Глава 8. Альтруист

          Не берусь объяснить, как человек становится альтруистом. Вегетарианцы из жалости и сострадания к животным не могут есть мяса. Не то чтобы отвращение. Хотя и такое возможно. Вегетарианцы не едят мясо из сочувствия ко всему живому: как можно есть мясо убиенного существа. В то же время каннибалы охотно поедают человеческое мясо.

 
          Пацифисты от мяса не отказываются, но категорически против убийства людей. Выступают против любых войн. Причина - в идейных убеждениях.


          Альтруистов можно встретить и среди вегетарианцев и среди всеядных пацифистов. Довольно распространённая категория людей. Проявить альтруизм может любой человек в той или иной подобающей обстановке, в благоприятствующих тому условиях. К примеру, прийти на помощь утопающему или получившему травму человеку.


          Не могу с достоверностью утверждать, но допускаю мысль, что альтруизм Аркадия зародился в связи с историей с мухами. Помните? Мама с ужасом обнаружила, как её пятилетний сын отрывает крылья у мух и потом с любопытством рассматривает, как те передвигаются по оконному стеклу, не в состоянии взлететь. Парнишка усвоил урок матери: нельзя совершать похожие злодеяния ко всему живому. Мучить кошек, избивать собак, вспарывать без наркоза живот лягушкам. К слову сказать, подобные намерения у него никогда и не возникали.


          Не все дети оказываются восприимчивы к такого рода урокам. Жестокость к людям была неприемлема для Аркадия с детского возраста. Став взрослым, он никогда не смог и не стал бы палачом. Став взрослым, он никогда не смог и не стал бы пытать человека, даже когда это принуждало приказом расправиться с врагом, совершившим тяжкие злодеяния и зверства. Не стал и в том случае, если за отказ должен подвергнуться сам этим ужасным пыткам.


          Альтруизм Аркадия проявлялся постоянно и во всех случаях жизни. Возвращался вечером домой по зимней Рижской улице в Валке. Двенадцать лет было, в пятом классе учился. Смотрит, тротуар от толстого слоя льда пытается очистить его возраста мальчик-латыш. Тяжело подается работа, неохотно отламываются куски от сплошной плиты, покрывшей тротуар. Напряженно трудиться пацан.


          Не мог пройти мимо Аркаша: «Давай помогу». Тот не возражал. Хотя русским владел плохо, а Аркаша и вовсе по-латышски обратиться не умел. Но поняли друг друга. Паренёк принёс ещё один ломик. Вдвоём, на пару продолжили нелегкую работу. С полчаса прилежно трудились подростки, когда в открывшуюся дверь выглянула мама латышонка и позвала домой.


          Глянул Аркаша на проделанную работу – метра полтора, не больше. А в одну и другую сторону  на всю длину улицы тянется нескончаемой дорожкой лёд.  Понял, не зная языка, что мать пояснила сыну бесполезность проделанной работы. Просто поутру хозяева домиков, каждый на своем участке посыплет обледеневший тротуар песком, чтобы не скользко было прохожим.


          Что ж получилось? Напрягались, старались изо всех сил, а выходит зря. Ни к чему затраченный труд.


          Но Аркаша не огорчился. Он испытал чувство удовлетворения и гордости за себя. Вот он какой! Может вот так, без обращения к нему за помощью, поддержать, оказать содействие незнакомцу,  кому в тот момент трудно, тяжело.


          Помочь нуждающемуся, вступиться за несправедливо обиженного, подставить плечо, даже когда об этом не просят, стало неотъемлемым свойством, нормой поведения Аркаши-мальчика, Аркадия-юноши, взрослого Аркадия Львовича.


          Это не означает, что Аркаша ко всем людям относился одинаково. Не был мстителен и злопамятен, но долго помнил и не скоро забывал нанесенные обиды. Был непримирим к тем, кто причиняет зло ему либо кому-то другому, поступает несправедливо. Был нетерпим к подлости. Но это уже, будучи взрослым. В детстве и юности даже предательство имеет узкий смысл, касается всяких там житейских мелочей, на подлость способны только взрослые люди. Детская подлость носит игровой характер, продиктована желанием насолить, подставить подножку в прямом и переносном смысле, без отягчающих последствий.


