Интервью - о единстве со Львовом до полного ужаса

                ***


Есть города - административные, финансовые, политические центры, а есть те, что находятся в центре мира. О настоящем Львове, о Львове-с-другой-стороны рассказывает преподаватель Брянского государственного университета, религиовед, кандидат философских наук Константин Матаков.

- Константин, Вы написали о Львове едва ли не тысячу стихотворений (уверена, в итоге будет тысяча, а то и более). Почему именно о Львове? Почему не о Москве, не о Париже, не о Брянске, в котором Вы живете?... Что Вы хотите о нем сказать? Высказать?...

- Вряд ли смог бы объяснить это безупречно: если Вам нужно объяснить, что Вы кого-то сильно любите – то Вы сразу окажетесь в безвыходной ситуации; «надо, но невозможно», а если можно объяснить любовь – то разве это любовь? Для меня Львов – как первая любовь, когда всегда можно сказать: но есть же Венеция, Париж, Лондон, Прага, Рим и т.д. – подумаешь, Львов! Так ведь любовь – это состояние, когда человек не может быть объективным. На свете много красивых женщин, но мы выбираем одну – на всю жизнь, - и она не обязательно самая красивая с точки зрения  эстетики или этики, но именно ради Нее, Единственной, вы хотите жертвовать собой.

Вот так и с этим городом – конечно, в архитектурном или историческом смысле, – он проигрывает Венеции или Парижу, но «родственность души» такова, что это сильнее меня… Как это высказать? Почему одно является родным, а другое – нет? Я бы мог сказать: Львов был первым европейским городом, где я оказался, но даже это было бы неправдой, - ведь до этого я бывал в Петербурге. Петербург изысканнее Львова в культурном аспекте, но его «имперскость» и «умышленность» - слишком давят на меня: Петербург нельзя не любить, но там я не чувствую себя дома, мне не хватает естественности устройства пространства… И потом – там кругом вода, а у меня сложные отношения с этой субстанцией, я ее боюсь. И от питерской воды я убегаю во Львов – где нет реки, где порой даже нет воды из крана. Меланхоличность, архаика, заброшенность Львова, помноженная на дожди и тихое помешательство – это родное. Как старое печальное дерево на вершине горы, под ветвями которого ты пережил «вдохновение вдохновений».

- Душа Львова - где она? В соборе Святого Юра, в церкви Параскевы-Пятницы, в храме Святого Георгия? На Русской? На площади Рынок? На вершине Высокого Замка, в парке Костюшко?...  Какая она? Можно ли ее описать?

- Как описать душу, - тем более, душу города? Я не настолько философ. Конечно, можно сказать, что душа города везде, где есть его тело – весь старый город являет нам эту душу. Но, как и у человека, есть места особого присутствия души – голова, сердце. Все перечисленные Вами храмы и улицы – да. Но душа Львова многообразна, ибо история города – история разных стран, народов, даже церквей. Храм святого Георгия – конечно, душа русского Львова, но, сказав это, я останавливаюсь, ибо слово «русский» здесь будет употребляться в узком значении, близком по смыслу «современный постсоветский, российский». Если же мы возьмем слово «русский» в старом значении – русский православный мир от Камчатки до Карпат, - то в этом случае душа русского Львова – конечно, церковь Успения (ныне принадлежащая УАПЦ) и улица Русская. Деятельность Ставропигиального братства по противодействию унии – это, конечно, стремление «русской души».

Но если мы будем рассуждать о душе католического/польского Львова, то, разумеется, нельзя пройти мимо Латинской Катедры и площади Рынок, где ты сдаешься в плен этим 44 особнякам, окружившим со всех сторон – это сердце польскости во Львове, и каменные стены этого собора дрожат от ударов этого сердца до сих пор.

