09-07. Из записок практикующей

Вчера была на йоге, где, как всегда по понедельникам, делали часовую Молитву Стоя. Позвоночник разогрелся, по телу ощутимо шла энергия; наиболее трудными оказались вторые пятнадцать минут, дальше тело двигалось почти на автомате. Упражнение перенесла спокойно, но, независимо от него, у меня в последнее время ужасно болят суставы ног и рук, тянет икры, по утрам разламывается спина. Достаточно совсем немного походить, как тяжелеют и болят ступни. Не радует и моя замедленная реакция, плохая память на новые лица, голоса по телефону: я тяжело включаюсь в ситуацию в новых обстоятельствах. Что касается того, что мне интересно, близко и знакомо, реакция нормальна, более того, мои память и концентрация даже лучше, чем у многих. Все мои физические проблемы по признакам напоминают сразу несколько болезней, связанных с загрязнением организма.  К врачам не обращаюсь – нет ни времени, ни денег, ни веры в них. Серега, которому я пожаловалась на то, что, несмотря на мою искреннюю приверженность, от нагрузки во время занятий мои болезненные ощущения только усиливаются, утешил меня тем, что все идет нормально, что именно так происходит процесс проявления накопленной кармы по стихии «земля». Конечно, я же ведь по-прежнему  гневаюсь,  критикую (хотя бы и мысленно) поступки других, ощущаю ненависть, неприятие, возмущение. Серега говорит, что подобный процесс очищения физического тела проходил и у него, и у всех достигших во время их практики. Даже молодые и здоровые саманы, приступая к практике, вдруг  начинают страдать от болезней и боли во время упражнений, и их страдания были несравнимо больше, чем наши. Это надо перетерпеть.

Я, как всегда, мучаюсь противоречиями, не зная чему верить. Тело страдает. Медицина и укоренившиеся во мне фиксированные идеи говорят «ограничь нагрузку», Учение – «иди до конца, терпи и очистишься». Плохо то, что мой ум полностью не доверяет ни тому, ни другому. Хотя поступками следую Учению. Чем все это закончится, не знаю.

На каждом занятии я сдаю тесты фиксации памяти по базовым книгам школы. Сейчас нахожусь на середине третьей книги, что на фоне других совсем неплохо. Основные идеи книг постепенно проникают в подсознание и начинают во мне действовать, с большей частью положений я полностью соглашаюсь. Но, должна отметить, во мне живет и критическое Я, которое в любой момент способно интерпретировать написанное под другим углом зрения, придраться к непоследовательности рассуждения, неубедительности доказательства или даже заподозрить возможную эгоистическую, корыстную подоплеку высказываний. По мнению школы, подобные мысли есть слабость моей приверженности, недостаточность фиксации памяти. Но я боюсь программирования себя именно потому, что в него верю в действенность этой практики. В том смысле, что ничуть не сомневаюсь, что любая мысль, многократно повторенная и внедренная в подсознание, будет жить в нем и определять наше поведение и мнения, а вот даст ли нам это свободу действовать осознанно, не знаю.

Всему, что мы наблюдаем, можно дать самое разное объяснение. Каждый день по радио я слышу рекламу «не имеющих мировых аналогов» лекарств и биодобавок, быстро излечивающие разные заболевания. Но на деле они точно так же ничего не меняют по существу, как и все остальное. В какие-то дни мне лучше, в какие-то хуже, настроение то одно, то другое; если ум чем-то занят и, тем более, отождествлен с этим, то предыдущие проблемы просто забываются и перестают существовать. Можно ли считать это избавлением от страданий? Приверженность это то же самое отождествление, только отождествление с Учением. А мне хотелось бы чистого, прозрачного к внешним влияниям сознания, пробуждения, возврата (или прихода) нашего Я к возможному для нас высшему уровню бытия. Первоначальный буддизм  говорит о том, что в состоянии Истинного Эго мы уже когда-то были, но упали в более низкие миры, а Четвертый Путь считает, что это состояние - только наша возможность, что мы можем развить себя до него, но мало кому это удается и мало кто его хочет.

Словом, я очень хочу именно туда, куда призывают эзотерические учения – к свободе от тела и контролю над сознанием, но все еще с подозрением отношусь к методу самогипноза. Впрочем, что другое нам доступно? Самовоспоминание тоже достигается лишь при условии постоянной работы «будильников» - сознательного усилия в плане применения к себе идей Работы. А чем это отличается от Фиксации памяти? Ничем. К тому же, содержание идей обеих школ абсолютно идентично по существу и в деталях прекрасно дополняет одно другое

Сегодня к нам в Петербург неожиданно, никого заранее не предупредив, приехал Достигший. Прибывший был  молодым японцем с красивыми, тонкими чертами лица, в очках в золотой оправе и с излишне пухлыми, красными губами. Звали японца Вангисса Ши и был он Достигшим достаточно высокого уровня. Вангисса прилетел в город из Японии  на один день -  «посмотреть  карму Петербурга» в преддверии Юбилея. Опишу встречу, не следуя правилам, как «следует думать», а так, как я ее восприняла, пусть даже мои ощущения меня обманули.