          В школьные годы любимым писателем  Аркаши был Чехов. Нет, не подумайте, Пушкина ставил выше всех, преклонялся перед всеми писателями и поэтами, составившими гордость русской литературы XIX века. Но Чеховым зачитывался. Восхищался остроумием писателя, а главное его философскими рассуждениями и наставлениями. Уже в старших классах попалось на глаза письмо Антона Павловича к брату Николаю. Аркадий переписал письмо в толстую тетрадь. Отдельные строки письма запали в память, следовал до конца жизни. Вот они.


          Антон (ему в момент написания письма было 26 лет, Николаю – 28) начинает поучения брата, того, что всего на два года старше, с перечисления качеств, которые знает за ним и которые относит к хорошим: «ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив…» Недостаток один – невоспитанность. «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:


          Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

          Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

          Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках.

          Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями…

          Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня той среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить наизусть монолог из Фауста».


          Эти мысли и требования к человеку настолько созвучны умонастроению Аркадия, что он готов воспроизвести наизусть. Они стали неотъемлемой частью его души, он не мыслил и не мог поступать в жизни по-иному.


          Хотя, как догадался проницательный читатель, нередко следование и соблюдение этих правил и принципов оборачивалось для моего героя изрядными издержками, а иногда и ощутимыми неприятностями.


          Как-то, анализируя свой характер и свое поведение в социальной среде, которую ему уготовила судьба, он склонялся к мысли, что ему больше всего подошла профессия врача, лучше терапевта, хирург пользуется анестезией и не причиняет боли пациенту, все же резать человека по частям и на части не очень подходило характеру Аркадия.


          И ещё из него мог получиться отличный адвокат. Он нашёл бы смягчающие обстоятельства, способен проявить сочувствие даже к преступнику. Тот пошел на преступление, зная, что это скверно, предугадывая нежелательные последствия для собственного благополучия. Аркадий допускал позднее, запоздавшее раскаяние, которое приходит, когда надо отвечать за содеянное преступление. Единственно к кому не питал сочувствия и не стал бы защищать на суде – это убийцы и садисты.


          С Володей Дьяченко Аркадий познакомился в книжном магазине. Разговорились. Володя оказался начитанным интересным собеседником. Узнав, что имеет дело со студентом истфака МГУ, спросил:

- Вы в церковь ходите? Вы действительно готовы отдать жизнь за Родину, как отдавали наши предки во времена междоусобицы, за построение коммунизма?

А р к а д и й: Владимир, мой прадед - священник, потомственный почетный гражданин. Было такое звание, которого священники тоже удостаивались. Звание перешло к дедушке, наследовалось. Дедушка религию не исповедовал. Мало того, сохранился его членский билет "Союза воинствующих безбожников". Мать верующая. В довоенные годы крещение детей не приветствовалось. Чтобы не навредить отцу мать крестила меня и мою сестру втайне от отца. Так что я крещеный. Но религию не исповедываю.
 
Мы с Вами  ровесники. Дети, пережившие войну, к Родине по-другому относиться не могут. Через всю жизнь пронес готовность отдать жизнь. При этом не рассматриваю это как подвиг самопожертвования. Естественное состояние для человека, обладающего чувством человеческого достоинства, признающего, что честь дороже жизни.


В о л о д я: Знаете, если бы вы называли себя христианином, то мне было бы легко вам возразить. И всё-таки, вы, в самом деле, готовы дать клятву, что будете убивать по приказу начальника, как это делают новобранцы? Что такое военная служба? А вот что: как только молодой человек возрос, окреп, может помогать своим родителям, его приводят в приемную, велят раздеться, осмотрят и потом велят на кресте и Евангелии поклясться, что он будет слушаться во всем своих начальников и будет убивать всех тех, кого ему велят убивать.

Люди, которых ему велят убивать, не сделали ему никакого зла, он никогда не видал их, но стреляет их, потому что поклялся делать это на Евангелии, — на том самом Евангелии, в котором сказано, что не должно клясться и не только убивать, но и гневаться на брата.