Душа греко-католического Львова – да, в соборе Святого Юра, - Святоюрская гора словно Синай галичан-украинцев. Впрочем, для меня как человека «извне», как «туриста/паломника», душа Львова начинается с вокзала и костела Елизаветы – как только завидишь последний – прикасаешься к рукам львовского колосса. И снова придется оговориться: еще подъезжая к вокзалу, видишь район Пiдзамче, и огромный купол Параскевы начинает вращаться в тебе – вот это и есть душа. Разве тут скажешь, какая у Львова душа, когда ты и сам стал частью этой души? Тогда уже нет отдельного познания души Львова, и отдельного – самого себя. Познание Львова превращается в самопознание. Любовь, когда двое стали одной плотью – в этом месте всегда так: найти «свое иное», и чем глубже «закапываешься» во Львов, тем больше находишь это.

Как мне не расплескать благодать причастия?

Наверное, молчать, и погружаться в вечное

В печальном и задумчивом, непреходящем Львове

Весною необычной, в апреле быстротечном,

Который расстреляет меня искушеньями

Спасение же есть в богословском размышлении

Тончайшей материи безгрешности Богородицы

Замолчи о Христе и о Львове, душа моя,

И прими Его слезы сегодняшним вечером..

                Константин Матаков

- А может быть, душа этого города - трамваи? Например, «двойка». Достаточно хотя бы один раз увидеть блеск изгиба трамвайных рельсов у Катедры в лучах Луны или уличных фонарей – и ты пропал. Или трамваи скорее – красные кровяные тельца Львова?

- Трамваи – это осязаемые воплощения движений души города. Видите ли, я приехал во Львов из города, где трамваев нет. Троллейбусы и автобусы – да, а трамваи – нет. И вот здесь понимаешь, насколько в трамвае «больше души». Во Львове ведь тоже есть автобусы и троллейбусы, но они диссонируют со старым городом, - в отличие от моего родного Брянска. Симптоматично, что оказываясь в «новом Львове» (Сихов и т.д.) – совершенно не чувствуешь чужеродности троллейбуса, ибо там – один дух. Дух «массовости» 20 века. А трамвай по самой своей идее еще задевает прежнюю эпоху, которая закончилась в Европе в 1918 – Новое время, а не новейшее. Как последний крик старого христианского мира. Старая кровь, которая течет в венах Львова, и которая все еще причастна крови Иисуса… Это интересная идея – изгибы трамвайных рельсов, которые повторяют изгибы зданий – изгибы истории? Весь Львов как один огромный трамвай? Трамвай как современный образ ковчега? Или то ковчег, затерянный в пространстве и времени – нечто вроде летучего голландца?

Он уезжает насовсем – беги скорей

Пока светила окончательно погаснут

Трамвай, по-львовски и счастливый, и несчастный

Идущий в центре всех событий и идей

Но не успел – придется в ночь идти домой

И прикасаться к древним зданиям, не веря,

Что ты живешь в одно и тоже с ними время

И что куда бы ты ни шел - они с тобой

Сопровождают словно ангелы с мольбой

                Константин Матаков

- Если можно, расскажите о своем любимом – самом важном - месте Львова. Только одном. Знаю по опыту – вернее, догадываюсь, знать доподлинно тут невозможно – что этот город открывает каждому человеку свое собственное, единственное место силы.

- Невозможный выбор! Но среди этих невозможностей я выбираю площадь перед церковью Успения – там, где книжный развал и памятник Ивану Федорову.  Не требуйте объяснений! Тут все просто до невозможной сложности: оказываясь на этой площади, я порой чувствую себя одним из ее камней – вплоть до тенденции к полному отождествлению, - и это не метафора. Вместе с лучами и дождями, которые падают на эти камни, ты становишься настолько единым с городом Льва, - до полного ужаса. Но это священный ужас проникновения в самую суть львовской души, оказаться вне которой уже нельзя, ибо тебя не будет – как если бы остался только ад...  Разорвать связь с этой площадью и всем, что на ней – это как самоубийство, - как если бы сам город распался на атомы в одно мгновение…

- Откуда эта мощнейшая, ощущаемая, наверное, даже самыми плотяными нашими современниками аура Львова? Этот город суть средоточие самой высокой энергии, какую только можно представить. Можем сравнить его и с магнитом. Сколько городов и сел нам приходится посещать по работе или другим нуждам! И только Львов властно предъявляет свои права на душу - то есть на самую суть человека. Как он это делает? Зачем?

