Зайкина избушка, сказка от Горлова

Математика до и после 3-х лет.

Народные сказки от дедушки Максима из страны Математика.               

(Необходимо изготовить  карточки из плотной бумаги или картона с цифрами: 1 (один)- 5 шт , 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять).  Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся.  Прослушать сказку и ответить на вопросы в конце  с использованием  карточек).               

Жили-  были в лесу  лисичка и зайка. Жили они неподалеко  друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить.         

Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик- из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце.         

Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину  избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошел зайка со своего двора, сел под березкою и плачет. Идет волк.    

- Чего ты, зайка, плачешь?- спрашивает волк.

- Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я- из  сыпучего песка, а она- из сыпучего снежка.  Настала весна. Ее избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка,  выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась.  Вот я и сижу да плачу.

- Не плачь, зайка,  помоги мне  решить задачу:  бежали три косули, я их догнал  и пригласил в гости к себе, только одна косуля решила пойти в гости. Сколько косуль побежало дальше? 

(Ребенок берет две  карточки с цифрой 1, пусть  рядом положит  карточку с цифрой 2.  Добавит еще одну карточку с цифрой 1 и рядом положит карточку с цифрой 3. Нужно, чтобы ребенок запомнил, как выглядят  две карточки и три карточки и начал называть эти количества сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1, 2, 3. Можно повторить эту игру с разными предметами, пока ребенок не будет сразу определять два и три предмета.  Затем убрать одну карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 3.   Ребенок должен дать правильный ответ и положить карточку с нужной цифрой.)               

- Две.               

- Я тоже так думаю. Пойдем, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы. Пошли они. Пришли Волк  стал на пороге зайкиной  избушки и кричит на лисичку:

- Ты зачем  залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:    

- Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, - как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутек. И зайку покинул. Сел опять зайка под березкою и горько плачет.

Идет по лесу медведь. Видит- зайчик сидит под березкою и  плачет. - Чего,  зайка, плачешь?- спрашивает медведь.

- Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я- из  сыпучего песка, а она- из сыпучего снежка.  Настала весна. Ее избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка,  выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась.  Вот я и сижу да плачу.

- Не плачь, зайка,  помоги мне  решить задачу: поймал я на речке три рыбины, когда я поймал  следующую,  то  две пойманные рыбины упрыгали в речку. Сколько рыбин у меня осталось?      

(Ребенок берет три   карточки с цифрой 1, пусть  рядом положит  карточку с цифрой 3.  Добавит еще одну карточку с цифрой 1, уберет карточку с цифрой 3,  и рядом положит карточку с цифрой 4. Нужно, чтобы ребенок запомнил, как выглядят  три  карточки  и четыре  карточки и начал называть эти количества сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1, 2, 3, 4.  Можно повторить эту игру с разными предметами, пока ребенок не будет сразу определять три  и четыре  предмета.  Затем убрать две  карточки с цифрой 1 и карточку с цифрой 4.   Ребенок должен дать правильный ответ и положить карточку с нужной цифрой.)

- Две.               

- Я тоже так думаю. Пойдем, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы. Пошли они. Пришли Медведь   стал на пороге зайкиной  избушки и кричит на лисичку:

- Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то  сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

- Ох, медведь , берегись: мой хвост что прут, - как дам, так и смерть тебе тут. Испугался медведь  да наутек и  зайку одного  покинул.  Опять пошел зайка со своего двора, сел под березкою и горько плачет.

Вдруг видит- идет по лесу  петух. Увидел зайчика, подошел и спрашивает:

- Чего,  зайка, плачешь?

- Да  как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я- из  сыпучего песка, а она- из сыпучего снежка.  Настала весна. Ее избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка,  выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась.  Вот я и сижу да плачу.

- Не плачь, зайка, я выгоню лису из   твоей избушки.

- Ой, петенька, - плачет зайка, - где тебе ее выгнать? Волк гнал- не выгнал. Медведь гнал- не выгнал.    - А вот я выгоню.               

Помоги мне  решить задачу:  нашел я в лесу пять орешков, три орешка сразу съел, остальные оставил  на потом. Сколько орешков осталось у меня? 

(Ребенок берет три   карточки с цифрой 1, пусть  рядом положит  карточку с цифрой 3.  Добавит еще одну карточку с цифрой 1, уберет карточку с цифрой 3,  и рядом положит карточку с цифрой 4.  Добавит еще одну карточку с цифрой 1, уберет карточку с цифрой 4, и рядом положит карточку с цифрой 5.  Нужно, чтобы ребенок запомнил, как выглядят  три  карточки , четыре  и пять  карточек  и начал называть эти количества сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1, 2, 3, 4, 5.  Можно повторить эту игру с разными предметами, пока ребенок не будет сразу определять три,  четыре  и пять  предмета.  Затем убрать три   карточки с цифрой 1 и карточку с цифрой 5.   Ребенок должен дать правильный ответ и положить карточку с нужной цифрой.)               

- Два.               

- Я тоже так думал. Пойдем, - говорит петух. Пошли. Вошел петух в избушку, стал на пороге, ку карекнул, а потом как закричит:               

-Я- петух- чебетух,

Я- певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах,

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

А лисичка лежит и говорит:

- Ой,петух, берегись: мой хвост что прут, - как дам, так и смерть тебе тут. Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:       

-Я- петух- чебетух,

Я- певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах,

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

И – прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как поскочит лисица да как побежит вон из  зайкиной  избушки, а зайка и двери захлопнул  за нею.               

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

Вопросы.

Разложи карточки с цифрами вразброс.

1. Реши задачку, которую задал волк  при встрече с зайцем, выбери нужную карточку.

2. Реши задачку, которую задал медведь  при встрече с зайцем, выбери нужную карточку.

3. Реши задачку, которую задал петух  при встрече с зайцем, выбери нужную карточку.

Вот  и сказки   конец, а кто слушал и ответил на  вопросы - молодец!               

При желании родители могут сами усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а карточки заменить, например, кубиками или другими однотипными предметами.               

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY.               


Рецензии