II. Друг ли друг Лермонтова?
Известно, что когда зимой 1837 года заболевший Лермонтов, потрясенный вестью о смерти Пушкина, написал гневный стих «Смерть поэта», на заключительные 16 строк - строк приговора стоящим у трона «жадною толпой» - его сподобил жаркий спор со старшим братом Алексея Столыпина Николаем. Этот, как и Монго, двоюродный дядя Лермонтова, в ту пору двадцатидвухлетний камер-юнкер, чиновник ведомства Н.Д.Нессельроде, стал на сторону ярых врагов Пушкина, откровенно сочувствовал Дантесу и позволил себе обвинить погибшего национального гения. А не образ ли Монго и других юнцов из числа «золотой молодежи» вставал перед Лермонтовым, когда он писал свою «Думу», с тоской и болью размышляя о своем поколении? Впрочем, здесь знак вопроса, пожалуй, будет лишним.
Поручик лейб-гвардии Кирасирского полка Василий Васильевич Боборыкин, ставший в зрелом возрасте мемуаристом (он знал Лермонтова и Столыпина с юнкерских лет) был тоже из числа той же молодежи. Тем ценнее дошедшее до нас его признание: «Простившись с Владикавказом, я … приехал жить в Москву…, тратя время на обеды, поездки к цыганам и загородные гуляния и почти ежедневные посещения Английского клуба, где играл в лото по 50 руб… Грустно вспоминать об этом времени, тем более, что меня постоянно преследовала скука и бессознательная тоска. Товарищами этого беспутного прожигания жизни и мотовства были молодые люди лучшего общества и так же скучавшие, как я. Между ними назову: князя А.Б(арятинского), барона Д.Р(озена), М(онго-Столыпина) и некоторых других. И вот в их-то компании, …где-то в 1840 году встретил М.Ю.Лермонтова, возвращавшегося с Кавказа или вновь туда переведенного, - не помню. Мы друг другу не сказали ни слова, но устремленного на меня взора Михаила Юрьевича я до сих пор забыть не могу: так и виделись в этом взоре впоследствии читанные мною слова:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
… Не скрою, что глубокий, проникающий в душу и презрительный взгляд Лермонтова, брошенный им на меня при последней нашей встрече, имел не малое влияние на переворот в моей жизни, заставивший меня идти совершенно другой дорогой, с горькими воспоминаниями о прошедшем».
Но вернемся к портрету Столыпина. Поскольку Монго интересует нас прежде всего как секундант на последней дуэли Лермонтова (подробный разговор о дуэли и секунданстве на ней Столыпина впереди), не лишним будет посмотреть на него и во время первого поединка поэта – с бароном Эрнестом де Барантом. Есть в этом поединке эпизод, который почему-то проходит мимо внимания лермонтоведов. Между тем он, как представляется, убедительно свидетельствует о том, что к судьбе Лермонтова Столыпин относился с холодным равнодушием.
Не будем останавливаться на причинах дуэли поэта с сыном французского посла в Петербурге молодым Барантом, они достаточно известны. Прямо на балу у графини А.Г.Лаваль, где произошло столкновение с Барантом, Лермонтов попросил Столыпина быть его секундантом. Поединки запрещены, за них караются не только дуэлянты, но и секунданты, но в дворянской среде отказывать в подобных просьбах не принято, тем более близкому человеку. Столыпин отвечает согласием. Барант приглашает себе в секунданты графа Рауля д'Англеса, французскиого подданного.
И вот дуэль. Попробуем вообразить себе картину. Холодный день 18 февраля 1840 года. Идет мокрый снег. В условленное время, в 12 часов, противники встречаются за Черной речкой на Парголовской дороге – недалеко от места приснопамятной дуэли А.С.Пушкина. Накануне секундантами были обговорены условия поединка. Барант хотел драться непременно на шпагах. Столыпин возражал: Россия – не Франция, здесь предпочитают пистолеты. К тому же личное оружие Лермонтова, как гусарского офицера, сабля, а не шпага. Потому, если господину де Баранту угодно, можно остановиться на саблях. В ответ категоричный отказ: или шпаги, или публичное извинение. Но Лермонтову извиняться не за что, и Монго приходится принимать условие французов, потому как Барант считает себя оскорбленным, а, стало быть, его стороне принадлежит право выбора оружия. Однако, теперь уже в пику противникам, выдвигается встречное условие (будем считать, заранее обговоренное с Лермонтовым): если поединок на шпагах закончится безрезультатно, дело продолжить на пистолетах.