У меня создалось четкое впечатление, что Вангисса прилетел к нам если не с туристической, то явно с личной, не имеющей отношения к духовной работе целью, что в моем понимании не соответствует образу человека, отрешившемуся от мирских желаний. Ни в Москве не знали о его появлении у нас, ни Сергей не был им заранее предупрежден. Появился он предметов для инициаций, прочитал очень короткую лекцию и даже на вопросы не оставил времени, но двадцать минут посвятил сбору пожертвований.  Не хватало на обратную дорогу!?

Вместо обычных занятий мы собрались на квартире у Тилопы. Небольшая, достаточно бестолково, по-мужски, заставленная мебелью комната Тилопы  к приходу гостя была наспех устлана коврами, над которыми во множестве летала моль. С некоторых пор ее здесь стало запретным уничтожать. На полу устроилось около двадцати человек. Пришедшие достаточно бесцеремонно приказывали хозяину то вынести телевизор, то включить дополнительное освещение, то  зажечь курительные палочки. Мы  долго перепирались, какие упражнения следует делать в ожидании Учителя – то ли Тренинг Ветра (это в такой-то тесноте!), то ли хором читать мантру приверженности. Впечатления скромных и, уж тем более, не привязанных к миру форм людей мы никак не производили. Вообще, было непонятно, кому все эти хлопоты, выпавшие на голову Тилопы, были нужны, если встреча происходила не в зале для практики, а на частной квартире, а самого Вангиссу с его очищенным с точки зрения «различения» сознанием, по определению не должны были затрагивать такие мелочи, как обстановка в чужой жилой комнате?

От духоты и едкого запаха курений у меня разболелась голова. Оказывается, не только у меня. Как выяснилось позже, в этот день мама Тилопы находилась в соседней комнате, куда стащили все «лишние» с точки зрения наших саман вещи, и она тоже плохо переносила запахи курений. Более того, в этот же день состоялась защита диплома  дочки Тилопы - Лены, также ютившейся  во второй, бабушкиной комнате, изливая на бабушку свое возмущение непрошеными гостями и странным образом жизни своего отца. Лена, конечно, жуткая эгоистка и морального права судить отца не имеет, поскольку всю свою жизнь его использует, но в данном случае Тилопа  меня удивил. Я, вспоминая день защиты диплома своей дочери, ни за что бы не стала портить ей праздника даже ради приезда Достигших, то есть, не предоставила бы свою квартиру для встречи. Выходит, мои приоритеты лежат в плоскости Жизни, а не Духовной Общины, нет во мне должной приверженности Учению.

 Я так и не понимаю до конца природы Тилопы: то ли он действительно настолько предан данной школе, то ли эгоистическое желание заработать себе заслугу перед Гуру для него важнее любви к дочери, то ли он просто идет на поводу обстоятельств, занимая удобную позицию пассивного созерцателя. Чего в его поступке больше – духовного самопожертвования,  эгоизма или безволия? Сколько лет я знаю Тилопу, а до сих пор не нахожу ответа на этот вопрос.
 
Тилопа для меня многим странен, двойственен, непонятен: он вечно кажется самоотверженно жертвующим и милосердным, но, если вдуматься,  всегда жертвует только  ту часть, которая ему либо не нужна, либо сулит ему какое-то ответное  воздаяние.  Впрочем, я тоже такая же. Просто со стороны и на примере других это заметнее. Знаю одно – я бы свою квартиру для такого случая не предоставила, хотя у меня и комната больше и она более пригодна для этой цели. Мысль о реакции на подобный мой поступок моих родных заранее отталкивает меня от чести принять у себя в доме Достигшего. Веры, что энергия его присутствия в моей квартире, принесет родным величайшее благо, не хватает. Тем более, что поведение как Достигшего, так и нашей братии, пришедшей на встречу с ним, меня не воодушевляет.

Энергетики Вангиссы Ши я не почувствовала совершенно. Во время приема пожертвования он вообще не смотрел мне в глаза и, казалось, был занят совсем другими мыслями. У меня осталось впечатление, что он зашел к нам, чтоб только как-то оправдать цель своей частной поездки. Начал он с похвалы тех, кто «печатает книги» в своей квартире, то есть наших наставников. Но при этом даже не удосужился запомнить и назвать вслух имена Лены и Сергея. Сравнил их заслугу с заслугой тибетцев, печатающих книги с помощью очень примитивной техники, но с предельной концентрацией на содержании книг. А мне в этой похвале послышалось его удивление нашему российскому, примитивному и наполовину ручному процессу создания книг: после привычной ему японской оргтехники и японского, куда более высокого материального уровня жизни наши условия, наверное, смотрятся дико. Вроде бы похвалил, а вроде бы и в душу плюнул...