- Не специалист в ауре. Лучше остановимся на традиционных терминах «душа» или «дух». Львов - город христианский, и потому термин «аура» не подходит для описания христианского мира. «Как он это делает»? Это тайна творчества – город продолжает творить себя и тех, кто в нем. Просто люди, которые задумывали и строили этот город, осознавали это как служение Творцу. Эти дома и храмы – как письма Господу и людям Его. И мы, попадая во Львов – продолжаем читать эти письма-исповеди, - а где еще душа человеческая так тонко не проявляется, как во время покаяния? Вот Львов – кающийся и исповедник – предъявляет права на нашу душу.

Тут еще дело в том, что Львов, говоря современным языком, которого бы не поняли его строители – мультикультурен. Если бы Львов мог говорить, то своими каменными устами он произнес бы вслед за апостолом Павлом – «для всех я стал всем». У каждого посещающего Львов - он свой, свое измерение, свое течение времени, - и удивительно, что все мы встречаемся во Львове и все еще узнаем друг друга. С одной стороны, по духу он преимущественно католический, латинский. С другой – в нем столетия уже сосуществуют разные этносы и разные религии – и все считали город своим родным. Такое сосуществование порождало стремление каждой общины представить свою культуру в наиболее привлекательном, «знаковом», духе. И поскольку Львов, после готического пожара 1527 года, начал заново строиться уже в ренессансном и барочном духе, это лишь обострило стремление строить дома и храма в «утонченном» духе – заплетать материю города в невиданные «косы». А потом еще венская сецессия продолжила это «кружевоплетение»... Да-да, именно: огромная энергия, которая собрала камни из хаоса во львовский космос. Многие, приезжая сюда, чувствуют эту «магию» - камни, которые несут на себе чудесные свойства мира иного, мечту о рае небесном.

- Что за странный ветер дует вдоль улиц и площадей этого города? Что за странный дождь идет в нем? Это ведь не простые «атмосферные осадки» (прости Господи!). Не они ли делают львовян «дикими сердцем», если это вообще можно сформулировать?..

- Дождь во Львове вообще имеет слабое отношение к земной атмосфере. Вот в Питере все более-менее понятно: Нева, Балтика, Финский залив – дождь рождается оттуда. И сколько стихов это вызывает! Во Львове же ощущение таково, что дождь рождается не на земле, а изнутри духа самого города. Для меня до сих пор загадка: из чего состоят капли львовского дождя. Ясно только, что их субстанция – не вода, она нематериальна. Она течет как время из какой-то немыслимой глубины, - как будто из небесного двойника Полтвы, замурованной в подземелье. Только впервые посетив Львов, быстро приходишь к мысли: здесь должен быть дождь – иначе здесь не будет ничего вообще – ни костелов, ни домов, ни трамваев, ни людей… Словно все сотворено этим моросящим дождем – будто он и есть божественная энергия, которая удерживает сущее от распада. Речь о том, как промыслителен дождь здесь: город ждет, что будет дождь – и тогда львовская картина получает логическое завершение – со всей своей светлой печалью. Дождь и правда странный во Львове – перерастающий самое себя...

По поводу же сердца львовян можно говорить очень долго. Но не про дикость – звучит это как-то не так. Здесь много всего: и узкие улицы, сдавившие сердца жителей со всех сторон, и витиеватые улицы истории. Сторонний наблюдатель часто не понимает, что национализм галичан и львовян в частности – это как защитная реакция, выработанная во время исторических катастроф. Такими пассионарными галичан делает дождь - как плач по «униженным и оскорбленным». Галичане-украинцы (сейчас они называют себя так) постоянно были в этом городе угнетаемы, и вот – когда «бытие-под-спудом» закончилось, и крышка кипящего котла сорвана – что должно происходить? Чего ожидать? Я предлагаю смотреть на это, как на природный катаклизм – извержение вулкана или наводнение, ибо галицкий национализм частично похож как раз на такие явления. Вы же не будете предъявлять претензии вулкану или наводнению за то, что они – не вовремя?