На место поединка Рауль д'Англес привозит шпаги, Столыпин – ящичек с пистолетами конструкции немецких братьев-оружейников Кухенрейтеров. (Этот ящичек с парой дуэльных пистолетов Монго зачем-то возьмет с собой на Кавказ, из пистолета №2 , как считается, будет убит Лермонтов). По условленному сигналу дуэлянты скрещивают шпаги. Проходит несколько минут и французу удается сделать удачный выпад. Острие клинка достигает противника, но в тот же миг он оступается и это спасает жизнь Лермонтову: шпага лишь оцарапала грудь. В свою очередь Лермонтов наносит ответный удар, но шпага острием ударяется в эфес оружия Баранта и ломается. Дуэлянты берутся за пистолеты. Дистанция 20 шагов – классическое расстояние для дуэли французского образца. Подобная дистанция для Лермонтова не помеха: он владеет пистолетом великолепно и может всаживать одну пулю в другую. Но он медлит. Барант первым спускает курок. Промах. Лермонтов стреляет в сторону. Барант подает руку в знак примирения, Лермонтов отвечает пожатием.
А как все это время ведет себя секундант поэта? Волнуется, нервничает, переживает за друга, который в любой момент может погибнуть? Ничуть не бывало. Аким Павлович Шан-Гирей, троюродный брат Михаила Юрьевича, с семи лет воспитывавшийся вместе с ним у Е.А.Арсеньевой, о той дуэли напишет со слов самого Лермонтова: «Монго продрог и бесился…» Бесился… Он продрог, и состояние дискомфорта было для него в те минуты самым важным. Настолько важным, что он демонстративно (иначе как бы это мог заметить Лермонтов?) бесновался, лютовал, зверел (используйте, читатель, по своему усмотрению любой другой синоним слова «бесился» - характеру поведения «лучшего друга» поэта на дуэли это ничуть не добавит ни душевности, ни благородства).
За эту дуэль они поплатились оба. Военный суд, следуя букве закона, приговорил Лермонтова к лишению чинов и прав сословия. Но дело пошло по инстанциям, было запрошено мнение командиров полка и дивизии, шефа гвардейского корпуса великого князя Михаила Павловича. В результате высший военный судебный орган в лице генерал-аудитора определил более мягкий приговор: выдержать поручика Лермонтова в крепости на гауптвахте три месяца, затем перевести в один из армейских полков тем же чином. За обстоятельства, смягчающие вину, посчитали то, что, поручик «вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера», да, кроме того, выстрелом в сторону «выказал похвальное великодушие». Была принята в расчет также его «усердная служба, засвидетельствованная начальством». В таком изложении приговор поступил на конфирмацию к царю. Николай I оставил его без изменений, за исключением того, что определил адрес перевода: Кавказ, Тенгинский пехотный полк. И на этом поставил точку, показав тем самым, что ограничивает наказание одним переводом, без предлагаемого аудитором трехмесячного содержания на гауптвахте.
В этом монаршем вердикте трудно усмотреть намерение царя расправиться с неугодным поэтом. Впрочем, уже не первый год звучат дружные голоса о том, что в данном случае Николай Павлович поступил в точном соответствии с буквой закона, а всякие традиционные обвинения царя в жестокости по отношению к поэту, «отправленному под пули горцев», есть всего лишь расхожие политизированные тезисы советской поры, не имеющие под собой никаких оснований. Да, Тенгинский пехотный был воюющим полком. Но не воюющих пехотных полков в составе Кавказского Отдельного корпуса просто не было. Вряд ли может вызывать двоякое толкование и то обстоятельство, что для большинства офицеров той поры Кавказ вовсе не являлся местом изгнания. Россия вела войну, и многие считали своим долгом быть в рядах действующей армии. Тут играло роль и чувство долга, и вполне объяснимое стремление военного отличиться, сделать карьеру. Можно предполагать, что и сам Лермонтов, окажись у него выбор ехать не на Кавказ, а в пехотный полк, расположенный где-нибудь под Воронежем, вряд ли предпочел бы второй вариант. Так что, если уж и упрекать царя, то лишь за то, что он оставил без изменений формулировку, требующую перевода в пехоту лейб-гвардии поручика Лермонтова «тем же чином». По законам, существовавшим в пору николаевской России, офицеры гвардии получали «старшинство двух чинов против армейских». Поставь царь точку перед словами «тем же чином» и зачеркни эти три слова, быть бы Лермонтову по меньшей мере армейским штабс-капитаном, а то и майором. Как и будущему убийце Мартынову, который в полной мере воспользовался этим законом, намеренно переходя из одного полка в другой.
