Новая религия - деструктивизм
Затем чередой прошли годы учения и овладения силами разума. Наступил век Просвещения, когда стремительно начал возрастать индивидуальный человек, насыщенный знаниями и уверенностью. Появилась вера в прогресс и в счастливое будущее этого сильного человека, о котором философ Милль сказал, что мера его – всё бОльшее счастье.
Запад прошел сквозь огонь страшных мировых войн и, наконец, взмыл на головокружительную высоту своего величия. Он добился всего, о чем мечтал. Огромный мир лежал у его ног. Но что-то вдруг разладилось в его внутреннем естестве. Он устал… Некоторые исследователи говорят, что усталость западного горделивого фаустовского мира приключилась в результате трагических майских событий, произошедших во Франции в 1968 году, когда вдруг взбунтовалась студенческая молодежь. Именно это событие стало переломным моментом, когда Запад утратил набор высоты и начал стремительно падать.
Казалось бы, ничто не предвещало плохого. 60-е годы начались как эра массового потребления, когда экономика была в восхождении, но закончились под знаком социальной критики. Молодые интеллектуалы 60-х утверждали, что им некуда идти, потому что у их будущего всего два пути: страх умереть от голода или от великой скуки. Юные головы обратили свой взгляд к социализму и выступили под красными знаменами. 60-е годы остались в истории как время баррикад, рок-музыки, антивоенных протестов «новых левых» и бурных дискуссий о философии марксизма.
О мае 1968-го принято говорить как о последнем восстании европейских интеллектуалов, которое повлекло за собой серьезные последствия исторического масштаба. Это событие завершило полуторавековую эпоху модерна, в котором интеллектуалы и молодежь играли особую, ведущую роль. Сегодня интеллектуал уж не тот — он либо платный эксперт властей и корпораций, либо виртуальная звезда массмедиа и масскульта. Но тогда, в 60-х, интеллигенция была властителем дум многих людей, образцом, на который равнялись все. Именно в интеллектуализме буржуазный мир увидел своего врага. Тогда же, видимо, появилась мысль уничтожить этого врага навсегда. Расправившись в 68-м году с лучшей частью молодежи, западный мир фактически уничтожил свое будущее. То, что осталось – было низкого качества и не обладало ни творческой фантазией, ни смелостью. Именно эти оставшиеся составляют ныне мировую и научную элиту.
Западный мир сломался. Модерн превратился в постмодерн. Структурализм, изучавший системные вопросы, выродился в постструктурализм, который перешел к исследовнию процессов разрушения и сумасшествия. Началась всеобщая деградация. Вместе со свертывающейся промышленностью начал сворачиваться весь человеческий мир.
Запад устал развиваться и стремиться, ибо больше не видел впереди цели. Но вот удивительный парадокс: если западный мир устал от собственного индивидуализма, то отчего вслед за ним вдруг устала Советская Россия, которая никогда не страдала переразвитием индивидуализма и не знала ужасов безработицы и МРОДа? Запад, действительно, пережил обрушение веры в человека, способного «переделать» мир по своему образу и подобию, но социализм ничего подобного не испытал. А дело в том, что Россия просто скопировала западную депрессию, как когда-то копировала байроновский дендизм. Россия «устала» и «заболела» по приказу или по своей дурости только потому, что в «моду» вошел постструктурализм. Случилось то, что случилось.
Но почему на Западе произошло обрушение веры? Почему над позитивом вдруг возобладал негатив? Примерно с 13 века, когда только начинал свой разбег Ренессанс, начали появляться люди, для которых экспансия стала мерилом и смыслом жизни. Это были торговцы, начавшие многовековую борьбу за «свободу» в то время, когда единичный человек еще только начинал осмысливать свою единичность. В века, которые позже назвали Ренессансом, когда на почве, возделанной античностью, бурно пошел в рост индивидуальный человек, возник новый взгляд на мир, как на поле деятельности этого человека-захватчика, конкистадора и переделывателя мира по своему образу и подобию.