Я исхожу из того, что хотя люди бывают святыми (редко) или грешниками (всегда), но вот святых народов не бывает, ибо все народы грешны. Христиане призываются к святости, но на земле нет и не может быть стопроцентно святых народов. И галичане грешны; и оправдывать исторические преступления, совершенные галичанами-украинцами – так же невозможно, как и у остальных народов. Суть, однако, в том, что народы (львовские галичане, например) ведут себя определенным образом в определенных условиях, - потому что их выбор вызван историей. Тут бессмысленно смеяться или плакать, но понимать – необходимо.

Львовяне-галичане столетиями жили в государствах, которые для них были чужими (Речь Посполита, Австро-Венгрия, Польша, СССР) – отсюда острое ощущение своей общности как противостоящей внешнему (или внутреннему) врагу. Отсюда и определенная маргинальность, комплекс изгнанника – Львов теряли все, кто в нем жил, - русские, поляки, евреи, австрийцы… Бояться потерять и украинцы.

Уникальность галичан как особого этноса между европейским и русским миром обуславливает их нынешний мессианизм: мы спасаем Украину, только мы – настоящие украинцы и т.п. Бесполезно спрашивать: а с чего вы это взяли? Если для русских третий Рим – Москва, то для галичан – это Львов. Если Галиция – это государство в государстве, то Львов – это государство в государстве в государстве, корона никогда не существовавшей монархии.

Гиперактивность галичан в независимой Украине – это и следствие молодого этноса, который только в XIX веке начинает сознавать самое себя как нечто «отдельное», униатское, не польское и не русское. Если хотите, Галиция и Львов напоминают Грозный и Чечню - молодой страстный этнос, который очень хочет доказать свою самостоятельность и состоятельность. И для такого этноса весьма характерно противостояние кому-то – будь то Польша, СССР или Россия. Это признак созревания, подросткового периода. Львовяне (и галичане вообще) долгое время были оттеснены на культурно-историческую обочину – когда в городах Галичины «рулила» в первую очередь польская община, а также – еврейская. Городская интеллигенция у галицких украинцев едва возникла. Возьмите нынешних героев Галичины – кто это? Чаще всего вожди ОУН-УПА. Им можно симпатизировать или воспринимать крайне негативно, но такие люди, как Степан Андреевич Бандера, - это в любом случае не «творцы культуры». Митрополит Шептицкий? Да, он харизматическая фигура, духовный вождь, много сделавший для «галицкой отдельности», он интересен как епископ и проповедник. Но как католический богослов чего-то выдающегося или оригинального он из себя не представляет.

Галичан, в том числе львовян, часто обвиняют в «сельском менталитете». Но ведь это легко объяснимо – до 1939 года галичане не составляли и шестой части населения Львова, причем работали они не на самых «престижных» работах. После уничтожения евреев во время войны и переселения поляков сразу после войны украинцы стали большинством: Львов заселялся как раз людьми из галицких деревень. Сельская ментальность – это не плохо и не хорошо, - это всего лишь определенная специфика. В этом есть масса симпатичного: еще не уничтоженная народная христианская культура, когда большинство ходит в церковь, и храм есть в каждом селе, и люди крестятся, завидев храм…

По моим наблюдениям Львов с тех пор разрывается между «городской интеллигентной толерантностью» и «сельской нетерпимостью», склонностью к строгому общинному делению на наших и не наших. И потому туристов, посещающих Львов, часто удивляет, с одной стороны, отсутствие того «кровожадного национализма», который приписывается городу в части СМИ, а, с другой – периодические всплески этого самого национализма, маловероятные в современной Европе. Тут проблема в том: насколько современный Львов соответствует людям, которые его ныне населяют? Ведь по духу этот город – в первую очередь польский. Впрочем, это вопрос, аналогичный следующим: насколько нынешнее постсоветское население Петербурга соответствует по духу городу Пушкина, Достоевского и Блока? Или: насколько поляки, населяющие сейчас Вроцлав (немецкий Бреслау до 1945) – органичны для этого города?