Защищать себя, свою жизнь - это чувство, естественное, то есть животное. Это делают и животные, даже насекомые, осы и пчёлы.
Понятие чести – чувство, воспитываемое с детства только у людей.
Отсюда многочисленные дуэли прошлого века. Но речь о войне сегодняшней. О войне в наше время.


А р к а д и й: Не стоит путать чувство чести с принятым в то или иное время этикетом. Как в Вашем примере с дуэлями. Изначально хочу пояснить, что оспаривать Вас не буду. Опровергать, доказывать, что прав именно я. Сколько бы мы с Вами не общались, каждый останется при своем мнении, не изменит своей позиции.

Как не исповедующий религию первые четыре заповеди опускаю. Есть заповедь: Не убий». Разделяю её пояснения, принятые в православии: «Только два случая убийства н е з а к о н о п р е с т у п н ы: убиение врага на войне и смертная казнь преступника. …Во время нападения врага или во время пожара, наводнения, моровой язвы и тому подобных бедствий каждый должен не щадить ни здоровья своего, ни даже жизни своей для спасения других». Цитирую по «Начальному наставлению в православной христианской вере» за 1868 год. Есть в моей личной библиотеке такая книга.


В о л о д я: Дело в том, что отвергая первые заповеди, главные, вы отвергаете и самого Христа.


А р к а д и й: Вы меня правильно поняли. Человек при моих взглядах не признает авторитет Христа. Кроме того, Вы знаете, что есть ещё Магомет и Будда. Читали средневековый анонимный трактат «О трёх обманщиках»? Очень любопытная логика.


В о л о д я: Я не исключаю, что вы, как добросовестный неверующий, не уступаете самым добросовестным верующим, можете даже превосходить некоторых. Вам, действительно, ничего не остаётся, как следовать тому, что считаете нужным и что считает большинство. Если я правильно понимаю, вы готовы по приказу убивать в любом месте и любых людей – это так?


А р к а д и й: Вы передергиваете, приписываете мне то, чего не говорил. Я не стану убивать любых людей и в любом месте. В этом вопросе разделяю 6-ю заповедь, не принимая в целом вероучения христиан.

Я не сказал «нет», то есть не стану подчиняться приказу и нарушать клятву. Клятва ставит вопрос таким образом. Я обязуюсь защищать Родину даже ценой собственной жизни. Чтобы быть понятым, поясняю. Не стану стрелять приговоренного к смертной казни. Не приму участия в расстреле даже в том случае, если за невыполнение ко мне будет применена та же мера. Я не сторонник замены смертной казни пожизненным заключением.

А вот когда по другую сторону окопов такой же человек, как я, стреляет в меня, хочет меня, такого хорошего, убить, тут я вправе стрелять не по приказу, а по долгу. В этой ситуации я защищаю не только свою собственную жизнь, оставаясь живым, продолжаю оставаться защитником Родины.
 
Клятва. Я не только соблюдаю без всякого принуждения указанные мной заповеди, но и множество других моральных норм, принятых человечеством. Служил срочную службу. Имею военную специальность. Поставил личную подпись под Присягой. И считаю своим долгом соблюдать ее.

Считаю, что каждый, пригодный по состоянию здоровья к военной службе, должен пройти её. С тем, чтобы овладеть военной специальностью и быть готовым с оружием в руках защищать Родину. В случае большой войны военная специальность будет востребована.


В о л о д я: А я говорю, что большинство не придерживается учения Христа, а предпочитает решать вопросы силой. Церквей христианских много с разными толкованиями.
Скажите, как вы сами понимаете 6-ю заповедь?


А р к а д и й: 6-я заповедь мне интересна только в историческом плане, для сравнения с другими религиями. Моя позиция? Я за смертную казнь убийц. Но сам выступать в роли палача-исполнителя никогда бы не стал и не стану. Когда речь идет о защите Родины, ответ однозначный буду стрелять, не испытывая ни каких моральных сомнений и угрызений совести.