В века Просвещения, когда западный «фауст» по-настоящему пытался овладеть разумом, философы стремились ограничить рост и расширение его экспансии теориями «разумного эгоизма». Но это нисколько не помогло. Разумный экспансивный западный человек все приспосабливал для своих нужд и целей. Не только разум, служивший ему инструментом для экспансии, не только философию, оправдывающую его захватническую политику, но и самого Бога, который в редакции Лютера провозгласил: «Копите богатства и я поставлю вам пятерку за прилежание!» Вопрос о спасении Лютер решал просто: «Если ты успешен – Бог благоволит к тебе. Если ты неуспешен – значит, ты проклят!»
Вот из каких глубоких напластований пришло в Россию протестантское убеждение в том, что бог благоволит богатым и ненавидит бедных. И, несмотря на то, что православная религия утверждает совсем иное (что «ценности надо собирать на небе, а не на земле»), богатые люди России с удовольствием отреклись от православия и стали почитать лютеровского Бога, - небезусловного, отъевроредактированного и приспособленного к нуждам торговца. Думаю, что это отречение было сделано неосознанно и бездумно, но незнание закона не освобождает от ответственности.
С начала своего возникновения и до последнего времени вопрос о Спасении и Предопределении в лютеровской доктрине считался наиболее спорным и болезненным. Но тогда протестантизм победил. Дело закончилось походом против католицизма и в Германии, Англии, Швейцарии победил Бог, который был больше приспособлен к типу светского западного авантюриста.
Сколько ни существовал западный человек, он всегда был «пожирателем пространств» - такой была его неугомонная натура. Когда в живописи была изобретена линейная перспектива и стало зримым широкое пространство, линии которого уходили за горизонт, для западного торговца открылся «коридор», по которому и помчался рыскать всеядный западный человек, запрограммированный на поглощение и переваривание поглощенного.
Великие географические открытия значительно расширили зону его деятельности. Америка, Индия, Перу, Китай, джунгли, пустыни, оазисы – везде побывал западный человек, неся свою «священную миссию» в темные аборигенские массы. Эту «миссию» он называл «просвещением», а, в действительности, это было просто навязыванием собственного взгляда на вещи всему миру. Захватчик всегда уверен, что он прав, потому что он – победитель и потому его взгляд - самый верный. А еще западный человек хотел повсюду установить собственные правила, чтобы везде чувствовать себя, как дома.
Он всегда ощущал себя хозяином положения, а каков хозяин – такова и власть. Какова власть - таков и мир. И, если захватчик тупой быкоголовый урод, то и мир вокруг него тоже должен приобрести вид тупого урода. Когда же, наконец, этот ослепший бык, убегавшись по миру, уперся рогами в стену и завопил от ужаса – то же самое сделал вслед за ним мир, пересозданный по его образу и подобию.
Происходит парадоксальная вещь: когда власть, не способна строить и развивать жизнь - она заявляет, что мир умирает и начинает проповедовать ценности распада и декаданса, а мир вокруг нее действительно начинает стремительно сжиматься. Постструктурализм, собственно, и является инструкцией по умиранию. Отождествление всего мира с капитализмом привело современных буржуазных философов к мысли о том, что, если капитализм умирает, то и весь мир должен умереть вместе с ним, как преданный слуга.
И мир начал самоуничтожение. Все структуры подверглись вивисекции. Даже протестантизм с его ценностями труда и накопления изжил себя и оказался на помойке. Начавший было развиваться структурализм, также устарел в свете быстрого отмирание капиталистической структуры и был поспешно заменен постструктурализмом или деструктивизмом – доктриной смутной и неубедительной, которая назвала гниение нормой, а разум – иллюзией.
Если кто-то не знает, в каком мире живет сегодня человечество и какому богу молится, так я скажу: новая религия называется постструктурализм (в Европе) или деструктивизм ( в США). Эта религия отрицает всякий смысл, всякую структуру, всякое объединение чего-либо, кроме маргинального. Эта религия провозглашает главными ценностями распад всех структур, в том числе, структур психики и языка. Бог постструктурализма – «Ничто». Его авторами являются П. де Ман, Г.Блум, Х. Миллер (США); Деррида, Ж.Делёз, Ж.Бодрийяр, М.Фуко, Лакан, Ж.Ф.Лиотар (Франция).