За дуэль с Барантом, повторим еще раз, пострадал и Алексей Столыпин. Царь хоть и начертал повеление освободить его от «надлежащей ответственности», но с существенной оговоркой: объявить, «что в его летах полезно служить, а не быть праздным». Оговорка по сути являлась скрытым приказом. И пришлось вновь облачаться в военный мундир отставному поручику. Впрочем, мундир ему был изготовлен уже с капитанскими эполетами, ибо направлялся он не в свой лейб-гвардейский полк к друзьям-гусарам, а в Нижегородский драгунский. На Кавказ, как и Лермонтов.
Скорей всего именно после дуэли в отношениях между поэтом и Монго образовалась новая трещина, углублявшаяся по мере того, как военные пути-дороги разлучили их на несколько месяцев. Причины этого точно не известны, но то, что раскол в отношениях произошел, не вызывает сомнения. Иначе невозможно объяснить их поведение друг с другом даже на житейском уровне. Вот только одна из иллюстраций сказанного. Когда, благодаря беспрестанным ходатайствам, бабушка Лермонтова Елизавете Алексеевне в конце 1940 года добилась вместо отставки внуку двухмесячный отпуск, совпало так, что практически одновременно получил отпуск и Столыпин. Лермонтов прибыл с Кавказа в Москву 30 января, Монго – на другой день. Казалось бы, встретились лучшие друзья, обоим ехать в Петербург, самый раз договориться, в какой день и час отправляться. Правда, у Мишеля поручение – доставить знаменитому покорителю Кавказа Алексею Петровичу Ермолову конфиденциальное письмо от генерала П. Х. Граббе. Будем считать, что за минувшие сутки поэт еще не выполнил поручения. Но это всего несколько часов, разве зазорно подождать друга? Но Монго уезжает один…
Свидетельство о публикации №215060301786
Иначе опять возникает нелепая версия сговора и выстрел в упор, когда Л. сидел на коне???!!!
Александр Головко 14.10.2016 19:56 Заявить о нарушении
Начну сразу же с Вашего вопроса, касающегося "прояснения ситуации". Полагаю, что это под силам одному Господу Богу. Но высказать собственное мнение можно, это ведь никому не возбраняется.
Давайте обозначим факты, которые можно считать железными.
Первое. Насколько мне известно, ни в какой документальной литературе нет упоминания о броши, хотя предмет и относится к женским украшениям. Второе. Екатерина Быховец, хозяйка этого украшения, называет его в своем письме бандо, т.е. неким ободком, одеваемым на голову. Николай Павлович Раевский, офицер из пятигорского окружения Лермонтова, называет украшение фероньеркой. Поскольку в литературе других свидетелей нет (все остальное, упоминающееся в связи с необычной раной Лермонтова, не более, как разномастные фантазии авторов), то стоит привести несколько строк Николая Павловича об украшении (в пересказе В.П.Желиховской).
"У нее (т.е., у Кати Быховец), по тогдашней моде, на лбу была фероньерка надета на узеньком золотом ободке.
Михаил Юрьевич снял с ее головы эту фероньерку и все время, пока болтал с ней, навертывал на пальцы гибкий ободок; потом спрятал в правый карман
и сказал ей:
— Оставьте эту вещицу у меня, вам после отдадут".
Итак, в кармане Лермонтова был гибкий металлический ободок. Мог ли он представлять для пули (свинцового кругляша диаметром 12 мм) пистолета Кухенрейтора серьезное препятствие, способное кардинально изменить траекторию? Лично я отношусь к тем, которые считают это маловероятным. Но тогда откуда траектория пули под углом 35-45 градусов? Сговор и выстрел в упор, когда Л. сидел на коне? Именно это ныне самая последняя версия (книга "Оправдание Лермонтову"). Слишком сложно по по исполнению. У Лермонтова было немало недругов, способных на любую подлость, но еще больше - искренних друзей, давно бы разоблачили.
Скорей всего произошла трагическая случайность. Да простит меня Михаил Юрьевич, я склонен верить Мартынову, утверждавшего, что он целил ему в ногу.
Как известно, дуэль проходила с грубейшим нарушением правил. После того, как прозвучала команда "три", означавшая окончание первого этапа дуэли, кто-то из секундантов (по одним сведениям Столыпин, по другим - Трубецкой) скомандовал: "Стреляйте, или я ..."