Когда я слышу от нынешних львовян, что Львов – это культурная столица Украины, то у меня всегда возникает ряд вопросов. Что это за культурная столица Украины, которая почти всю свою историю Украиной не была? А  насколько велик, собственно, вклад галичан-украинцев в интеллектуальную историю Львова? Уж скорее поляки могли бы сказать, что Львов – одна из культурных столиц Польши.

Кстати говоря, поляки очень болезненно переживают потерю Львова. Мне приходилось слышать от нынешних львовских поляков целые излияния души на темы: «Львов, который мы потеряли» и «Эти украинцы не любят наш Львов – во что они его превратили!». Русские так болезненно не переживают потерю Львова – да, он был когда-то древнерусским, но с тех пор много воды утекло. Вот потеря Крыма и исконно русских территорий воспринималась и воспринимается частью русских весьма остро. Да и тот факт, что Киев ныне – город, пытающийся вытеснить русское начало в себе – не вызывает восторгов. А Львов для большинства русских сегодня – город чужой, о котором многие мыслят только штампами советской пропаганды. Не то у поляков: они слишком много вложили в этот город  и не могут просто так смириться с его потерей; поэтому им трудно воспринять, что теперь почти все польские костелы заняты греко-католиками и православными из «альтернативных» патриархатов.

Но так или иначе, город со своим душевным богатством продолжает влиять, теперь уже на галицких украинцев. И его шедевры будут и дальше с неизбежностью порождать новые шедевры во всех сферах человеческой жизни. 

- А это странное смутное беспокойство, рождающееся, когда сам город вспоминает о нас? Всегда мучительное, но внушающее надежду, болезненное – но сильное и настоящее, которое ни с чем не перепутаешь. Кто зовет нас от башни Корнякта или, может быть, с Лычаковского кладбища?

- Конечно, оказываясь во Львове, чувствуешь себя просто элементом его воспоминаний, и беспокойство связано с этим: я – настоящий «сам по себе», или только во Львове? Нынешняя цветность Львова в сочетании с дождем – идеальна именно для ощущений беспокойства, болезненного одиночества, чуть ли не кафкианской отчужденности… Но христианский дух все равно побеждает – как раз полной безнадежности во Львове я не чувствовал никогда. Кто зовет в этом каменном пространстве? Я бы сказал: отражения божественного в человеческой истории. Как небесный луч солнца, пройдя сквозь призму, начинает играть всеми цветами радуги – так и в этом городе: многовековой опыт общения жителей Львова с Богом оставил в нем неисчезающие следы. И мы тоже здесь идем по ним, - восходим к божественному истоку. Для меня всегда было очевидно, что любое созерцание Львова – это как причастие божественному огню, который преображает достойных и обжигает недостойных. Это же ощущаешь и на Лычаковском кладбище.

- Кстати, о Лычаковском. Могила о.Гавриила Костельника, мемориал памяти жертв Талергофа, братская могила галицко-русских журналистов – вот мои могилы на этом кладбище. Еще я бы добавила к ним покосившееся от времени захоронение одного австрийского юриста, умершего в 1937 году. На эту могилу давно никто не ходит. Все, кто знал при жизни этого человека, скорее всего, мертвы. Но дело в том, что именно там, в кладбищенской тишине, среди падающих листьев, снежинок, капель дождя четко понимаешь, что на самом деле все живы – и этот юрист, и талергофцы, и Василий Ваврик. И мы пока тоже… К кому Вы ходите на Лычаковском? Как Вы думаете, живы ли мы?