Данная система не несет в себе ничего позитивного, но, тем не менее, в 60-е годы 20 века она была провозглашена основополагающей идеологией и теперь весь мир развивается в ее русле. Эта система взглядов была сформирована для окончательного уничтожения привычного разумного мира и погружения его в «хаосмос» - по-просту, в хаос. Деструктивизм, собственно, не философская система. Он ничего не предлагает, кроме пассивного созерцания всеобщего вымирания и угасания разума. Его кредо пессимистично и безысходно - «Весь мир умрет и ты умрешь вместе с ним – так не сопротивляйся, живи одним днем и не желай никакого будущего ни себе, ни своим детям».
Деструктивизм выражает разочарование в разуме, отвергает веру в науку и прогресс. Он отрицает даже самого человека как единую систему, как организм и утверждает необходимость отказаться от света (разума) в пользу тьмы (бессознательного с его неосознанными желаниями). Он призывает отказаться даже от собственного физического тела и перейти в состояние «тела без органов», где отсутствует разум, но зато бушует «интенсивность» (Делёз и Гваттари). Исходя из этой «логики», постструктурализм отрицает учение Гегеля, ибо философия Гегеля – это высшая форма западного рационализма и потому постструктурализм выступает как антигегельянство.
Основы постструктурализма заложили, как полагают, Ницше и Хайдеггер. Ницше первый отверг системный способ мышления и оформил свои мысли в виде фрагментов, афоризмов и сентенций. Он повторил вслед за Шопенгауэром мысль о том, что, в действительности, бытие не существует - есть лишь его интерпретации и толкования (представления конкретного человека о мире), которые бесконечны, многообразны и часто бестолковы. Таким образом, был приоткрыт ящик Пандоры, из которого в мир хлынуло зло.
Мир был назвал «ничто», «пустотой», а «пустоте» можно присвоить любое имя. А можно вообще не давать ничему никаких имен, потому что имя – это пустой знак, за которым не стоит ничего. Если дело пойдет именно так, то «человек без имени» по-просту раствориться в «соляной кислоте» «ничто» и никакого спасения этой «мыслящей субстанции» не будет. Человеку не за что будет зацепиться именно потому, что деструктивизм не признаёт истину.
А чем, в действительности, является истина для человека в нашем мире? Сейчас она у каждого своя, потому что опираться на «ничто» внешнего мира опасно. Частная истина человека является зацепкой (маркером) за мир, которая позволяет ему не раствориться и не сгинуть в пустоте. Все знают, что чем больше «истин» и «вер» у человека – тем сильнее его мировоззрение, тем устойчивее он в жизни. Такого человека нельзя так просто взять и отправить на грабительскую войну, растлить, сделать палачом, вором или проституткой. Это нельзя сделать именно потому, что ему есть за что зацепиться.
По сути, жизнь – это способ уцепиться за что-то, чтобы не исчезнуть. Кто-то цепляется за деньги (слабая зацепка). Кто-то – за традиции. Иные – за знания или веру. Многие – просто за последнюю «соломинку). Но не все знают, что цепляться можно только за «маркеры», которые собирают личность. А личность – это единственная система, которая сегодня может противостоять натиску деструктивной бессистемности.
Я, например, знаю, что у меня за плечами есть сент-Экзюпери, в которого я верую, как в Бога, ибо он собрал меня как личность одной простой мыслью, что Бог – это «божественный узел» (система). У меня есть свой Бог, свои музыка, живопись, взгляды, добро и зло. Всё это – маркеры, с помощью которых человек может уцепиться за жизнь. Лиши его этих «маркеров» и он будет сбит с толку и дезориентирован.
Именно этим всё последнее время и занимается постструктурализм. Он вводит людей в состояние замешательства и дезориентации. Он стирает все метки, с помощью которых человек может ориентироваться в пространстве и времени. Утеряв способность ориентироваться и собираться, человек станет ориентируемым – то есть, пойдет туда, куда ему укажут.
Человек не должен жить только сегодняшним днем и нынешним внешним миром с его разрушительными тенденциями. Чтобы сохранить себя в агрессивной среде, он должен собрать свой собственный внутренний мир, который защитит его от разрушения. Этот мир должен включать в себя набор истин-вер, которые человек выстрадал и пережил. Эти истины не должны быть истинами внушенными, потому что истины внешнего мира сегодня смертоносны. Человек должен создать своего внутреннего Бога и молиться только ему. Это необходимо сделать для того, чтобы не уподобиться стаду безмозглых овец, которых деструктивист гонит на бойню.
Свидетельство о публикации №215060300853