Памяти моего дедушки. 70 лет Великой Победы

Мы не должны забывать какой ценой нам досталась Победа, в той страшной, кровопролитной войне! Нашу семью Великая Отечественная война коснулась двумя фронтами и боевым, мой дедушка в первые дни войны записался добровольцем, и трудовым, моя бабушка была немка и всех родственников отправили в трудовую армию, в Сибирь.

Мой дедушка КОЗЛОВСКИЙ Михаил Герасимович родился 23 мая 1914 года в Алтайском крае, в маленьком селе Малышев Лог в очень бедной, многодетной, крестьянской семье. Закончив школу, он поехал в город Барнаул, где вступил в комсомол, закончил курсы комсомольских работников и в 1938 году по комсомольской путевке поехал в Таджикистан, организовывать пионерские лагеря. В это же самое время в г.Сталинабад с Поволжья, из Куйбышевской области приехала молодая учительница немецкого языка, немка по национальности. Она приехала вместе со своим папой, опытным учителем и музыкантом,чтобы работать в школе, так как в то время не хватало учителей в молодой республике. Это были мои бабушка и прадедушка Эмме Тамара Теодоровна и Теодор Адольфович. Они остановились в доме у своего родственника, который был другом моего дедушки. Когда однажды мой дедушка зашел к своему другу и встретил там бабушку, то сразу влюбился в стройную, голубоглазую красавицу. В 1940 году они поженились, к ним также переехала моя прабабушка с двумя младшими дочками. И жили бы они счастливо, если бы не 22 июня 1941 года. Война с фашистской Германией! Когда мой прадедушка узнал об этом, он сразу сказал "Нам конец, хотя мы ни в чем не виноваты!" Он оказался прав, всех немцев отправили в Сибирь, на трудфронт. И мой прадедушка Эмме Теодор Адольфович, культурный, образованный человек, оттуда уже не вернулся. Он умер в 1944 году, не выдержав тяжелой работы при строительстве химзавода.Только мою бабушку Козловскую /Эмме/ Тамару Теодоровну оставили в Сталинабаде, так как у неё муж был русским и воевал. И она во время ВОв, будучи немкой, преподавала немецкий язык в школе. И я считаю, это подвигом. Она учила детей тому, что это язык не фашистов, а это язык великих немецких писателей Гёте, Шиллера, Гейне. И как она мне рассказывала, ни один её ученик, даже самый хулиганистый, не выразил ни разу ненависти к ней или к немецкому языку.

А дедушка закончил в Челябинске курсы танкистов и в качестве командира экипажа громил, как он писал в своих письмах "фашистскую сволочь" . У нас сохранилось несколько его писем с фронта, которые без слез невозможно читать. Какие-то другие люди были наши дедушки, ведь он знал, что мог в любой момент умереть, а он в письмах беспокоился о своей жене и дочке, и как-то ещё старался помочь денежными переводами. И в каждом письме он с уверенностью писал, что он вернется с фронта и заживут они дружно и хорошо. Так и случилось, преодолев все ужасы войны, совершив много подвигов, он вернулся домой только через полгода после окончания войны, так как он получил сильнейшее ранение, горел в танке и ему оторвало ногу. Он приехал, только когда был готов протез.

После войны дедушка работал заведующим райсобеса Октябрьского района, а бабушка в школе номер 10 г.Душанбе до самой пенсии. Дедушка много встречался с молодежью, рассказывая о войне, вел общественную работу в Совете Ветеранов, он был ответственным за выпуск стенгазеты.

Умер дедушка в 1986 году и покоится на Душанбинском кладбище. А бабушка пережила дедушку на 9 лет. Ей пришлось узнать ещё и ужасы гражданской войны в Таджикистане в 90-е годы. Бабушка умерла в 1995 году и похоронена в Ярославской области.

Мы должны помнить своих дедушек, бабушек, их подвиги, которые они совершали во имя Победы, рассказывать своим детям и внукам.


Рецензии
Назоша, с интересом прочитала о твоей бабушке.
Очень хорошо помню тётю Тамару, красивую, статную,
с удивительными синими глазами, а рядом ты,
большеглазая куколка.
Но не знала, что она была учительницей, и о родных её ...
Вон, как они пострадали оказывается.
Правильно делаешь, что пишешь о них!

Гульчехра Шарипова Гулчин   27.11.2020 13:13     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогая Гульчехра, за память! Мне очень важно знать Ваше мнение, потому что мы были знакомы в другой для меня жизни. Война всё разделила! Всё изменила в нашей жизни! Бабушка работала учительницей с самой молодости до моего рождения! Когда я родилась, она ушла с работы, чтобы помогать моим родителям меня растить. А они делали свою карьеру артистов! Меня воспитала и вырастила меня и привила огромную любовь и уважение к родителям, которых видела в детстве я очень редко.

Назокат Холова   30.11.2020 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.