В о л о д я: Смерть плотская, которая стоит перед каждым из нас, напоминает нам, что не дано нам вкушать плода ни от какого из дел наших, что смерть всякую минуту может оборвать нашу жизнь, и потому одно, что мы можем делать, и что может дать нам радость и спокойствие, это то, чтобы всякую минуту, всегда делать то, что велит нам наш разум и наша совесть, если мы верим откровению, откровению Христа, если мы верим ему, то есть, если уж мы не можем делать ближнему того, что нам хочется, не делать ему, по крайней мере, того, чего мы себе не хотим. Люди делают другим то, чего себе не желают, убивают, грабят, обворовывают, мучат друг друга вместо того, чтобы жить в любви, радости и спокойствии, живут в мучениях, горести, страхе и злобе.


          Читатель догадался, что это не спор придерживающихся разных точек зрения собеседников, а выяснение позиций. В таких диалогах нет победителя и побежденного. Каждый участник, расставшись, останется при своем мнении. Но диалог подсказывает, что вполне благополучные люди, проникнутые идеями гуманизма, могут оказаться по разные стороны миропонимания. Альтруизм не претендует на победу в мировом масштабе, не ставит задачу, перевоспитать всё человечество в духе всеобщей любви и благоденствия.  Он лишь свидетельствует, что существуют люди, способные бескорыстно проявлять гуманизм словом, делом, а если понадобится ценой собственной жизни и даже с оружием в руках.


          Вам приходилось бывать в московском парке Горького? Спрашиваю не москвичей. Полное поименование «Парк культуры и отдыха имени Горького». Обратили внимание, не просто отдыха, а культуры. И назвали так в 1928 году при создании. Первоначальное название «Комбинат культуры на свежем воздухе». Советское правительство, возглавляемое большевистскими вождями, заботилось о воспитании культуры у советских трудящихся всеми силами и средствами. Таково было и предназначение «Парка культуры и отдыха».

 
          Аркадий любил бывать в этом парке. Прогуливаясь по уединённым аллеям парка можно было беззаботно предаваться досужим размышлениям и философским рассуждениям.


          Одной из достопримечательностей парка был пруд. Разделён на две части: одна часть Голицинского пруда для уток и лебедей, на другой лодочная станция.
Как-то прогуливаясь по парку, присел Аркадий на скамейку вблизи от причала. На скамейке сидели молодые ребята. Оказались спасатели лодочной станции. Выяснилось, что требуется еще один спасатель. Студент, отслуживший срочную службу, вполне подходил. Переговорили с начальником. Сказал для оформления достаточно паспорта и письменного разрешения деканата.

 
          Аркадий совсем недавно прочитал в журнале, как можно скопировать печать с помощью варёного яйца. Прижать к бумаге желательно со свежей печатью и перенести на нужный документ. Никакая экспертиза не обнаружит подделки.

 
          Обращаться в деканат за разрешением поленился. На руках имелось недавно полученное ходатайство деканата предоставить студенту МГУ разрешение работать в архиве Академии наук. Для дипломной работы. Аркадий решил испытать предложенный способ получения печати. Пишущая машинка, и никакая-нибудь, а «Ремингтон», была у Виктора. В комиссионном купил. Так что оба сокурсника успешно пользовались пишущей машинкой. 


          Аркадий отпечатал текст разрешения на работу в свободное от занятий время. Печать удачно поставил указанным способом. Подпись скопировал от руки. У Аркадия неплохо получалось. Тем более понимал, что в отделе кадров парка подлинную подпись декана не знают, а коль есть печать, проверять не станут.


          Через два дня, это была суббота, Аркадий приступил к работе. Явился к пяти часам. До шести работала касса. В семь причалили последние лодки. Все пошли по домам. Аркадий остался в одиночестве дежурить до прихода ночного сторожа.  Всё шло своим чередом. Студент был доволен, что таким легким трудом сумеет заработать денег.


          Но не прошло и получаса, как к нему обратилась женщина с ребёнком. Приезжая. Проездом в Москве. Хотела бы дочку в память о столице покатать в лодке. В другой раз прийти не сможет, они уезжают. После долгих уговариваний, когда Аркадий объяснял, что не имеет права, что касса уже закрыта, женщине удалось уговорить незадачливого студента.


