отстал, и я оказался один в окружении нескольких «мессершмиттов». Они наседают, поочередно ведя огонь. Скорость у меня мала, оторваться от фашистов трудно. Что же делать? Остается одно - лобовая атака.
Я направляю свой самолет на ближайшего «мессершмитта». Ведем огонь друг по другу, но безрезультатно. Еще несколько секунд, и самолеты столкнутся. Вот уже четко виден вражеский летчик. «Что ж, - проносится в сознании, - выход не из блестящих, а другого нет. Отступать нельзя».
В последний момент немец не выдерживает и отваливает в сторону.
Оторвавшись от «мессершмиттов», я заложил глубокий крен и взглянул на аэродром. С него уже взлетали еще несколько самолетов. Теперь боевые друзья спешили на помощь мне. Но в этот момент мой «миг» содрогнулся от сильного удара. Мне еле удалось выровнять самолет. На правой плоскости зияла огромная дыра - туда угодил вражеский снаряд.
Под прикрытием товарищей я с трудом произвел посадку. Самолет мой уже никуда не годился. Он получил столько повреждений, что даже не подлежал ремонту. Механики и мотористы разобрали его на запчасти…»
(Из книги А. Ф. Семенова «На взлете»)
С конца 1941 года по май 1942 года учился на курсах усовершенствования командного состава.
После окончания курсов получил звание майора и был назначен на должность лётчика-инспектора Летной инспекции ВВС.
С 20 сентября по 9 октября 1942 года (январь 1943 года) исполнял обязанности командира 434-го истребительного авиационного полка, принимал участие в обороне Сталинграда.
Затем, до февраля 1944 года был старшим инспектором-лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации.
В феврале 1944 года был назначен командиром 32-го гвардейского истребительного авиационного полка.
В 1944 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
С апреля (мая) по ноябрь 1944 года был заместителем командира 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, а затем до конца войны командовал 322-й истребительной авиационной дивизией.
Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 240 боевых вылетов, участвовал в 65 воздушных боях, сбил 12 самолетов (6 лично и 6 в группе).
По другим данным сбил 19 самолетов (7 лично и 12 в группе) или 27 самолетов (15 лично и 12 в групповых боях).
Летал на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7, Ла-5, Ла-7.
После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях, командовал авиационным соединением, авиацией Бакинского округа ПВО, служил генерал-инспектором Главной инспекции Министерства обороны СССР.
Окончил Военную академию Генштаба.
2 марта 1970 года уволился в запас в звании генерал-лейтенанта авиации.
Написал и опубликовал книги:
«На взлете», Москва, Воениздат, 1969;
«Эскадрилья Монгольский арат», Москва, Воениздат, 1971.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 13 февраля 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед А. Ф. Семенова:
05.03.1940 1 Бульдог Кисола лично
17.08.1941 1 Ме-109 Духовщина лично
21.08.1941 1 Ме-109 Духовщина лично
23.09.1941 1 Ме-110 Дулово лично
23.09.1941 1/2 Ме-110 Дулово в составе пары
02.10.1941 1 Ме-109 Щелкино лично
06.10.1941 1/6 ФВ-189 Тупишино-Андреевское в составе шестерки
12.10.1941 1/3 До-17 Ржев в составе звена
12.10.1941 1/4 ФВ-189 Холмецы в составе четверки
13.10.1941 1/5 Ме-110 Старица в составе пятерки
13.10.1941 1/5 Хш-126 Калинин в составе пятерки
18.09.1942 1 ФВ-189 Котлубань лично
03.03.1943 1 Ю-87 Черепово лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за мужество и героизм Александру Федоровичу Семенову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 281).
Награжден двумя орденами Ленина (21.03.1940, 30.11.1941), четырьмя орденами Красного Знамени (14.11.1938, 15.1.1940, 06.11.1941, 03.11.1953), орденом Кутузова 2-й степени (06.04.1945), орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени (25.05.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (25.03.1944), орденом Красной Звезды (20.06.1949), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Свидетельство о публикации №215060301431