Учтем состояние дуэлянтов, их напряженность. Лермонтов по команде "три" имел полное право выстрелить вверх. Но тут же раздалась не оговоренная условиями команда: "Стреляйту..." и Мартынов мог воспринять ее как руководство к действию, направляя пулю в ногу Лермонтову. Произошло это практически одновременно, с небольшим опережением Л. А теперь учтем одну особенность, которую почему-то никто не принимает в расчет. В день 15 мая в Пятигорске и окрестностях гуляли грозы. Дождь то начинался, то прекращался и это повторялось неоднократно (на этот счет есть десяток свидетельств). Местность отсырела. Пистолет Кухенрейтера достаточно мощный, у него чувствительная отдача. Стреляя вверх, Лермонтов вне сомнения получил такую отдачу и, не рассчитав силы, мог примитивно поскользнуться, не удержаться на ногах. И в тот же миг его настигла пуля Мартынова...
Ну вот, уважаемый Александр, мне представляется, что все было где-то так...
Но, повторюсь, точно все знает один Господь Бог.
С уважением,
Николай Калмыков 15.10.2016 16:51 Заявить о нарушении
Это действительно в руках божьих, но вот дальнейшее поведение зависело только от каждого лично. И оно не укладывается ни в какие рамки, нормы, просто в человеческие понятия сострадания, обязанности оказания помощи раненому, страдающему и истекающему кровью товарищу, офицеру. Вот что главное. это преступление, подлость, беспомощность, все что угодно, не имеющая оправдания и прощения.
Спасибо Вам, Николай, за отклик и подробности. Я так до сих пор считал, что это была брошь. А об этой вещице стоить говорить только как милой безделице, дорогой сердцу поэта от любимой женщины Катеньки Быховец, не более. Но ее (эту вещицу) упорно впутывают в перипетии дуэльной баталии, путая картину, приписывая ей роковую участь, тем самым словно уводя от истины...
Александр Головко 15.10.2016 18:14 Заявить о нарушении
Итак, координаты: 60 метров от Перкальской скалы, 40 метров от кольцевой дороги "Пятигорск-Провал", 8 метров от "дороги водяного общества", 50 метров к северу от столбика лесничества с цифрами 152/11, 150/1, 147/1. Площадка представляет собой вытянутый равносторонний треугольник с уклоном к северу примерно 6,3 градуса и отделенный террасой от полянки, напоминающей трапецию. И еще пара цифр: исследования и поиски велись исходя из роста Лермонтова 164 см, Мартынова - 179 см. К сожалению, самого письма Щербаченко, как и другой переписки с ним не сохранилось. По крайней мере среди своих бумаг разыскать их не удалось.
Как Вы понимаете, отправляю эту информацию для всякого случая, ни на что не надеясь. Пусть будет она еще и у Вас, авось, какой-то его величество случай...
С уважением и пожеланием удачь,
Николай Калмыков 16.10.2016 11:36 Заявить о нарушении
Я конечно был там, только не знал цифры, приводимые вами, но все это стоит в моих глазах, в памяти. Я любитель, как вы понимаете, просто не равнодушный
Александр Головко 16.10.2016 12:44 Заявить о нарушении
Я продолжу. Просто неравнодушный человек. Я сохраню эту информацию и при случае постараюсь заинтересовать кого-то из специалистов, просто друзей, собратьев по творчеству. Я живу в Ессентуках, это совсем рядом, 20 мин езды до остановки "Лермонтовская", пешком пройти до т. н. места дуэли М.Ю. и М., еще минут пять ходьбы по "водяной аллее", потом в сторону от дороги на север и выходишь на тропу, по которой возможно и ехал М. Ю. на последнее место, где пролегла грань между его жизнью и вечностью. В метрах 30-40 эта треугольная площадка-развилка пяти дорог, нарядом с которой находится овражек, сейчас он не скрыт кустарником, а тогда, по описаниям, заслонен был, откуда, по одной из версий", мог стрелять подсадной казачок. Здесь все так, как описываете вы, те же 6,5 градусов вверх от горы Машук к Перкальской скале, такая впадина, потом склон уходит в свое естественное снижение, по которому также протоптана дорожка, уводящая в сторону бывшей Николаевской слободы, ныне - поселок Иноземцево, фактически пригород Пятигорска. Вы не бывали в этих местах? Если были, то я зря все это пишу, наверняка вам показывали это место. И вы забирались на саму скалу, откуда, как на ладони видна дорога на Железноводск, на Иноземцево справа заслоняет выступ самой горы Машук.