          Денег не взял, хотя и предлагала, посадил в лодку и разрешил недолго прокатиться по водоему. Но на этом дело не кончилось. Увидев лодку на воде, к станции потянулись другие посетители парка. Все очень убедительно объясняли, что это единственный случай доставить удовольствие своему ребенку.


          Как не отнекивался, как не упорствовал Аркадий, в конце концов, сдавался. А дальше пошло-поехало. Вскоре вся поверхность пруда была занята довольными мореплавателями.

 
          Оживление на лодочной станции, которая по расписанию должна быть закрыта, не прошло без внимания дежурившего в этом районе милиционера. Он потребовал вернуть все лодки к причалу. Но как это сделать? Что мог предпринять Аркадий? Милиционер тоже был бессилен противостоять нарушению правопорядка.


          Сообщил своему начальству. Прибыла целая команда милиционеров во главе аж с майором. Через громкоговоритель объявили всем причалить к берегу. Вскоре порядок был восстановлен. По такому чрезвычайному происшествию  вызвали из дома заместителя директора парка. Завели провинившегося студента в дежурную комнату милиции, что была предусмотрена в парке. Здесь учинили Аркадию строгий допрос.


          Специально несколько человек пригласили в качестве свидетелей. Свидетели были на стороне пострадавшего. Потому единодушно утверждали, что денег с них сотрудник парка не брал. Отказывался. Разрешал пользоваться бесплатно, поскольку касса закрыта. Но это не спасло от жесткой расправы. Обыскали. Мелочь и десятирублёвая купюра были конфискованы. Откуда знать, что это личные деньги, не плата за прокат лодок?


          Натерпелся страхов Аркадий пока шло долгое и не шуточное разбирательство. Грозили возбуждением уголовного дела. Но больше всего боялся студент, что администрация парка сообщит в деканат о провинности их подопечного. Если так, раскроется другое преступление, подделка документа-разрешения. Не дай, боже, никому оказаться в подобной переделке.


          Но всему приходит конец. Милиционеры и представитель администрации, вдоволь отведя душу и нагнав страху, отпустили провинившегося. В общежитие на Ленинские горы пришлось добираться пешком. Расстояние немалое. Но что тут поделаешь? Отобрали все деньги, даже на проезд не оставили.


          Побитый после случившегося вернулся Аркадий. Виктору ничего рассказывать не стал. Несколько дней в страхе ожидал вызов в деканат. Но администрация парка расправившись с набедокурившим работником, на этом дело и прекратила. Что со студента возьмёшь? Они все такие несмышленые, к жизни не приспособленные.


          Эта история плохо закончилась только для студента. Не вписывается поведение альтруиста в действующие правила и законы. Тем и плохо. Так что альтруизм несет в себе не только благо, но может оказаться причиной большой беды. Что было бы, если кто-то стал тонуть. Аркадий мог не уследить, не оказать своевременную помощь.


          Остаётся заключить: будьте осторожны альтруисты, следуйте требованиям правил и законов, чтобы доброе деяние не обернулось злом.


          Альтруизм может привести к драматическим последствиям. Но альтруиста, как и горбатого, лишь могила исправит.


                http://www.proza.ru/2015/05/23/1834


Рецензии
Георгий, я бегло пробежал, пропуская куски. Сразу по ходу советую - для удобства пишите реплики так, чтобы их не перепутать.

Для этого можете перед началом своей реплики ставить букву Г,
а перед началом моей – В

Альтруистом я себя не называл. Все христиане альтруисты, но не все альтруисты христиане – я так считаю. Я, хоть и плохой, но христианин.

Освобожусь, пережую всю статью, если найду, сделаю ещё замечания.

До следующей встречи.

Всего доброго.

Владимир Дьяченко   03.06.2015 15:53     Заявить о нарушении
Владимир, ты невнимательно прочитал. Альтруист у меня Аркадий. О нем речь. А Володя представлен как христианский пацифист.

В диалогах я ставлю полное имя. В этой главе попробовал обойтись без имен. Но речь каждого достаточно длинна, делал разрывы, отсюда путаница. Так что возвращаюсь к своему обычному первоначальному варианту, указываю имена.

Георгий Кончаков   03.06.2015 17:04   Заявить о нарушении