Тема лекции была знакомая – о том, как творить позитивные мысленные образы, чтобы они реализовались. Никаких открытий он этим не сделал, не стоила эта мысль долгого тройного перевода с японского на английский, а затем с английского на русский. Ни на энергетическом плане, ни на информационном.

Словом, я жалела, что пришла, хотя, если бы не пришла – тоже бы жалела. Я до сих пор не знаю, можно ли верить всем этим Достигшим, или они такие же шарлатаны, каких я встречала множество. Может быть они действительно тяжко, очень тяжко добиваются своего достижения (впрочем, как раз первая волна сподвижников Сонши получала ранг Ши  за считанные недели!), но зато потом это становится их профессией – разъезжать по миру с примитивными лекциями, собирать пожертвования и зажигать сердца неискушенных людей. Когда человек ищет учителя или чуда, он найдет его в любом идоле и обязательно получит результат. В данном случае состояние ищущего гораздо важнее качеств дающего. Деревянный Будда так же может сотворить чудо, если в него верит толпа. Вспомним пелевинский образ гнилого пня, к которому стягивались круги завороженных насекомых!

Такая вот у меня греховная оценка последней встречи. Что, впрочем, не исключает факта ее ошибочности – настроение у меня хорошее, видение собственной кармы и согласие с ней присутствует. Может быть, Вангисса, как Достигший махамудры, действительно имеет божественную способность отражать принятое пожертвование подобно чистому зеркалу, то есть возвращать  воздаяние без искажения?

Собственная двойственность причиняет мне постоянное мучение. Я равно не могу ни бросить начатую работу по сдаче тестов из базовых книг Сонши (практику фиксации памяти), ни сдвинуться в ней с места. Застряла на 14 главе 3 книги и не могу заставить себя ее вызубрить. Душа противится необходимости забивать голову мусором, которого там хватает (пусть даже не по содержанию, а по форме) при нехватке времени читать более умные книги. В то же время, учение уже вошло в меня настолько, что я понимаю, как легко можно оборвать октаву, если начнешь распыляться, если включишь критический ум, который логичен и прав, но не приносит результата, а эта примитивная ахинея изложения буддистского мировоззрения, несмотря на ее несовершенную форму передачи, дает ощутимые результаты. И не малые. К тому же Козерогу всегда трудно отказаться от намерения дойти до конца пути, если часть его им уже пройдена. В последнее время я на занятия не хожу – почти не хожу, именно потому, что меня опять стали мучить сомнения. Да и житейских дел – невпроворот: дача, надвигающийся ремонт в маминой комнате, домашние заботы. Я не могу запланировано делать что-либо  наполовину, хотя по сути все равно все у меня получается лишь наполовину – не так, как хотелось бы, не так, как могла бы, не так, как должно…

На днях наш город посетил Оле Нидал, тибетский лама и датчанин по национальности. Мне понравились его книги. Учит он тому же, что и Сонши, то есть проводит те же линии буддизма, но акценты иные. Нет настойчивого требования жертвования денег Достигшим, нет призыва к активному вовлечению людей на путь спасения, на угнетение физического тела во имя отмывания собственной кармы. Оле раскован и радостен. Уселся на стол со скрещенными ногами прямо на сцене, но в лотос сесть даже  не пытался, более того, вскоре спустил ноги вниз и начал ими болтать, непринужденного поигрывая пальцами босых ног со штативом микрофона. Достаточно остроумен. Ответы дает четкие, прямо в точку, с пониманием заданного вопроса. Может таким и должен быть буддизм? Жизнь и так предоставляет нам достаточно много проблем и проверок, чтоб искать искусственные трудности. Тренировать отречение можно и нужно прямо в жизни, например, учиться не привязываться к внешним образам, размышлять над собственной истинной природой. Пока помнишь, что наше я – это зеркало пространства, а не материализуемые нашим же сознанием формы, не наделаешь глупостей. Держать ум спокойным и ровным на одной этой идее – это и есть медитация. По определению Оле медитация в буддизме означает «свободно, без усилий покоиться в том, что есть». И самый действенный метод – это постоянно отождествляться  со своей будда-природой, причем не только во время медитации, но и вообще в жизни. И еще мне  понравилась его фраза: «этого не было в прошлом, не будет в будущем, не стоит беспокоиться и сейчас». Надо просто держать ум в позитивном и радостном приятии всего, что есть – это лучшая практика буддизма.

Нужен ли нам Гуру, если у каждого из нас есть жизнь, в которой абсолютно все является Устами Гуру? Вслушивайся в то, что тебе говорят другие, всматривайся в то, что происходит перед твоими глазами – и ты найдешь ответы на все вопросы, которые сумеешь (если сумеешь) правильно сформулировать. Проблема в том, что мы не задаем вопроса или даже не подозреваем, что именно должно стать предметом нашего интереса. Мы не догадываемся, насколько для нас  важно задать правильный вопрос. Ответов вокруг больше, чем мы в состоянии их заметить. Гуру – это просто сотворенный нашими мыслями идол или Будильник, который нас либо вдохновляет, либо будит.


Рецензии