Уникальнейшее место, рядом,все очень доступно и странно: для кого-то это словно непроходимые джунгли... Джунгли из непроходимой тупости, снобизма, не знаю, какие еще подобрать слова, ведь сейчас никто вроде и ничто - ни идеология, ни запреты, ни ложные представления о чести мундира некоторых сановников от культуры, ничто не мешает сказать честно и прямо о том, что волнует людей уже не одну сотню лет, провести, наконец, независимое расследование, на это и денег-то много не надо. Но в век пофигизма и равнодушия, это действительно никому не надо, кроме таких энтузиастов, как мы с вами да еще некоторых людей. Такое у меня сложилось впечатление. Может я чего-то не знаю еще, но это ведь не гос. тайна. А мы, творческие люди Кавказсских Минеральных Вод в теме, как говорится, как никто, может, из других структур и прочих "заинтересованных лиц".
Извините, не сдержался, выплеснул...
Р.С. У меня есть товарищ Анатолий Полозенко, поэт, бард. Живет в прямо в тех благословенных местах, также фанат Лермотова и собирает материалы о нем. Это он мне подсказал версию о монокле на мундире Мартынова и Грушницкого, что не вызывает сомнение в прототипе "Героя нашего времени". И еще кое-что, это он заново открыл это место у Перкальской скалы, мы были вместе там летним днем 2013. Читали стихи, пели песни, говорили о Лермонтове, после чего я написал статью об этой экскурсии. Я передам ему о нашей с вами заочной беседе.
С уважением, Александр.
Александр Головко 16.10.2016 13:30 Заявить о нарушении
Я сейчас перебрал свои старые публикации, касающиеся темы места дуэли, и хочу добавить к прежней информации еще несколько мыслей В.А.Щербаченко - его предложений по поводу, каким образом стоило бы обустроить это место. Просто так, на всякий случай... Для себя я тогда назвал все это "Проектом Щербаченко". Пусть здесь так и останется.
"...по моему убеждению, он (проект) должен быть скромным, небольшим. Не кричащим. Чтобы не забивать природу, не давить ее, а естественно вписываться в пейзаж, как вписываются в него стоящий олень или лось. Памятник должен быть почти масштабен человеку. Полянку следует огородить прозрачной, чисто символической изгородью. На полянке убрать валуны, сорняки, посеять траву, отметить каменными военными фуражками барьеры развода боя, а также место, где стояли секунданты.
...Теперь о строительстве. Хорошо бы использовать военных строителей. Как мне мыслится, надо будет привезти небольшую глыбу красного гранита из Капустинского карьера, остальное - дело скульптора. Забор, фундамент - мелочь...
...Решить вопрос об эксплуатации памятника. В чьем он будет ведении? Сдается мне, лучше отдать дело в руки музея "Домик Лермонтова". Тут бы помочь работникам музея приобрести лошадей, чтобы организовывать экскурсии с остановкой возле места дуэли. Верхом ведущими будут: дама в амазонке ("Княжна Мери"), офицер Тенгинского полка ("Печорин")... Заработанные средства должны идти на Музей "Домик Лермонтова" - сколько
же ему влачить полунищенское существование?.."
Хочу также проинформировать Вас, Александр: у меня скопилась приличная библиотека по Лермонтову, в том числе в электронном виде. Если вздумаете дальше заниматься Лермонтовым, сообщите - готов презентовать нужную литературу, при условии, что у меня имеется литература по интересуемой тематике и, естественно, что эта литература имеется в электронном виде. Ибо я готов пересылать нужное с помощью файлообменника. Надеюсь, эта система Вам знакома? Впрочем, даже если это и не так, составить микроинструкцию потребует не более пяти минут.
Передайте мое предложение также своему другу Анатолию.
С уважением,
Николай Калмыков 16.10.2016 16:16 Заявить о нарушении
Я встречусь с Анатолием 22 октября на "Поэтической осени" в Пятигорской ЦГ библиотеке и передам все о нашей дискуссии, может он что-то предложит в плане осуществления "Проекта Щербаченко", но скорее всего все это пока так и останется благими пожеланиями одиночек-энтузиастов, как вы, я, Анатолий и многих еще, кто не наделен властными полномочиями...