- Знаете, тут можно было бы отгородиться ото всех вопросов о Лычаковском, - к кому там Вы ходите, - одним ответом: к Богу. Но это слишком высоко звучало бы… Но на самом деле так и есть – хотим мы этого, или нет, - посещение Лычаковского не может не быть посещением храма, непрерывной заупокойной службы. Вся история Львова, превращенная в молитвенную каменную вечность... Да, все живы – и на этом кладбище даже не возникает иной мысли, - наоборот, ощущение, что на нем и присутствует настоящая жизнь, а вот ты еще и не жил по-настоящему... Словно ты застрял в каких-то «неправильных» измерениях пространства, а теперь наконец-то нашел нужное измерение – потому что оно не от человеков, а от Бога.

Вряд ли я мог бы сказать, что у меня есть «свои могилы» на этом кладбище. Разумеется, любому русскому, оказавшемуся здесь, дороги могилы о.Костельника и, особенно, памятник жертвам Талергофа как одно из немногих звеньев, которые тут связывают с русским миром. Но, конечно, меня привлекают многочисленные скульптуры Лычакова. Я люблю останавливаться возле них. Была даже мысль написать что-то вроде воображаемой истории людей, которые тут похоронены, и о которых ты ничего не знаешь, и, скорее всего, никогда не узнаешь. Особенно врезаются в память скульптуры на детских могилах – часто это скульптуры ангелов. Помню, как зимой 2011 я заметил слегка припорошенную снегом скульптуру девочки – она умерла в 1925, ей было шесть лет. В руке она держала искусственные цветы – а все вокруг было черно-белым... Это было такое чувство прикосновения к божественному… Я не знаю, где она сейчас, эта маленькая польская католичка, - но знаю, что рядом с этой скульптурой я скорее был на небесах, чем на земле.

На каждом кладбище все люди – это жертвы
Все – жертвы жизни, смерти, палача
Но вы в безумном мраке Талергофа
Минувшего столетия Голгофу
В невыразимых видели страданьях
За Господа и Галицкую Русь
И вашей кровью к Иисусу вознесусь..

***

Кем ты являлся, отче – ведомо Ему
Одним – путь Истины, другим же – путь Иуды
Ты к православным благодатнейшим сосудам
Стремился с жаждой и надеждою на чудо
Пришла в Галицию антихристова смута
И ты убит, и много «почему?»
И только Богу все известно Одному..

                Константин Матаков

- Кривые рельсы, звон и грохот трамваев, жесткая брусчатка, острые шпили, стены метровой толщины, история невероятной насыщенности и остроты – даже не буду искать синонима – в чем трагизм этого города-противостояния? Города-наперекор? Кровь, энергия, идейность – и мощнейший «второй план», невероятная духовная энергетика, взрывной микс православия, униатства и католичества, который и делает Львов таким. Вихрь духа! Атомное христианство!.. За счет чего этот город еще удерживается на земле, если иной мир иногда проступает сквозь его стены даже при свете дня?

- Львов действительно – уникальный город, единичнейшее сущее. Ибо он воплощенное противоречие: Польша и не-Польша, Австро-Венгрия и не Австрия, Русь и отрицание Руси, Украина, но такая, что у остальной Украины вызывает ощущение не-Украины (и оно взаимно). Львов часто сравнивают с Краковом, видя в них чуть ли не города-близнецы (побратимы уж точно!). Однако Краков значительно однороднее – да там есть еврейский район, но в целом город – латино-польский. Даже костелы центра похожи друг на друга, - красно-кирпичная восточноевропейская готика, среди которой возвышается Мариацкий костел.