А красиво придумано с "Верхом ведущими будут: дама в амазонке ("Княжна Мери"), офицер Тенгинского полка ("Печорин")... Заработанные средства должны идти на Музей "Домик Лермонтова" - сколько
же ему влачить полунищенское существование?.."
Сам музей-Домик Лермонтова, к вашему сведению, не так уж и влачит "жалкое существование". Перед 200- летием со дня рождения поэта, насколько я знаю, была выделена сумма в 1 млн руб. из федерального бюджета на ремонтно-восстановительные работы муз. комплекса, потому что это не только домик, а несколько зданий, двор, в котором и сам домик и отдельно стоящий музей с экспонатами и проч. Ну и вообще это брендовое место Пятигорска и ему уделяется немало внимания. "Лишние" деньги бы не помешали, но сами муз. работники мало что решают да и не очень-то и хотят, по названным ранее мной причинам.
Ваши материалы я бы с удовольствием получил, посмотрел, может передал бы их в тот же музей, но с системой файлообменника (чуть не написал "фалло..(() я не знаком. Но у меня "продвинутые внуки, если что они помогут. Высылайте. А куда - на эл. почту? Моя почта: parnasav@mail.ru
С уважением, А. Г.
Александр Головко 16.10.2016 21:38 Заявить о нарушении
Что касается литературы, то имеется в виду оцифрованная литератора о
Лермонтове известных и малоизвестных авторов. В основном в формате pdf и doc (Вам известны эти форматы?) И еще вопрос: приходилось ли Вам иметь дело с архиваторами? Хорошо бы отправлять литературу в архивированном виде. Кстати, как у Вас с призведениями самого Л.? У меня есть ПСС в 10 томах в электронном виде, издания, кажется, 2006 года. Там самое ценное - примечания, сноски, варианты и т.д. Может, с этого и стоит начать (если, конечно, Вам нужно?) Пробную операцию можно попробовать уже сегодня, но где-то после обеда. У меня тут предстоят кое-какие домашние дела...
Да, еще вопрос несколько другой темы. Среди Ваших близких есть педагоги или ученики? Имеется один великолепный электронный ресурс, который им вне сомнения здорово облегчит жизнь.
Николай Калмыков 17.10.2016 10:04 Заявить о нарушении
У меня есть конечно собрание сочинений М.Ю. в двух томах. В интернете много материалов. Но лишними ваши мат-лы наверняка не будут, присылайте, если что, я говорил, внуки помогут открыть.
Насчет эл. рессурса, я так понял, надо за него платить? У меня есть знакомые педагоги, в основном пенсионеры. Сейчас творчество тоже удел пенсионеров. Есть и молодые, но надо узнавать, нужно знать конкретно, что вы предлагаете, народ на периферии осторожно ко всему относится. А у вас, видимо программа для "продвинутых"? Я поспрашиваю, только вы конкретнее скажите, что это такое))
Александр Головко 17.10.2016 15:30 Заявить о нарушении
Давайте я помаленько подготовлю пробную "посылочку" из нескольких файлов и отправлю по сообщенному Вами электронному адресу. Посмотрим, что у нас получится. Ничего сложного в пересылке файлов нет. Через короткое время сможите сами обмениваться файлами какими захотите и с кем захотите.
Николай Калмыков 17.10.2016 16:38 Заявить о нарушении
Я получил скриншоты, но у меня дальше ничего не получается, подожду, когда придет кто-то из внуков и помогут открыть и расскажут, как этим пользоваться. Вы можете высылать, если это возможно, а я потом вам доложу, как обстоят дела.
Заранее благодарю, спасибо! Я самоучка на компьютере, делаю то, что умею, вся надежда на продвинутых внуков))
Александр Головко 17.10.2016 21:06 Заявить о нарушении
Я только не понял: Вы пробовали раскрыть файл? Хоть какая-то реакция была на это?
Если не сложно, сообщите, какая операционная система установлена на Вашем компьютере? Есть ли архиватор? Какой? Читает ли комп форматы PDF и "дежавю"? Это надо, чтобы мне было проще ориентироваться. И еще: у Вас есть возможность просматривать на компьютере видеоуроки. В Инете море всякого рода уроков, может, есть смысл пару-тройку просмотреть? Я бы постарался отыскать и переправить.
Сейчас я сижу за планшетником, через часик пересяду за большой комп, посмотрю, что я Вам вчера отправил, может, сам накосячил. Странно, что Вам не удалось ничего посмотреть.
Николай Калмыков 18.10.2016 11:02 Заявить о нарушении