Львов же везде разный: латинское, униатское, галицко-русское, армянское... При таком сочетании противоречивого – неудивителен трагизм «города-наперекор». Ибо самой своей судьбой, он, казалось бы, был предназначен навечно остаться в польском культурном пространстве, но вот пришла советская власть, и Львов был присоединен к советской Украине. Коммунисты ненавидели как собственно «галицкое», так и «польское» начала, так как в глубине своей они были несовместимы с большевизмом, как и любая традиционная народная культура. И однако именно эта, сталинская захватническая политика, создала феномен украинского и националистического Львова, хотя цели были прямо противоположные. В этом и заключается промысел Божий: люди предполагают, но расставляет все на места только Бог. И для чего-то Он допустил существование украинского в большинстве города Львова. И Львов-Лемберг-Lwow-Leopolis-Львiв стал иным, преимущественно греко-католическим – каким никогда не был, и, «по человеческому разумению» - не должен был стать. Ты есть, но ты не планировался – таков нынешний Львов: и разве это не трагично на всем протяжении истории людей?

…Любому богослову или религиоведу стоит приехать во Львов: тут разные христианские исповедания соприкасались столетиями, пытались повлиять одно на другое или даже подавить. В результате православное от греко-католического и от римо-католического очень сложно отделить: православные иконы, статуи, восточная обрядность и западная вера – все смешалось в каком-то невиданном синтезе. Ведь греко-католики – это, конечно, соединение несоединимого, - но это и делает галичан такими особенными.

Попытка совместить два разных духа в одном сердце порождает определенный надлом вплоть до душевного разрыва – и это прибавляет к природной меланхоличности Львова еще одну страницу, - и страницу дождливую... Да, Львов интересен как феномен «двух цивилизаций» в одном городе, как пограничная ситуация, как мост, и галичане-греко-католики на мосту, а слева и справа от него громады двух континентов, - западного, католического, и русского, православного. И галичане в чем-то чужды и тому, и другому, ибо по своей ментальности (в отличие от поляков) они «не до конца окатоличенные православные» - древо, взращенное на православной почве, к которому привили католическую ветвь.

И получилась, по сути, особая церковь – не вполне католическая. Для галичан во Львове важно, с одной стороны, быть с Западом – Римом, Ватиканом, Папой, но с другой – отличаться от остальных католиков своей православной «восточностью». Даже нынешнее требование галицких греко-католиков патриархата у Ватикана: это нормально как раз для православных, которые хотят автокефалии, независимости от некоторого патриархата, но в римо-католической церкви – какая может быть независимость от Папы, какая автокефалия? Может быть, в этом и есть смысл украинского этапа истории Львова?

Львовско-галицкое чувство «отдельности-от-всех», в конце концов, может привести к отделению греко-католиков и от Ватикана – и разве вариант законной украинской православной автокефалии не будет способствовать возвращению галицких греко-католиков в православие? По крайней мере, многие наблюдатели религиозных процессов в современной Галичине не исключают такого развития событий. И это будет новый Львов – не входящий полностью в русский мир, но и не отталкивающийся от него. Как это будет, я не знаю… Нельзя полностью отвергать ни образование отдельного западно-украинского государства со столицей во Львове (но этот вариант мне не кажется устойчивым), ни вхождение Галичины в Польшу – но на правах культурной автономии. А Львов так и останется – одной большой статуей или иконой, созданной во славу Всевышнего. Он останется золотом, которое кристаллизовалось путем переплавления всех разнородных элементов в химическом сосуде города.

- Говорить обычными словами о Львове невозможно. Он не укладывается в обычные слова, они для него слишком стерты. И даже стихотворение не может до конца передать ускользающую суть - и в то же время многовековую каменную реальность - этого города. Вам не страшно говорить и писать о Львове? Снится ли он Вам? Куда он нас зовет? Чего он от нас хочет?..

- Что тут скажешь? Я всегда полагал, что стихи о Львове – это как продолжение его существования, они не существуют отдельно – они должны быть частью города, и частью неотъемлемой. «Ольвовливание» в моем случае необратимо. В этом смысле писать о Львове и вправду страшно – ибо в стихах о нем субъект и объект уже нельзя разделить – придется резать по живому. Будто Львов только и существует в твоих стихах, а ты существуешь только в стихах о Львове… Львов, говоря словами Бродского, - «хор согласных и гласных молекул», и ты не можешь не присоединиться к этому хору душ. Львов, как говорят, вызывает зависимость – и эта зависимость от города – взаимна. Снится ли он мне? Практически нет... Как может сниться город, который сам-по-себе – сон?! Сон, который снится всем его жителям – и никому. И этот сон зовет нас приобщиться к самым последним основаниям человеческого бытия – которые в Слове, создавшем этот чудесный город.

Когда переносишься телом и душой сюда, и снова не можешь пережить проблему различения Я/Львов, то не нельзя не ощутить то, что правильнее было бы назвать львовским солипсизмом, причем солипсизм этот – обоюдный. Я начинаю полагать, что нет ничего, кроме меня, и Львов – только часть «меня». Но эта часть, этот старый Лемберг, полагает ровно наоборот – что я – лишь маленькая крупинка на его улицах. И он, и я – становимся, когда приезжаешь во Львов, единственной вселенной, в которой есть лишь я-Львiв, словно кентавр, словно лист Мебиуса, два облика одной медали. Город разрастается до размеров необъятного космоса – но лишь в моем присутствии. Одно поглотило другое – и уже не понять, кто кому принадлежит, и кто чьей частью стал. Может, к этому подходит слово «любовь»?..

Бог нарисует старый Лемберг на холсте

Без предварительных эскизов на листе

И здесь поднимутся все башни и кресты

И краски зданий, что в снегу, весьма пестры

Ручьем польются времена Галичины

И станет люд просить Распятого за ны

И Львов прикован будет к дереву Страстей

Но при скончаньи дней воскресший явлен всем..

                Константин Матаков

 

Беседовала Яна Амелина

Публикация в электронном виде:

На фото: Львов. Вид на Доминиканский костел (слева) и церковь Успения (справа).


Рецензии
Мира и благодати Господней!
Прочла большое интервью о Львове. Вы на местном телевидении выступали, или на радио? Такое профессионально выстроенное повествование, прямо как статья в литературной газете. Не думала, что о земном городе возможно ярко наговорить всего разного мистического, великолепные метафоры встречаются, полёт и размах мысли. Этот провинциальный старинный город словно Дар Бога для Вас. Выражаю признание за ссылку, это произведение начало отражаться в зеркале моего понимания довольно богатыми оттенками. Так бы любили свой родной областной центр, почти Украина, посмотрела видео с крестного хода и интервью, «г» характерное для Малороссии у людей брянских. И стихи хорошие, к месту и в тему. Не хвалю Вас, Богу вся слава, щедрому подателю благ! Есть пара непоняток:
Субстанция дождя – не вода, она нематериальна. Как это растолковать? Дождь материален, если это не святая вода, освящённая благодатью. Не может же обычный дождь быть святой водой.
Что такое львовский солипсизм, лист Мебиуса причём, ведь это из математики?
Вот с чем согласна на сто процентов, это что Промысл Божий атеистический советский период сделал для пользы спасения, заселился город украинцами греко-католиками, может, это первые шаги на пути к возвращению в лоно Православия, власть католических Польши и Австрии позади, был в церковной истории пример Белоруссии, когда Полоцкий собор ликвидировал еретическую унию. Невозможное человеку возможно Богу!

Нина Акатьева   01.09.2019 18:00     Заявить о нарушении
Под субстанцией дождя я понимаю не воду, а идею в смысле Платона - то что делает дождь таким как во Львове, и создает соответствующую атмосферу. Львовский солипсизм - это замкнутость города в себе - такое государство в государстве. Лист Мебиуса - поверхность, у которой только одна сторона, хотя кажется что две. Так же и во Львове.. Интервью - нет, оно было виртуальное.. Моя знакомая Яна Амелина прислал вопросы, я написал ответы. Сама она - бывшая львовянка, но патриотка русского мира.. Львов, конечно, она забыть не может, но живет сейчас в Москве..
Свой родной Брянск я тоже люблю - просто это разные чувства.. У меня много стихотворений и о Брянске - в основном о храмах..

Константин Матаков   01.09.2019 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.